На главную страницу

Поделись ссылкой с друзьями

О смысле жизни – с владыкой Питиримом

12 января в Свято-Стефановском храме Ухты прошла встреча епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима с молодежью. Послушать пастырское слово в духовно-просветительский центр «Сретение» пришли также священнослужители, прихожане, представители казачества и прессы.

Свое выступление владыка Питирим начал с ответов на вопросы, которые ему задают на каждом шагу.

Почему Бог установил такое течение жизни? Куда Он смотрит? «Если Бог — любовь, значит, Он не сотворил зло. Но этот ответ не всем понятен», – сказал епископ. И пояснил, что изначально даже любимейший у Бога Денница был добрейшим ангелом. И пал он только по своей гордости и зависти. То есть, совершив грех. А что такое грех? Это непопадание в цель, искаженная добродетель. «Пусть ярость благородная вскипает, как волна…» – помним мы строчки из известной песни. Ревность благородная есть и у светоносного Архангела Михаила, который низверг с Небес возгордившегося Денницу. И мы знаем, что нет в мире злее дьявольской силы», – констатировал владыка.

Знаем мы и апостольские строки: «Наша борьба не против крови и плоти, а против духов злобы поднебесной». И поле этой битвы, как сказал Федор Достоевский, – сердце человека. Потому важен ответ на другой вопрос, для чего пришел Христос? «Ну не революцию же совершить, и не хлебом всех накормить. Цель же совсем другая, – разъясняет владыка. – Об этом мы в храмах должны говорить ежедневно».

Слова Христа «Я есть хлеб жизни» восприняли в штыки даже книжники и фарисеи, то есть те, кто до буквы знал Закон Божий. Не поняли поначалу и апостолы. Кто не заглядывал в Евангелие или не вникал в проповеди священников во время богослужений, тот, конечно, вряд ли в курсе бесконечных «стычек» Спасителя с окружающей Его толпой. Владыка лишь напомнил о наиболее ярких моментах по теме — обвинении Христа в бесноватости, каннибализме, о Тайной Вечере — прообразе святой Евхаристии, когда христиане причащаются на Литургии Христовых Тайн. Епископ Питирим богословски объяснил, как хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христовы.

- Ради этого и пришел Христос, – подчеркнул он, напомнив о крестных страданиях Спасителя, понесшего человеческие немощи, а значит, и способного помочь нам преодолеть их в себе. «Раздроби, владыко, хлеб», – говорит дьякон во время Таинства Евхаристии. Но это уже не хлеб, а Тело Христово. По закону предпочтения мы не можем сказать, что к вам в класс пришел ректор Сыктывкарской духовного училища. Или что в Коми прибыл с визитом сотрудник ФСБ Путин. Вы скажете — епископ Питирим или Президент страны. Так и здесь. Не вино и хлеб, но Тело и Кровь Христовы. Это важно понять, иначе мы не ответим на вопрос, зачем пришел Христос. Жертвенная любовь и обожение человека ради его спасения — такова цель воплощения Богочеловека».

Далее правящий архиерей ответил на вопросы присутствующих. Говоря о поисках духовных отцов и старцев, посоветовал прихожанам не бегать по храмам и монастырям, а держаться все же приходских священников. А то можно и умом повредиться, особенно если полагаться на советы современных «лжестарцев» или старцев по Интернету. Отвечая на вопрос о смысле жизни, отметил: «Жизнь — это испытание, подготовка к вечности. Рая на земле нет. Если человек видит ее смысл в карьере, материальном благополучии и не стремится к жизни по евангельским заповедям, не участвует в Таинствах Церкви, то есть не опирается на «духовные костыли» в преодолении своих грехов, то как он войдет в Царство Небесное? Нет на Теле Христа места, куда бы Его не ударили, распиная. И человек, который по примеру Христа проходит все жизненные испытания, становится, принимая Причастие, с Ним единым. А многие ведь себе в осуждение причащаются, потому что так и остаются неверующими, а то и еретиками. Или по-прежнему прибегают к помощи гадалок, колдунов или экстрасенсов. Себе в осуждение причащаются и те, кто молятся в храме, но при этом выступают против иерархии, священства, осуждая вокруг себя всех и вся. Иная жена всю жизнь терпит мужа — его пьянство, неверность, а потом смотришь, они живут, как голубки. Почему? Потому что она, как истинная христианка, претерпела все его выходки, смотрела на выпавшие на ее долю испытания в жизни духовными очами».

- Владыка, Вы как-то сказали, что храмы открываются, заполняются людьми, но вместе с тем и ожесточаются силы зла. А как сейчас?

- Да, большая волна притока прихожан была в нелегкие 90-е годы. Сейчас я наблюдаю то же самое. Возможно, сказываются экономические причины, разные жизненные ситуации. Молятся за нас здесь и новомученики и исповедники Российские, в земле Коми просиявшие. Восстанавливаются храмы, там, где об этом и не мечтали, в самых отдаленных районах Коми. потому что востребованы. И Патриарх Кирилл не зря реализует с правительством столицы проект «200 храмов Москвы».

Но Святейший также видит другую тенденцию — направленную на очернение священноначалия по принципу «Поражу пастыря — и рассеются овцы». По слову святого старца Серафима Вырицкого, наступают времена лжи и клеветы, которые сложнее пережить, пожалуй, чем первые века гонения на христиан. Вот, 10 января мы вспоминали подвиг 20 тысяч мучеников, в церкви в Никомидии сожженных и прочих вне ее пострадавших. Но тогда было понятно, от рук кого люди гибли за Христа. Мучеников славили и были готовы встать на их место тысячи других христиан. В прошлом ХХ веке тоже одни гибли за веру, другие, атеисты, их уничтожали. Сейчас, к сожалению, против иерархии восстают даже те, кого считали своими, а они оказались лжехристианами.

- А какова ситуация в образовании?

- Слава Богу, православных священников стали пускать в школы. Такое посещение, считаю, не менее эффективным для духовного просвещения, чем преподавание Основ православной культуры, потому что с учащимися встречается профессионал своего дела, которого вопросы не застанут врасплох. Кроме того, сами учителя многих школ приводят детей в храмы целыми классами, ребята посещают воскресные школы. Например, в школе при нашем кафедральном соборе более 70 учеников. Многие священники имеют свои странички в социальных сетях и тоже могут ответить на вопросы тех, кого интересует жизнь Церкви. Многие со мной переписываются, в том числе молодое поколение. Мы учим детей пользоваться Интернетом во благо и призываем к этому родителей.

Нина Попова

Источник: Сайт храма святителя Стефана Великопермского

18 января 2014 года

 
На главную страницу