Поделись ссылкой с друзьями |
|
Рассказы отшельников из Обдыра
В редакцию Официального сайта
Сыктывкарской и Воркутинской епархии поступили письма от бывших
членов секты Кожевникова, которая нашла себе пристанище в
поселке Обдыр Княжпогостского района нашей республики, и уже
почти десяток лет сидит на осадном положении, угрожая
самосожжением при попытках вмешаться в их жизнь со стороны
представителей Церкви и государства. Рассказы людей, покинувших
секту, и вернувшихся к нормальной жизни приоткрывают завесу
тайны над жизнью затерянной в лесах «религиозной общины».
В целом ситуация такова: отшельники и
их дети, лишенные возможности получать образование, медицинскую
помощь, лишенные элементарных санитарно-гигиенических условий
живут в ожидании «конца света», под постоянной угрозой того, что
их сожгут руководители секты. К счастью люди иногда осознают то,
что с ними происходит. Основным показателем этого является то,
что число «отшельников» за прошедшие годы сократилось с 80 до 10
человек. Но, к сожалению, бегство из секты не является
единственной причиной этого сокращения. Люди отходят в мир иной
без духовного напутствия и медицинской помощи. Медицинского
освидетельствования для установления причины смерти никто не
производит и людей просто напросто закапывают в землю. И никому
до этого нет дела…
Предоставим слово непосредственным
участникам событий, имена которых, мы по понятным причинам не
публикуем:
«Общиной руководит бывший священник
из города Уржум Александр Кожевников. В результате своих
конфликтов с епархиальным священноначалием, он оставил служение
на вверенном его попечению приходе, и собрав группу
экзальтированных людей, видящих в нем «кого-то великого»
удалился в леса Республики Коми.
Сначала лжестарцу слепо верили.
Укрепляли подобную веру многие «чудеса», которые происходили в
жизни яко бы по его молитвам. Первые переселенцы поехали в
Княжпогостские леса за год до переселения туда лжестарца с
Уржума. Переезд был совершен без благословения и ведома как
Вятского, так и Сыктывкарского епархиального руководства.
Вначале, в общине все было «нормально». Немного учились, много
молились, очень тяжело работали.
Основная масса людей, которые уехали
в самом начале, в основном оставили общину из-за того, что не
обрели здесь желаемого. Ведь многие люди поехали за «батюшкой»,
а не за Богом, в надежде обрести более сытую жизнь, рассчитывая
на щедрую помощь московского миллиардера Сергея. Но, уже в
первый год у спонсора с «батюшкой» возникли разногласия – Сергий
противоречил фанатичным взглядам лжестарца, и помощь
прекратилась.
Начались большие искушения, бытовые
трудности – многие не выдержали и стали уезжать. Через некоторое
время батюшка выгнал диакона Владислава, виной тому были
«дворцовые интриги» – борьба за власть в небольшом коллективе.
Диакон так же разделял далеко не все взгляды «батюшки». Убежавши
из леса, отец Владислав вернулся в лоно Русской Православной
Церкви и несет священническое служение в иерейском сане и заочно
учится в духовной семинарии. Отец Владислав был рукоположен во
иерея епископом Уржумским и Омутнинским Даниилом на Божественной
литургии в день Торжества Православия 2013 года.
Во время всей жизни общины ее членам
насаждалась мысль о враждебности внешнего мира и ненависть к
нему. У лесных отшельников постоянно возникал вопрос: как могут
быть плохими все окружающие люди? Об этом все время говорилось в
общине. Кто бы ни приехал – все желают нам зла – привозят с
собой компьютеры, жмут на клавиши, и производят на нас
воздействие. Некоторые отшельники в мирской жизни имели опыт
общения с компьютерной техникой, и никак не могли понять, как
такое может быть.
Если кто-то в общине поссорился с
кем-то, «батюшка» всегда спрашивал – есть ли приезжие за
оградой? Мол, из-за них все неприятности.
Большие проблемы начались после
отказа от документов, денег и ухода в затвор. Когда была
совершена последняя поездка лжестарца и его ближайшей помощницы
– бывшей надзирательницы из психиатрической клиники в город за
продуктами, то нам об этом даже не сказали. В городе Емве, на
книжке у некоторых были детские деньги, но они не могли их снять
и сделать хотя бы небольшие запасы, хотя помощница «батюшки»
закупила для своей семьи продуктов на ближайшие несколько лет.
Затем «батюшка» начал делить семьи. Нас с мамой и 13-летним
братом забрал в свой барак, а отец остался жить в другом бараке,
потому что руководитель общины ему не доверял.
Отец долго не выдержал, и 30 августа
2009 года покинул общину навсегда. Через год приезжал
повидаться, а лжестарец нас даже за забор не выпустил, опасаясь,
что отец увезёт нас с собой. Сбежавшие родственники пытались
писать письма в Обдыр, но «батюшка» и его помощница заставляли
сжигать письма, не читая.
После того, как отец оставил нас,
наша жизнь стала целиком зависеть от лжестарца. Постепенно
власть в общине от «батюшки» перешла к его помощнице и её сыну,
который всегда ходит с оружием. Лжестарец стал от них сильно
зависеть и делать все, как они скажут. Они шантажировали его
тем, что он сексуально надругался над их дочерью и сестрой,
сбежавшей из общины. Нам приходилось все терпеть. И унижения, и
клевету, и очень тяжелую работу. Запасы пищи постепенно стали
таять. Все перешли на одноразовое питание – кушать можно было
только один раз в день в 8 часов вечера. Люди, имеющие запасы,
ели их тайком, а в душе каждого вставал вопрос: «как мы
предстанем перед Богом, когда друг от друга кусок прячем?» Брат
от голода начал воровать – добрался до общей муки (из которой
пекли только просфоры), и ел её по ночам, просто смешивая с
водой. Ели отходы, которыми кормили лошадей, собак и кошек.
Работать приходилось очень много.
Летом спали по два, три часа, работая на сенокосе и огороде.
Зимой тоже работы хватало: уборка снега, заготовка дров.
После визита сотрудников
правоохранительных органов из дома без вооруженного охотничьим
ружьем сына надзирательницы не выходили. Двери в доме все
запираются на замки изнутри, а ключи хранятся у надзирательницы
– без разрешения не выйдешь. На окнах двойные решётки – изнутри
и снаружи. Под домовой церковью, в подполье, и у дверей большой
запас горючего, которое будет подожжено, как только появится
угроза постороннего вмешательства. Люди, живущие там, с этим
согласны. И даже писали расписки такого содержания: «если я буду
кричать и вырываться, пытаясь сбежать, то свяжите меня и не
выпускайте».
Теперь о службах. Слухи о том, что с
батюшки якобы снят сан, в общине приняли скептически и сказали,
что это враг лишил его сана. Патриарха Кирилла и священноначалие
в общине поминают с добавкой «аще не еретик – помяни Господи».
Службы совершаются 3 раза в неделю – четверг, суббота,
воскресенье и в праздники. Службы очень длительные, длятся по 9-
10 часов. Причастие бывает в половине двенадцатого ночи.
Мы хотим рассказать всем, что
происходит в общине, и в связи с этим обращались в различные
инстанции и средства массовой информации. После нашего обращения
вышла статья в православной газете «Вера», но у прочитавших
статью создается впечатление, что в общине все отлично: и мужики
то там – «золотые руки», и трактора есть, и машины, и лодки, и
рыбалка, и охота.
Но на самом деле мужиков осталось
двое: это сын надзирательницы и 64-летний лжестарец, и они не
являются не рыбаками, не охотниками. Трактор и машина есть, но
они не могут ездить на воде, а остатки бензина расходуются
только для распилки дров. Фельдшер, убежавшая в феврале 2013
года из общины, дала бывшему председателю Мещурского сельсовета
Стеблиной Людмиле Николаевне подробный список того, в чем община
нуждается. Но лжестарец, запретил пользоваться товарами
«забесованными из-за штрихкодов».
В самом начале нашего «сидения» все
было немного проще. Тогда к нам приезжал Сыктывкарский епископ
Питирим и священники. Они служили молебен об умножении любви и
искоренении всякой злобы. Владыка Питирим обратился к нам с
проповедью, в которой призывал всех нас хранить верность Русской
Православной Церкви и Святейшему Патриарху, находится в
послушании у священноначалия Церкви, а не искать всякие
штрих-коды и ИНН на продуктах и документах. Сейчас такой визит
уже был бы не возможен. Все стало гораздо жестче и страшнее.
Судьба оставшихся в общине людей не может не внушать тревогу».
На сайте газеты «Республика»
опубликованы выдержки из обращения членов «общины» Кожевникова.
Вот одна из них:
«Приняв ИНН, мы примем цифровое имя, данное антихристом.
Прежде были не готовы и допустили принятие нового паспорта,
медицинского полиса, пенсионных свидетельств и пользовались
некоторой сетью услуг, сейчас отвергаем – ибо каждый документ
“зашестерен”. Мы отвергаем, как недопустимое действие, кощунство
и издевательство над Богом, просмотр фильма про Иисуса Христа по
роману Дэна Брауна и другие фильмы про Иисуса Христа. В
заключение нашего исповедания просим у всех прощения за смущения
и разногласия, возникшие из-за нашей общины».
В подобных заявлениях можно усмотреть
какие-то убеждения религиозного характера и оставить их на
совесть верующих: «Мало ли кто и во что верит, ведь у нас
свобода религиозных убеждений», но если оценить подобный «символ
веры» беспристрастно с точки зрения психиатрии, то станет
очевидно, что людей, чье жизненное кредо определяют подобные
убеждения, надо спасать. Возможно, спасать против их собственной
воли. В этом, по моему мнению, и заключается одна из
обязанностей государства по отношению к своим гражданам.
Александр Кожевников
Владислав Пластинин
Фото с сайта газеты «Республика»
17 декабря 2013 года
|