Поделись ссылкой с друзьями |
|
Димитриевская родительская
суббота
2 ноября 2013 – Димитриевская родительская суббота – ближайшая
суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского
(26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом
поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам,
павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала
днем заупокойного поминовения всех усопших православных
христиан.
История установления
Димитриевская
суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав
знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380
года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил
Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен
обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из
числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея
Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма
Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов,
павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей
трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое
поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250
тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе
с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский
день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.
С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти
святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия
Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные
богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать
поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на
поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.
Традиции
В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы
почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и
заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.
В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и
Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого
поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших
христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота
несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской
битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за
православную веру.

Фото: Анатолий Горяинов
Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно
помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще
Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но
каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и
благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв
включена следующая краткая молитва:
Молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих,
сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан,
и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им
Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где
записываются имена живых и усопших сродников. Существует
благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая
которые и в домашней молитве, и во время церковного
богослужения, православные люди поминают поименно многие
поколения своих усопших предков.
Церковное поминовение в родительскую субботу
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо
прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне
родительской субботы. В это время совершается великая панихида,
или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения
парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную
субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после
которой служат общую панихиду.
Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию,
прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке
крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в
родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми
упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана
и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена
Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).
Все имена должны быть даны в церковном написании (например,
Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши,
Любы).
Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить
продукты. Как правило, на канон (панихидный столик) кладут хлеб,
сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор,
кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не
положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.
Необходимо помнить
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь
отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету,
ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном
столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма
благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую
потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить
добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Источник:
Православие.ru
1 ноября 2013 года
|