Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Важны люди, а не цифры
Председатель
Синодального информационного отдела В.Р. Легойда ответил на
вопросы корреспондента газеты «Столичность».
- Владимир Романович, в Москве полным ходом движется
программа строительства 200 новых храмов, рапортуют о закладке
камней, некоторые церкви уже введены в эксплуатацию. А в них
люди-то ходят? Какие ощущения?
- Ощущение - категория ненаучная, есть понимание, основанное на
проверенной информации: ни один из новопостроенных храмов не
пустует. Общины возникают прямо на глазах. Одна сотрудница
нашего отдела живет в Кунцеве, там сейчас строится храм в рамках
программы. Возведение каменного храма - дело небыстрое, и потому
пока около стройплощадки поставлен деревянный поменьше. Так вот
в праздники эта временная церковь всегда переполнена, многим
приходится стоять на улице.
Другой пример - храм во имя благоверного князя Александра
Невского при МГИМО. Опять-таки пока стоит лишь временный, хотя и
немаленький - примерно на 300 человек. Так вот, в воскресенье он
всегда полон, свидетельствую лично, так как являюсь прихожанином
этого храма, появления которого многие студенты, выпускники и
сотрудники нашего вуза ждали много лет. Богослужения совершаются
в среднем 4-5 дней в неделю. И он никогда не пустует. За часто
срежиссированными протестами, рапортами, соцопросами, связанными
с программой строительства храмов, не всегда видят тех, ради
кого все это делается, - верующих и ищущих веру людей. Молодые
семьи, приходящие в близлежащую церковь причастить детей,
пожилые люди, инвалиды, которым не надо ездить на другой конец
Москвы, - вот для кого «Программа-200». К слову, поскольку мне
пришлось «прописаться» в Фейсбуке, могу привести такой пример:
почти каждую неделю пишет кто-нибудь из знакомых, друзей или
коллег, спрашивая о том, как попасть в храм.
И люди интересуются этой программой вовсе не с позиций, будет ли
храм мешать выгулу их собак. В конце 2012 года в рубрике
«Актуальное интервью» мы предоставили возможность посетителям
сайта Синодального информационного отдела задать любые вопросы
председателю Финансово-хозяйственного управления Русской
Православной Церкви епископу Подольскому Тихону, который
курирует строительство 200 новых храмов в Москве. Так вот, очень
много вопросов было посвящено именно реализации этой программы.
Люди интересовались, как выбираются названия этим храмам и
священники для новых приходов, почему приостановлено возведение
той или иной церкви.
- Наши дети оказались под запретом для усыновления
американцами, Церковь активно участвует в проблеме брошенных
ребят уже многие годы. Как же, кроме как отдать детей
иностранцам, следует решать эту проблему?
- Святейший Патриарх недавно вновь призвал к усыновлению детей.
Надеюсь, что как можно больше людей найдут в себе силы
откликнуться на этот призыв. Убежден, что государство должно
финансово поддержать усыновителей, наконец услышать церковные
предложения по участию в решении этой вопиющей проблемы. Русская
Православная Церковь только в России уже имеет 90 церковных
детских домов, в которых проживает полторы тысячи детей, включая
детей-инвалидов. Условия проживания и качество заботы и
воспитания детей в церковных детских домах в 9 случаях из 10 не
просто сравнимы, но и превосходят таковые в казенных заведениях.
Это результаты труда верующих людей, мирян, священников,
монашествующих. И этот труд будет продолжен. Не могу не сказать,
что инициативы Церкви здесь нередко наталкиваются на бездушную и
порой враждебную реакцию.
- Все большее число россиян сигает в прорубь,
постится, крестит детей. При этом в церковь регулярно они не
ходят, основ веры не знают - как решить проблему их
воцерковления?
- Миссия Церкви - это дело, которое совершается усилиями людей и
ограничено их возможностями. Но отношения человека с Богом -
дорога с двусторонним движением. С одной стороны, человек сам
способен сделать шаг навстречу Богу, и Церковь помогает ему в
этом. Но есть и вторая сторона, которая может совершать то, что
людям не под силу.
И потому мы исходим из того, что главное изменение в человеке
происходит не только его усилиями, но и по воле Бога.
Один мой друг рассказывал, как стал верующим. Он поехал в
Иерусалим «религиозным туристом». И по принципу «все побежали -
и я побежал» стоял в очереди к плите миропомазания в Храме Гроба
Господня. Когда он, толком не понимая, что делает, «как и все»
приложился к плите миропомазания, то в этот момент он всем своим
существом понял, что все, что он читал в Евангелии про Христа, -
правда. А значит, жизнь должна быть другой, он должен быть
другим и жить надо по-другому. И я могу свидетельствовать, что с
этих пор человек очень изменился в своих мыслях и делах, что,
конечно, не исключает последующей катехизации.
Есть вещи, которые невозможно предусмотреть, подготовить,
«запрограммировать». Заставить человека полюбить, уверовать,
организовать его «гарантированную» встречу с Богом невозможно.
Но мы стараемся сделать то, что зависит от нас, чтобы они не
разминулись.
- Владимир Романович, в России и в Москве в
частности все острее встает межнациональный вопрос: то
таджики-таксисты убивают девушек, то узбеков-дворников дразнят
дети. Гастарбайтеры резко ухудшают криминальную статистику. Как
Православная Церковь как представитель русского народа видит
пути решения этой проблемы?
- Межнациональный вопрос сейчас встает не только в Москве или в
России, это общемировая проблема. Мультикультурализм стал
вызовом для многих государств, куда устремляются мигранты. И,
кстати, религиозные общины везде выступают в качестве
миротворца. Церковь всегда осуждала ненависть к людям иной веры
и национальности. Но это не значит, что надо ставить коренное
население в положение жертвы сиюминутных экономических
интересов. Не надо декларировать, что мигранты будут жить, как
захотят, или исключительно по тем обычаям и правилам, по которым
они жили у себя дома.
Русская Православная Церковь готова оказывать практическое
содействие государственным и общественным структурам в
культурной адаптации мигрантов, изучении ими русского языка,
духовных и культурных обычаев народов России. Соответствующие
предложения были недавно направлены в Министерство регионального
развития. Ждем реакции.
- Недавний опрос службы «Среда» показал несколько
меньше число православных, нежели насчитывали социологи раньше.
А сколько же реально верующих в стране, по вашей оценке?
- Социология - это не математика. На ответы людей влияют
заданные критерии. В случае расхождения данных согласно опросу
«Среды» и предыдущим опросам, получается различие именно в
подборке критериев оценки. Понятно, что на вопрос «Считаете ли
вы себя православным?» ответит больше людей, чем на вопрос
«Принадлежите ли вы к Русской Православной Церкви?» Обычно на
последний вопрос утвердительно отвечают те, кто ведет
полноценную церковную жизнь.
Но Русская Православная Церковь справедливо считает своей
паствой и тех, кто пока еще не устроил свою церковную жизнь. Так
что проблемы в этих «новых» цифрах я не вижу. В цифрах вообще
нет проблемы. Раз Евангелие говорит: «Много званых, но мало
избранных», - почему нас должны смущать какие-то проценты?
- Несколько лет назад был принят закон о передаче
религиозным организациям имущества, но Русская Православная
Церковь особенно этим правом не пользуется...
- Иными словами, Вас интересует, почему Церковь разом не забрала
в собственность все объекты религиозного назначения, которые ей
принадлежали до революции? На самом деле принятый государством
закон вовсе не является реституцией. Государство просто
декларирует готовность передать храмы, монастыри, иные здания и
помещения, которые по своей сути являются для него
«непрофильными активами». Слава Богу, такие варианты, как
переделывать храмы в склады и клубы, сейчас не рассматриваются.
Церковь, вопреки слухам, не такая богатая организация, чтобы
единовременно взять на себя управление всеми зданиями, на
которые она может по закону претендовать. Поэтому с нашей
стороны было бы безответственно получать в собственность
недвижимость, содержание которой для нас - неподъемная задача.
Патриархия.ru
18 февраля 2013 года
|