Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Священник Сергий Бегиян: Святой «широкого профиля»
Все
знают чудотворца и скорого помощника Николая. Многие водители,
даже те, которые не ходят в церковь регулярно, знают наизусть
тропарь святителю «Правило веры и образ кротости» и читают его
каждый раз, садясь за руль. Я и сам так делаю. Святитель Николай
Мирликийский считается покровителем путешествующих, потому что в
дни земной своей жизни много помогал бедствующим в пути. Еще
святителю Николаю молятся о замужестве дочерей, потому что он в
свое время пожалел трех дочерей обнищавшего человека и помог с
их замужеством. По этой же причине ему молятся о семейном
благополучии. Святому Николаю также молятся о том, чтобы избавил
от всяких бед, поскольку в его житии описано, как он выручил
неправедно осужденных на казнь воевод. Есть еще и другие причины
(по расширенному молитвослову), из-за которых следует обращаться
молитвенно в первую очередь именно к этому святому.
Недавно у одного моего прихожанина потерялся мобильный телефон.
Он подошел ко мне и попросил прочитать акафист святому Иоанну
Воину. Я с удивлением спросил, почему именно ему. В ответ
прозвучало бодрое: «А кому ж еще в этом случае молиться?»
Акафиста Иоанну Воину у меня не было, поэтому я предложил
почитать акафист Николаю Чудотворцу. Он ведь святой «широкого
профиля».
Оказывается, многие святые имеют достаточно узкую специализацию.
С этой точки зрения, мученику Иоанну Воину действительно принято
молиться о возвращении украденного, а, скажем, перед выставкой
пчел – преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, идущим в лес –
царю Соломону, и так далее. Общая логика такого распределения
понятна. Берем житие святого, читаем о том, что он претерпел в
жизни – от того и может помочь, какое чудо совершил в теле,
такое же сможет совершить и сущи на Небесах. Узость такого
подхода очевидна. Апостол Павел пишет: «Ибо мы отчасти знаем, и
отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то,
что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то
по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески
рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы
видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к
лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я
познан» (1 Кор. 13, 9-12). Тут святой апостол говорит о тайне
будущего века, когда раскроются дарования каждого в
совершенстве, и неполное, несовершенное восполнит и усовершит
Бог. Несомненно, святые на Небесах уже пребывают в преддверии
этой славы, и их дары многократно умножились и расширились. Мы
же примеряем на них свою земную рубашку, и клеем на каждого
ярлык.
Многие современные проповедники говорят, что такое утилитарное
отношение к святым – отголоски нашего языческого прошлого. Но
мне видится еще и другое. В язычестве было не совсем так. Было
множество богов, каждый из которых отвечал за свое поле
человеческой деятельности. Сразу вспоминается «Золотой теленок»:
«Нас было 50 детей лейтенанта Шмидта и мы поделили весь Союз…».
Также и в языческом пантеоне – конкуренции между богами нет.
Артемида – покровительница охоты, Афродита – любви, Эскулап –
медицины и так далее. Языческий ум понимал, что если заболел –
нужно обратиться с просьбой к существу высшему. Но какому-нибудь
римлянину I века до Рождества Христова и в голову не могло
прийти, что, если заболела нога, нужно молиться одному богу,
если горло – другому, желудок – третьему. Так было оттого, что в
то время практически не было разделений докторов на узкие
специальности. Лекарь – был лекарем для всего тела. Таким же
суперлекарем для всего тела был бог Эскулап.
Но в наше время медицина развилась необычайно. Мы не можем себе
представить, чтобы гинеколог лечил зубы или хирург – грипп. Мы
всегда ищем конкретного специалиста в узкой области. И переносим
эти же отношения на мир духовный. Поэтому нас уже не
удовлетворяет тот факт, что есть общепризнанные «безмездные
врачи и целители», к которым Церковь обращается, скажем, во
время соборования. Раздробленный грехом ум начинает выискивать в
житии каждого святого то, за что бы ему зацепиться. И
начинается: при зубной боли – молись мученику Трифону,
праведному Симеону Верхотурскому – при глазных болезнях,
преподобному Серафиму Саровскому – при заболеваниях ног и тому
подобное. Прямо небесная поликлиника какая-то! Кабинет 20 –
стоматолог мученик Трифон, кабинет 21 – окулист праведный Симеон
Верхотурский… Да простят меня святые угодники!
Я совершенно не против того, чтобы молиться при нестерпимой
зубной боли мученику Трифону, но меня занимает вопрос: а если
поменять таблички на кабинетах, действовать не будет? Скажем,
преподобный Серафим не может, что ли, помочь при зубной боли? А
Симеон Верхотурский? Как любят писать в некоторых современных
молитвословах: «Святому (имярек) дана благодать исцелять то-то и
то-то». Почему мученик Трифон помогает при зубной боли? Конечно,
не потому, что во время казни святой молился, как написано в
молитвослове, чтобы ему была дана благодать целить болезни зубов
(кстати, ни в одном его житии я этих слов так и не нашел). Он
помогает потому, что он – СВЯТОЙ и может ходатайствовать пред
Престолом Всевышнего за нас. Но точно также может
ходатайствовать и Николай Чудотворец, и Иоанн Предтеча, и
другие. Мученик Трифон помогает при зубной боли, ибо слышит наши
молитвы и милосердует о нас. Так же он бы помог и при
путешествии, и при отыскании потерянного… Когда мы «загоняем»
святых в рамки некоей «специализации», мы унижаем благодать,
данную им. Все наши святые – святые «широкого профиля».
Да, каждый из нас, в той или иной степени, находится в плену у
этих стереотипов. Ведь я сказал в начале статьи, что и сам читаю
молитву именно святителю Николаю перед тем, как завести машину.
Но в то же время я знаю, что если помолюсь, скажем, преподобному
Сергию Радонежскому, он так же постарается добре управить мой
путь, как и святитель Николай.
Фигурка святого Иосифа, «покровителя торговцев недвижимостью».
Надпись на этикетке: «Продай свой дом!»
Легко представить, к чему может привести распределение святых по
обязанностям путем выдергивания из житий определенных
фрагментов. К полному абсурду. Можно ведь молиться пророку Илии,
если не можешь зажечь огонь, можно взывать к пророку Моисею,
если собираешься подниматься в горы, можно обращаться к
великомученице Варваре, если собираешься строить баню… Можно с
успехом объявить Ноя покровителем судостроения, святителя
Спиридона покровителем производителей стройматериалов и, в
частности, кирпича, пророка Илию покровителем бегунов (бежал же
он перед колесницей Ахава около 30 километров)…
Самое смешное, что после публикации этой статьи
интернет-поисковики проиндексируют эту страницу. И когда
какой-нибудь мало ходящий в церковь человек наберет в «гугле»:
«Кому молиться при постройке бани», – выпадет краткое описание
этой статьи с упоминанием имени святой Варвары и моей убогой
персоны. И может случиться, что, не имея достаточно времени,
чтобы прочитать весь текст, человек помолится святой Варваре,
думая, что этот священник благословил так поступать. И что самое
абсурдное в этой ситуации – святая Варвара откликнется по
милосердию своему, если человек помолится, как надо.
Так против чего же я негодую? Против унижения святых. Любой
святой может помочь нам в любом деле. Лишь бы мы молились со
вниманием, благоговением и сокрушением. Лишь бы мы просили на
благое дело, думали о «едином на потребу» и искали Царствия
Небесного.
Да, Церковь законоположила в определенных случаях обращаться к
конкретному святому. Например, к пророку Илии – во время
бездождия. Но даже в священническом Требнике таких молитв
единицы. Основной корпус молитв имеет единственного адресата –
Господа Бога. Я, конечно же, не предлагаю впадать в обратную
крайность и молиться только Богу. Это явный перебор. Нужно идти
«царским путем».
Следует понять, что святой помогает нам не своей силой, а силой
Божией. Поэтому следует соблюдать некую иерархию и в молитвах.
Большая часть наших молений должна быть обращена к Совершителю
святых – Богу, затем – к Пресвятой Богородице, и лишь затем – ко
святым. Это и будет «царский путь».
К святым мы обращаемся не как к малым божкам «православного
пантеона», а как к ближайшим друзьям Христовым. Как слуги царя
земного, находящиеся с ним в близких отношениях, могут замолвить
слово и решить чью-то участь, так и святые молвят о нас слово
молитвенное пред Престолом Владыки, соединяют свою святую
молитву с нашей немощной, чтобы что-то изменилось в нашей жизни.
Так каков же все-таки критерий выбора святого для обращения к
нему? Ведь молиться святым – такая же естественная нужда
православного сердца, как и молиться Богу. Этот критерий – наша
любовь к святому. Мы должны читать жития святых, изучать их
труды. От этого в душе рождается особая любовь к некоторым
святым и желание молиться им. И такой святой, которого мы
почитаем как отца, поможет нам и в скорби, и в болезни.
Похожая ситуация царит и в сфере почитания икон. Икону часто
отрывают от первообраза, наделяют ее силой самой в себе. Любая
же икона помогает человеку постольку, поскольку помогает тот,
кто изображен на ней. Поэтому немного наивно выглядит желание
найти икону Пресвятой Богородицы «на всякую потребу»: икона
«Неопалимая Купина» защитит дом от пожара, икона «Помощница в
родах» поможет роженицам, икона «Млекопитательница» – кормящим
матерям, «Неупиваемая Чаша» – алкоголикам и т.д. Я, опять же, не
против. Конечно, поможет. Только не икона, а Пресвятая Дева
Мария. И если кормящая мать будет молиться перед иконой
Казанской, или пьющий – перед Владимирской, Богородица поможет
им точно также, потому что сжалится над скорбящими. Даже если
при этом читать не соответствующие акафисты, а обычный канон
Божией Матери («Творение Феостирикта монаха»), который есть в
любом молитвослове. Потому что «у Бога не останется бессильным
никакое слово» (Лк. 1, 37), как изрек Архангел Гавриил Святой
Деве.
Будем же, братья и сестры, всегда искать православного понимания
тех или иных вещей. Будем сравнивать свое понимание Православия
с пониманием святых отцов. Будем молиться первоисточнику чудес –
Господу Богу, Его Пречистой Матери и всем святым, от века Ему
угодившим, да помилует и утвердит нас во святой православной
вере. Аминь.
Священник Сергий Бегиян
Православие.ru
7 декабря 2013 года
|