Поделись ссылкой с
друзьями |
|
«Не будем торопить всадников Апокалипсиса»
Вопрос
об отношении к жизни и смерти, в том числе и к жизни вечной,
является одним из ключевых для христианина. Можно даже больше
сказать: если человек живет лишь земным, здешним, если он не
помышляет о вечности и своем месте в ней, то он и не христианин
вовсе. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», – поем мы в
Символе веры за каждой Божественной литургией, произносим при чтении
утренних молитв изо дня в день. И если этим чаянием не наполнена
душа верующего человека, то вера его неполноценна, ущербна.
Но и жизнь земную дал нам Господь не как что-то маловажное, ничего
не значащее. Она – время испытания, приготовления к вечности, время,
когда мы можем обрести и познать Бога и доказать самыми делами
своими, что хотим всегда быть с Ним, что Он для нас дороже всего
видимого и невидимого. Однако глубоко неверно было бы относиться к
временному бытию исключительно как к процессу «тренировки». Нет, оно
гораздо более важно и значимо. В процессе него созидается,
формируется наш внутренний человек, наполняется – любовью или
ненавистью, святостью или грехом – наше сердце.
Непредосудительно для православного человека тосковать по Небу, нет
греха в том, чтобы помышлять о иной жизни, в которой нет порока и
нечистоты, но Бог – «всяческая во всех» (1 Кор. 15, 28). Но грешно
роптать на нынешнюю жизнь, малодушествовать, стремиться поскорее
оставить ее, выражать очевидное небрежение по отношению к ней –
драгоценному дару Божию. В этом заключаются разом и гордость, и
легкомыслие, и неблагодарность к Творцу.
Господь Сам знает, когда пресечь наш земной путь, переселить от
временных к вечным. Тогда когда мы будем к этому по-настоящему
готовы. Или же когда уже не останется надежды на то, что мы хоть
начнем готовиться всерьез. Как говорил кто-то из святых отцов:
грешник, желающий прекращения своей жизни ввиду ее трудности и
прискорбности, похож на больного, который покушается изрубить одр,
на котором лежит. У святителя Феофана есть такой образ. Он
уподобляет человека пирогу, который хозяйка поставила в печь. Сам
пирог не знает, когда придет пора его вынимать, но хозяйка знает. И
вынимает вовремя, когда он уже пропечен, но еще не пригорел. Так и
Господь один знает, когда мы еще «сырые» и когда в самый раз.
Мне кажется, что такое количество ожидающих конца света
«православных алармистов» сегодня обусловлено как раз этой
незаконной спешкой. Нет терпения жить, исполняя посреди мира,
развращенного и испорченного, заповеди Христовы. Нет смирения, чтобы
принять то время, которое Господь определил для спасения именно нам.
И хочется, чтобы поскорее все кончилось, чтобы наступил конец света,
когда все грешные получат по грехам своим, а праведные – достойное
своей праведности воздаяние. Вот только откуда уверенность в
собственной праведности? Такая уверенность – грех, причем потяжелей
многих других: больно уж смахивает он на самовосхваления фарисея из
известной притчи.
Есть в таком разгоряченном ожидании «конца света» и что-то нервное,
нездоровое, доходящее до патологии. Отсюда, как мне кажется, и
большая часть современных «пророчеств» и «свидетельств» о «последних
временах», «тайне беззакония», чьей-либо «посмертной участи». Если
внимательно почитать и послушать объявившихся сегодня во множестве
«пророков», то нетрудно заметить, насколько их речи и писания
спутаны, нелогичны, противоречивы сами в себе, порой даже просто
смешны. И, безусловно, среди этих людей есть и прельщенные, духовно
нездоровые, сами находящиеся в опасности, и те, кто умудряется
делать в этой непростой области свой бизнес. И так же безусловно,
что страдает и от тех, и от других простой неискушенный народ, мало
начитанный в Священном Писании и творениях святых отцов и обладающий
крайне скудным опытом внутренней, духовной жизни. Чего только стоят
такие вновь появившиеся в наше время культы, как почитание
«блаженного отрока Славика Чебаркульского» или «схиигумена Алексия»
из Пензенской епархии, скольких людей все это сбило с толку,
запутало, а кого-то и вовсе из Церкви увело, превратило в
околоправославных сектантов!
Я допускаю, что и в настоящее время Господь может приоткрыть перед
кем-то завесу, отделяющую нас от вечности, может показать, что ждет
праведных и что нечестивых, но подлинные опыты такого рода очень
редки. И гораздо разумнее, осторожнее и богоугоднее не искать
«откровений», а внимать тому Откровению Божию, которое подлинно и
доступно всем – Новому Завету и всему, что сказано в нем о жизни в
Боге, заповедях Христовых, добродетелях и пороках, Страшном Суде и
вечном воздаянии. Этого более чем достаточно для нашего спасения, и
не только спасения, но и достижения христианского совершенства, если
только захотим все указанное в сих книгах исполнять. А что еще нужно
знать о пути к спасению, то можно найти в творениях святых отцов –
тех, которые писали о страстях и борьбе с ними, своей жизнью являли
пример совершенного последования за Христом и нам таким образом
доставили ярчайшие образцы для подражания.
И о конце света все сказано в одной из книг Нового Завета – в
Апокалипсисе. Да, в отличие от четырех Евангелий, Деяний и Посланий
апостольских, слова его кажутся таинственными и неудобопонятными. Но
очевидно, что яснее и не захотел Господь рассказать нам о последних
днях этого мира. Важнее другое: из Апокалипсиса совершенно явственно
следует, что именно явится причиной конца: оскудение веры. Когда не
станет на земле больше спасающихся, когда иссякнет до предела
добродетель в людях, тогда не будет больше и смысла в бытии мира,
поскольку бытие его иначе превратилось бы в одно нескончаемое
умножение беззаконий.
И потому немудрено понять, что от нас, верующих во Христа, и зависит
на самом деле близки ли к нам «всадники Апокалипсиса» или же где-то
далеко еще пасутся их кони. Потому что чего ожидать от Бога не
знающих? Все в наших руках. Если будем жить чисто и праведно, если
будем иметь нелицемерную любовь к Господу и ближним, то сама наша
жизнь и наша любовь многих еще привлекут ко Христу. А коли будем
чужды добродетели, нелюбовны, горды, тщеславны и при всем при том
высокомерно, по-фарисейски велеречивы, то чего ожидать доброго? Если
мы сами не живая проповедь о Христе, а далеко отстоим от исполнения
на деле от заповедей Его, то чего стоят все «откровения» и
«пророчества»? Послужат ли они нашему или чьему-либо еще спасению?
Вряд ли. Только в осуждение обратятся.
игумен Нектарий (Морозов),
настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
главный редактор журнала "Православие и современность"
Источник:
Православие и современность
Другие способы внести пожертвование
|