Поделись ссылкой с друзьями |
|
О смысле жизни – с владыкой
Питиримом
12
января в Свято-Стефановском храме Ухты прошла встреча епископа
Сыктывкарского и Воркутинского Питирима с молодежью. Послушать
пастырское слово в духовно-просветительский центр «Сретение»
пришли также священнослужители, прихожане, представители
казачества и прессы.
Свое выступление владыка Питирим начал с ответов на вопросы,
которые ему задают на каждом шагу.
Почему Бог установил такое течение жизни? Куда Он смотрит? «Если
Бог — любовь, значит, Он не сотворил зло. Но этот ответ не всем
понятен», – сказал епископ. И пояснил, что изначально даже
любимейший у Бога Денница был добрейшим ангелом. И пал он только
по своей гордости и зависти. То есть, совершив грех. А что такое
грех? Это непопадание в цель, искаженная добродетель. «Пусть
ярость благородная вскипает, как волна…» – помним мы строчки из
известной песни. Ревность благородная есть и у светоносного
Архангела Михаила, который низверг с Небес возгордившегося
Денницу. И мы знаем, что нет в мире злее дьявольской силы», –
констатировал владыка.
Знаем мы и апостольские строки: «Наша борьба не против крови и
плоти, а против духов злобы поднебесной». И поле этой битвы, как
сказал Федор Достоевский, – сердце человека. Потому важен ответ
на другой вопрос, для чего пришел Христос? «Ну не революцию же
совершить, и не хлебом всех накормить. Цель же совсем другая, –
разъясняет владыка. – Об этом мы в храмах должны говорить
ежедневно».
Слова Христа «Я есть хлеб жизни» восприняли в штыки даже
книжники и фарисеи, то есть те, кто до буквы знал Закон Божий.
Не поняли поначалу и апостолы. Кто не заглядывал в Евангелие или
не вникал в проповеди священников во время богослужений, тот,
конечно, вряд ли в курсе бесконечных «стычек» Спасителя с
окружающей Его толпой. Владыка лишь напомнил о наиболее ярких
моментах по теме — обвинении Христа в бесноватости,
каннибализме, о Тайной Вечере — прообразе святой Евхаристии,
когда христиане причащаются на Литургии Христовых Тайн. Епископ
Питирим богословски объяснил, как хлеб и вино преосуществляются
в Тело и Кровь Христовы.
- Ради этого и пришел Христос, – подчеркнул он, напомнив о
крестных страданиях Спасителя, понесшего человеческие немощи, а
значит, и способного помочь нам преодолеть их в себе. «Раздроби,
владыко, хлеб», – говорит дьякон во время Таинства Евхаристии.
Но это уже не хлеб, а Тело Христово. По закону предпочтения мы
не можем сказать, что к вам в класс пришел ректор Сыктывкарской
духовного училища. Или что в Коми прибыл с визитом сотрудник ФСБ
Путин. Вы скажете — епископ Питирим или Президент страны. Так и
здесь. Не вино и хлеб, но Тело и Кровь Христовы. Это важно
понять, иначе мы не ответим на вопрос, зачем пришел Христос.
Жертвенная любовь и обожение человека ради его спасения — такова
цель воплощения Богочеловека».
Далее правящий архиерей ответил на вопросы присутствующих.
Говоря о поисках духовных отцов и старцев, посоветовал
прихожанам не бегать по храмам и монастырям, а держаться все же
приходских священников. А то можно и умом повредиться, особенно
если полагаться на советы современных «лжестарцев» или старцев
по Интернету. Отвечая на вопрос о смысле жизни, отметил: «Жизнь
— это испытание, подготовка к вечности. Рая на земле нет. Если
человек видит ее смысл в карьере, материальном благополучии и не
стремится к жизни по евангельским заповедям, не участвует в
Таинствах Церкви, то есть не опирается на «духовные костыли» в
преодолении своих грехов, то как он войдет в Царство Небесное?
Нет на Теле Христа места, куда бы Его не ударили, распиная. И
человек, который по примеру Христа проходит все жизненные
испытания, становится, принимая Причастие, с Ним единым. А
многие ведь себе в осуждение причащаются, потому что так и
остаются неверующими, а то и еретиками. Или по-прежнему
прибегают к помощи гадалок, колдунов или экстрасенсов. Себе в
осуждение причащаются и те, кто молятся в храме, но при этом
выступают против иерархии, священства, осуждая вокруг себя всех
и вся. Иная жена всю жизнь терпит мужа — его пьянство,
неверность, а потом смотришь, они живут, как голубки. Почему?
Потому что она, как истинная христианка, претерпела все его
выходки, смотрела на выпавшие на ее долю испытания в жизни
духовными очами».
- Владыка, Вы как-то сказали, что храмы открываются, заполняются
людьми, но вместе с тем и ожесточаются силы зла. А как сейчас?
- Да, большая волна притока прихожан была в нелегкие 90-е годы.
Сейчас я наблюдаю то же самое. Возможно, сказываются
экономические причины, разные жизненные ситуации. Молятся за нас
здесь и новомученики и исповедники Российские, в земле Коми
просиявшие. Восстанавливаются храмы, там, где об этом и не
мечтали, в самых отдаленных районах Коми. потому что
востребованы. И Патриарх Кирилл не зря реализует с
правительством столицы проект «200 храмов Москвы».
Но Святейший также видит другую тенденцию — направленную на
очернение священноначалия по принципу «Поражу пастыря — и
рассеются овцы». По слову святого старца Серафима Вырицкого,
наступают времена лжи и клеветы, которые сложнее пережить,
пожалуй, чем первые века гонения на христиан. Вот, 10 января мы
вспоминали подвиг 20 тысяч мучеников, в церкви в Никомидии
сожженных и прочих вне ее пострадавших. Но тогда было понятно,
от рук кого люди гибли за Христа. Мучеников славили и были
готовы встать на их место тысячи других христиан. В прошлом ХХ
веке тоже одни гибли за веру, другие, атеисты, их уничтожали.
Сейчас, к сожалению, против иерархии восстают даже те, кого
считали своими, а они оказались лжехристианами.
- А какова ситуация в образовании?
- Слава Богу, православных священников стали пускать в школы.
Такое посещение, считаю, не менее эффективным для духовного
просвещения, чем преподавание Основ православной культуры,
потому что с учащимися встречается профессионал своего дела,
которого вопросы не застанут врасплох. Кроме того, сами учителя
многих школ приводят детей в храмы целыми классами, ребята
посещают воскресные школы. Например, в школе при нашем
кафедральном соборе более 70 учеников. Многие священники имеют
свои странички в социальных сетях и тоже могут ответить на
вопросы тех, кого интересует жизнь Церкви. Многие со мной
переписываются, в том числе молодое поколение. Мы учим детей
пользоваться Интернетом во благо и призываем к этому родителей.
Нина Попова
Источник:
Сайт храма святителя Стефана Великопермского
18 января 2014 года
|