Поделись ссылкой с друзьями |
|
Рождественский пост
28
ноября начинается Рождественский пост. Он предваряет собою
праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также
Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября - дня
памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для
того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием,
молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли
благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы,
кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и
желание следовать Его учению.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский
пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время
поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме
того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста
уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать
пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же
дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено
принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время
Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и
великие праздники, например, в праздник Введения во храм
Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих
святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же
праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста
положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост
усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не
благословляется.
Как проводить время постов
По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни,
дни поста приближаются к дням праздничным. Слово Божие
свидетельствует, что пост... соделается для дома Иудина радостью
и веселым торжеством (Зах. 8, 19). Но посты все же отличаются от
праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к
благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты — к
примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти
Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости
надежде, посты — к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно
духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в
посты — предписывает умеренное употребление пищи и пития, и
притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно
изображено и время употребления и качество постной пищи. Все
строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные
движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела;
но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а
напротив — сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться
движениям духа и бодренно выполнять его требования.
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время
постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать
уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от
некоторых брашен (то есть еды, пищи), не как от скверных (да не
будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью.
Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо,
сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по
различию святых постов».
Существует пять степеней строгости поста:
1) полное воздержание от пищи; 2) сухоядение; 3) горячая пища
без масла; 4) горячая пища с маслом (растительным); 5) вкушение
рыбы.
В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным
маслом. В православных календарях растительное масло обычно
называется елеем. На соблюдение в определенные дни более строгой
степени поста, чем определено, нужно взять благословение у
священника.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для
спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если
человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием
собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой,
покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением
злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с
исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра
телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою
плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост
становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время
необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне,
постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует
Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной
песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь,
— напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе
исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и
уподобится злым демонам, никогда не ядушим».
Как приучить себя к посту
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно
воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения
постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью
своей подготовки к посту. Пост — аскетический подвиг, требующий
подготовки и постепенности. Необходимо входить в поствование
постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной
пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые
необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают
поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое
здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, —
злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым
и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать
прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не
разом, а постепенно — мало-помалу. Каждый сам должен определить,
сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо
уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того,
что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не
подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу. Тут
главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца
ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост должны
посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем
духовном и физическом состоянии и испросить благословения на
совершение поста.
Как провести Рождественский пост, Рождество и святки
Источник:
Православие.ru
|