Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Икона Пресвятой Богородицы «Смоленская»
(очерк из истории церковного
искусства)
Икона
Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна
на Руси с древнейших времен. При каких обстоятельствах эта икона
появилась на Руси не сохранилось достаточно ясных сведений.
Икона Богоматери именуемая «Смоленская» представляет собой
список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым
евангелистом и апостолом Лукой.[1] Согласно с церковным
преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их
во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала
им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в
переводе с греческого значит «Путеводительница». Существует
также и другое объяснение наименования этой иконы. Согласно
одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий
император Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил
этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за
черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как
эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда
в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия»
(«Путеводительница»).
После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны,
икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь
Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск
и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы.[2] С
этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала
называться «Смоленской» по месту поставления.
Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо
замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году во время
нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов
неприятеля отправился к Смоленску. Жители города, видя
неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага,
обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала
их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы
«Одигитрии».
В начале XV века икона «Одигитрии» была принесена из Смоленска в
Москву и поставлена, как великая святыня, в Благовещенском
соборе Кремля, с правой стороны от Царских врат. Определить
точно, кем и по какому случаю принесена эта икона в Москву
крайне затруднительно. Одни источники утверждают, что икона была
преподнесена в дар великому московскому князю Василию
Васильевичу, неким Юргом разграбившим Смоленск. Другие источники
предполагают, что эту икону дал (1398 г.) в качестве
родительского благословения князь Витовт дочери Софье, при
вступлении в брак с великим князем московским Василием
Дмитриевичем (1398-1425 гг.). Иные источники утверждают, что
последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году
Витовтом, прибыл в Москву и привез вместе с другими святынями
икону «Смоленской» Богоматери.
В 1456 году в Москву с воеводой и знатными жителями прибыл
епископ Смоленский Мисаил и просил великого князя Василия
Васильевича Темного отпустить святую икону Богоматери в
Смоленск. По благословению митрополита свт. Ионы, Василий
Васильевич решил исполнить просьбу смоленских послов и отпустить
икону.[3] 18 января после торжественной службы в Благовещенском
соборе икону «Смоленской» Богоматери провожали с крестным ходом
до монастыря Саввы Освященного, что на Девичьем поле. Совершив
здесь последнее молебное пение, икону отпустили «со многоими
слезами» в Смоленск. С чудотворного образа был выполнен список
«мера в меру» и поставлен на том месте где стояла чудотворная
икона.
В 1525 году великий князь Василий Иоаннович в память возвращения
Смоленска в состав русских городов, основал Новодевичий
монастырь недалеко от того места, где было последнее молебствие
перед «Смоленской» иконой Богородицы. В этот монастырь был
перенесен и список иконы из Благовещенского собора Кремля.
В 1666 году икона «Смоленской» Богородицы была вторично
принесена в Москву, архиепископом Смоленским Варсонофием, для
поновления потемневшей живописи. Поновление древнего образа было
выполнено также в 1669 и в 1812 году.
В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона была
вывезена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и
доставлена в Москву. Икона была поставлена в Успенском соборе
Кремля для поклонения народа. В день Бородинской битвы 26
августа, когда праздновалось сретиние иконы «Владимирской»
Богоматери, преосвященный Августин с сонмом московского
духовенства, совершил крестный ход с иконами «Владимирской»,
«Смоленской» и «Иверской» Богоматери вокруг Белого города,
Китай-города и кремлевских стен.
Перед занятием Москвы французами, икона «Смоленской» Богоматери
была отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого
окончания Отечественной войны 1812 года. После окончания военных
действий икона была торжественно перенесена в Смоленск где и
установлена вновь в кафедральном соборе.
Икона «Смоленской» Богоматери представляет собой один из
древнейших византийских иконографических изводов. Богоматерь
изображена в половину роста. Правая ее рука лежит на груди, а
левая поддерживает Богомладенца, который в левой Своей руке
держит свиток, а правой благословляет род человеческий. Образ
Богоматери почти лишен движения, лишь правой рукой она указывает
на Иисуса, как на путь спасения (по одной из версий из-за этого
икона называется «Путеводительницей»). На обратной стороне иконы
изображено Распятие и вид города Иерусалима. Во время поновления
иконы в 1666 году к этому изображению прибавлены педстоящие:
Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов.
До 1941 года древний чудотворный образ «Смоленской» Богоматери
находился в смоленском кафедральном соборе в честь Успения
Богородицы построенном в 1667 -1679 году. Дальнейшая судьба
древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи,
изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году лишь
сказано, что «икона пострадала от войны».
«Смоленская» икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен
имеет на Руси великое почитание среди православного народа.
Списки с этого образа распространены в огромном количестве.
Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно
не менее 30. Среди наиболее известных чудотворных списков с этой
иконы можно назвать: икону «Одигитрии – Смоленской» над
Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрию – Устюжскую» из
Великого Устюга, икону «Смоленская» в Белгороде, икону
«Смоленская» из Троице-Сергиевой Лавры, икону
«Смоленская–Седмиозерная» из Богородицкой Седмиозерной пустыни
близь Казани и др.
В настоящее время в Смоленске прославилась многими чудесами
другая икона «Смоленской» Пресвятой Богородицы. История этого
чудотворного образа вкратце такова. Икона «Смоленской»
Богоматери несколько большего размера, написана в 1602 году.[4]
До 1727 года эта икона стояла на крепостной башне над
Днепровскими воротами Смоленска, в специальном киоте. В этом
году икону радениями правителя губернской канцелярии Длотовского
перенесли в деревянный храм в честь Рождества Богородицы, как
особо почитаемую. В 1802 году над Днепровскими воротами была
сооружена каменная церковь в которую перенесли чудотворную
икону. В это же время по благословению преосвященного Серафима
обвешавший оклад иконы вновь был отремонтирован и украшен
драгоценными камнями и жемчугом.
В 1812 году во время Отечественной войны эта икона была
перенесена артиллерийскою ротою полковника Глухова в стан
русских войск и все время находилась в 3-й походной дивизии А.П.
Ермолова. Перед нею служили благодарственные молебны после
каждой победы над неприятелем, перед нею же главнокомандующий
М.И. Кутузов со всем войском молил Богоматерь о помощи и
спасении России. Накануне знаменитой Бородинской битвы икону
носили по всему лагерю для укрепления и поддержки мужества
русских воинов. После освобождения от неприятеля икона была
возвращена в Смоленск.
В настоящее время эта чудотворная икона находится в специально
устроенном кивоте в смоленском кафедральном соборе в честь
Успения Пресвятой Богородицы. Икона украшена ризой с множеством
цветных камней.
Святая икона Божией Матери именуемая «Смоленская» – одна из
главнейших святынь русской земли. Верующие получали и получают
от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой
образ заступает и подкрепляет нас указывая путь ко спасению.
Празднование в честь «Смоленской» иконы Богоматери установлено:
28 июля (10 августа) в память прибытия иконы на Русь в 1046
году, 24 ноября (7 декабря) в память заступничества Богородицы
при битве с Батыем и 5 ноября в честь изгнания врагов из
Отечества в войне 1812 года.
Олег Стародубцев
[1] Согласно древнему церковному преданию
святой евангелист и апостол Лука написал около 70 икон Пресвятой
Богородицы. Свт. Дмитрий Ростовский предполагает, что эта икона
была написана по просьбе антиохийского правителя Феофила.
[2] Храм был заложен князем Владимиром Мономахом 3 мая 1101
года.
[3] Вместе с чудотворным образом Богородицы послам из Смоленска
великий князь вернул и другие святыни.
[4] Предположительно список с иконы был выполнен иконописцем
Постником Ростовцевым.
Православие.ru
10 августа 2014 года
|