Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Игумен Нектарий (Морозов): Беспокойный день покоя
Нет
такой насыщенной богослужениями, переживаниями, молитвой и
размышлениями седмицы, как Страстная. Она столько дает душе... И
столько, чаще всего, забирает сил... И душевных, и телесных,
особенно если человек не в отпуске, не в отгуле, не освобожден
от своих привычных служебных обязанностей. Каждый ее день
посвящен воспоминаниям о событиях, имеющих непосредственное
отношение к нам, нашей жизни, вечному спасению. Мы как никогда
остро ощущаем, что все, что понес, подъял Господь в дни Своего
земного служения, было ради нас. И эти гонения, поношения,
страдания и смерть... И так тяжело на душе, такую испытываешь
боль, когда не умом, а сердцем вдруг чувствуешь — хоть немного —
насколько ты во всем этом виноват. Виноват оттого еще больше,
что обычно, день за днем, живешь так, словно ничего этого и не
было. И только на Страстной просыпаешься. И не проходишь уже
привычно мимо Распятия, а останавливаешься перед ним,
всматриваешься в него, пораженный вдруг такой ясной и простой
мыслью: все это — ради тебя.
Но вот наступает последний день этой удивительной и трудной
седмицы — Великая Суббота. Совершен чин погребения. Прозвучало
пророчество Иезекииля о костях, которые оживут. Фарисеи
«утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею». Прочитаны все
пятнадцать паремий. И облачение на духовенстве уже не черное, не
фиолетовое, а белое.
И все наполнено ожиданием торжества, праздника, Пасхи. На улице
уже поставлены столы, а на них куличи, пасхи, яйца ждут
священника с кропилом и кандеей и тропарем воскресным (!) 2-го
гласа: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный...». И
дома — столько забот и хлопот: до ночи, радостной и светоносной,
всего ничего времени осталось. Сколько всего нужно еще
вычистить, убрать, приготовить, испечь! И правда — нужно...
И как-то, в отличие от всех остальных дней седмицы сей,
утрачивается, забывается, даже не замечается вовсе содержание
этого дня. Какое? Вот именно — какое...
«Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше,
глаголя: и благослови Бог день седьмый, сия бо есть
благословенная суббота. Сей есть упокоения день, воньже почи от
всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть,
плотию субботствовав: и во еже бе, паки возвращься воскресением,
дарова нам живот вечный, яко един Благ и Человеколюбец».
День покоя — Сына Божия, почившего от дел Своих. И нашего покоя.
Того, который необходим, чтобы, упразднившись от всего,
ежедневно и ежечасно нас окружающего, вдуматься в то, что
произошло когда-то на Голгофе и после нее. Нет, не постараться
дойти до понимания, уразумения этого своим крохотным
человеческим умом — это невозможно. А именно, что упраздниться,
успокоиться и дать Господу возможность Самому открыть нам то,
что будет Ему угодно, что сможем мы хотя бы в какой-то мере
вместить.
Ведь без этого и радости Пасхи настоящей не будет. Будет
неразумное, детское веселье. Детское не в том смысле, который
подразумевает Христос, говоря «если не будете, как дети», а
совсем в другом: до конца не осмысленное, стихийное,
душевно-телесное и ничуть не духовное. И оно быстро пройдет,
исчезнет, оставив нас недоумевать: почему Светлая седмица на
дворе, почему мы поем и восклицаем «Христос воскресе!», а
радости уже не чувствуем?..
Конечно, ни от хлопот, ни от забот в Субботу никуда нам не
деться, хоть и Великая она. Не иудеи мы (в данном случае — к
сожалению), умеющие-таки в этот день не делать ничего, кроме
решительно необходимого, пусть и не наполнен он для них в
действительности таким смыслом, как для нас. Придется и
убираться, и готовить, и даже в магазины какие-то зайти.
Но будем все-таки помнить при этом — постараемся, по крайней
мере, — о Том, Кто неизмеримо важнее всего этого. Чьими
страданиями, смертью и воскресением мы спасены. С Кем и черствый
кусок черного хлеба слаще пасхи и залитого глазурью кулича. Кто
взирает на нас с любовью и сожалением (увы!) всегда. В том числе
и в этот, такой беспокойный день покоя.
Игумен Нектарий (Морозов)
Источник:
Православие.ru
4 мая 2013 года
|