Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Протоиерей Андрей Ткачев: Крестопоклонная
В
храмах наших Великим постом ставят Распятия. Часто возле
распятого Господа изображены Его Мать и любимый ученик. Но
никогда мы не изображаем на таких распятиях, а следовательно, и
не видим еще двух участников Голгофского кошмара. Это –
разбойники.
На страницах Библии они предстают пред нашим взором в последние
часы своей земной жизни. Истории их мы не знаем. Знаем только,
что их дороги разошлись, а значит, при общности внешнего
поведения сердца их (на глубине) жили разными мыслями и
чувствами.
Конец человеческой жизни неизбежно связан со всей прожитой
жизнью, и именно поэтому одни люди в последний момент способны
на измену и предательство, а другие – на смерть за Истину. Тот
разбойник, которого мы называем «благоразумным» чрезвычайно
важен. Мы не можем ни разу причаститься, чтобы не помянуть его и
Иуду. «Ни лобзание Тебе дам, яко Иуда, но яко разбойник
исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». В этом
спасшемся для вечности человеке было признание своих грехов и
признание тяжелого наказания законным. И отсюда, от признания
вины и смирения со смертной участью, родилась в нем (была
дарована ему) великая вера в Небесного Царя, Который в это самое
время совсем на царя не был похож.
Люди видели Христа воскрешающим мертвых; видели Его умножающим
пищу, очищающим прокаженных. Исцеление всяких болезней иногда
происходило вдали от любопытных глаз, а иногда при собрании
народа. Люди видели, что Иисус из Назарета сильнее любой
болезни, сильнее любого демона, и даже смерть не может
ослушаться голоса Его. Вряд ли благоразумный разбойник видел все
это. Ему дано было познать в Иисусе Мессию в тот момент, когда
даже ученики Иисуса оставили. Сын Божий был унижен, изувечен
битьем и распят, как злодей. Но в это-то самое время распятый
рядом с Господом разбойник узнал в Нем Мессию. По этой причине
его вера, быть может, больше всех.
Он не случайно вошел в число насельников Рая, но действительно
спасся верою в таких условиях, в которых убегали и сдавались
самые крепкие. Узнав Господа, разбойник попросил всего лишь
вспомнить о нем в Царствии Божием. Не спасти, не даровать
блаженство, но только вспомнить, «помянуть». В ответ он услышал,
что будет в этот же день с Господом в Раю. Говорят, у мирских
начальников надо просить много, потому что получишь лишь малую
часть из просимого. А у Господа можно просить мало, потому что
получишь всегда больше. Так разбойник попросил вспомнить его и
не более, но в ответ получил обещание Царства, в которое вскоре
вошла душа его.
Но чтобы мы не обольщали себя мыслью о том, что всякое страдание
открывает двери Царства, второй разбойник говорит нам: «Не все
распятые оказываются в Раю. Я тоже был распят. Я тоже был рядом
с Иисусом. Но я не в Раю, потому что для спасения мало одних
страданий. Нужна вера, услаждающая душу посреди самой боли. И
этой веры у меня не было, равно, как не было и покаяния»
Пик страданий Господних был между шестым и девятым часом, то
есть между полуднем и тремя часами дня. Именно «о девятом часе
возопи Иисус гласом велиим: «Или, Или, Лима савахвани». В этом
крике собрались все крики и вопли сыновей и дочерей Адамовых.
Вся глубина покинутости и богооставленности была взята на Себя
Иисусом Христом. В ответ на Его крик под Крестом люди
посвистывали и прищелкивали языками, но Вселенная готова была
треснуть напополам, подобно разорвавшейся завесе Храма.
В это страшное время солнце начало меркнуть и камни трескаться.
Природа бунтовала против насилия людей над воплотившимся
Творцом. Воспоминание об этом вошло в службу постового девятого
часа. Там, от лица разбойника, видящего совершающееся страшное
таинство природного бунта, в кондаке говорится, что видел он
Начальника жизни, на кресте висящего, и говорил: если бы не был
Он Богом воплотившимся, то солнце бы не скрыло лучей, и земля бы
не тряслась. Но, терпящий все, помяни меня, Господи, во Царствии
Твоем. Потом, в другом кондаке, говорится о Кресте, как о
«мериле праведном». Одному из разбойников крестное страдание не
принесло облегчения, но низвело его в ад «тяготою хуления». То
есть он от страдания крестного перешел к страданию адскому.
Господи помилуй! Другому же разбойнику крестная мука стала
познанием богословия и облегчением прегрешений.
Это очень важные молитвенные тексты. Они говорят нам о том, что
страдание само по себе не искупительно, если страдает грешник.
Страдание грешника есть неумолимость и следствие отчужденности
от жизни Божией. Только страдание «Единого Безгрешного» искупает
человека, терпящего свою собственную боль и молящегося: «помяни
меня, Господи, во Царствии Твоем».
Мы же часто готовы самочинно выписать себе пропуск в вечное
блаженство только на том основании, что, якобы, страдали много.
Хотя, что значит в этом вопросе «много» или «мало»? И кто, кроме
Бога, может сравнительно взвесить страдания человеческие?
Повторяя одними лишь устами перед Причастием и на третьем
антифоне слова разбойника «помяни мя, Господи, во Царствии
Твоем», мы можем в то же время быть весьма далеки от того, чтобы
реально сочислить себя злодеям и явным преступникам воли Божией.
«Да, конечно я сделал то-то и то-то. Но согласитесь, что
все-таки…», - говорим мы наедине или в реальных диалогах. И это
внутреннее нежелание признать в себе подлинного разбойника (то
есть преступника Божественных законов) делает бесплодными и
лицемерными наши взывания «Помяни мя». Христос реально вошел в
общение с грешниками и когда крестился среди них на Иордане, и
когда распятием исполнил написанное: «И со беззаконными вменися»
Вот и нам бы отказаться от внутреннего фарисейства, дескать, «я
еще ничего, а другие вон чего…» Разбойник он и есть разбойник.
Для того, чтобы помянул меня Господь во Царствии Своем и, паче
чаяния, это самое Царствие даровал, нужно и мне без
самооправданий признать в себе подлинного злодея. Тогда и Крест,
посреди храма стоящий, будет врачевством души моей, и крест,
который я на плечах через всю жизнь нести должен, будет не
просто законным наказанием, но познанием богословия и
облегчением прегрешений.
Протоиерей Андрей Ткачев
Источник:
Православие.ru
6 апреля 2013 года
|