На главную страницу

 Поделись ссылкой с друзьями

«Не будем торопить всадников Апокалипсиса»

Вопрос об отношении к жизни и смерти, в том числе и к жизни вечной, является одним из ключевых для христианина. Можно даже больше сказать: если человек живет лишь земным, здешним, если он не помышляет о вечности и своем месте в ней, то он и не христианин вовсе. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», – поем мы в Символе веры за каждой Божественной литургией, произносим при чтении утренних молитв изо дня в день. И если этим чаянием не наполнена душа верующего человека, то вера его неполноценна, ущербна.

Но и жизнь земную дал нам Господь не как что-то маловажное, ничего не значащее. Она – время испытания, приготовления к вечности, время, когда мы можем обрести и познать Бога и доказать самыми делами своими, что хотим всегда быть с Ним, что Он для нас дороже всего видимого и невидимого. Однако глубоко неверно было бы относиться к временному бытию исключительно как к процессу «тренировки». Нет, оно гораздо более важно и значимо. В процессе него созидается, формируется наш внутренний человек, наполняется – любовью или ненавистью, святостью или грехом – наше сердце.

Непредосудительно для православного человека тосковать по Небу, нет греха в том, чтобы помышлять о иной жизни, в которой нет порока и нечистоты, но Бог – «всяческая во всех» (1 Кор. 15, 28). Но грешно роптать на нынешнюю жизнь, малодушествовать, стремиться поскорее оставить ее, выражать очевидное небрежение по отношению к ней – драгоценному дару Божию. В этом заключаются разом и гордость, и легкомыслие, и неблагодарность к Творцу.

Господь Сам знает, когда пресечь наш земной путь, переселить от временных к вечным. Тогда когда мы будем к этому по-настоящему готовы. Или же когда уже не останется надежды на то, что мы хоть начнем готовиться всерьез. Как говорил кто-то из святых отцов: грешник, желающий прекращения своей жизни ввиду ее трудности и прискорбности, похож на больного, который покушается изрубить одр, на котором лежит. У святителя Феофана есть такой образ. Он уподобляет человека пирогу, который хозяйка поставила в печь. Сам пирог не знает, когда придет пора его вынимать, но хозяйка знает. И вынимает вовремя, когда он уже пропечен, но еще не пригорел. Так и Господь один знает, когда мы еще «сырые» и когда в самый раз.

Мне кажется, что такое количество ожидающих конца света «православных алармистов» сегодня обусловлено как раз этой незаконной спешкой. Нет терпения жить, исполняя посреди мира, развращенного и испорченного, заповеди Христовы. Нет смирения, чтобы принять то время, которое Господь определил для спасения именно нам. И хочется, чтобы поскорее все кончилось, чтобы наступил конец света, когда все грешные получат по грехам своим, а праведные – достойное своей праведности воздаяние. Вот только откуда уверенность в собственной праведности? Такая уверенность – грех, причем потяжелей многих других: больно уж смахивает он на самовосхваления фарисея из известной притчи.

Есть в таком разгоряченном ожидании «конца света» и что-то нервное, нездоровое, доходящее до патологии. Отсюда, как мне кажется, и большая часть современных «пророчеств» и «свидетельств» о «последних временах», «тайне беззакония», чьей-либо «посмертной участи». Если внимательно почитать и послушать объявившихся сегодня во множестве «пророков», то нетрудно заметить, насколько их речи и писания спутаны, нелогичны, противоречивы сами в себе, порой даже просто смешны. И, безусловно, среди этих людей есть и прельщенные, духовно нездоровые, сами находящиеся в опасности, и те, кто умудряется делать в этой непростой области свой бизнес. И так же безусловно, что страдает и от тех, и от других простой неискушенный народ, мало начитанный в Священном Писании и творениях святых отцов и обладающий крайне скудным опытом внутренней, духовной жизни. Чего только стоят такие вновь появившиеся в наше время культы, как почитание «блаженного отрока Славика Чебаркульского» или «схиигумена Алексия» из Пензенской епархии, скольких людей все это сбило с толку, запутало, а кого-то и вовсе из Церкви увело, превратило в околоправославных сектантов!

Я допускаю, что и в настоящее время Господь может приоткрыть перед кем-то завесу, отделяющую нас от вечности, может показать, что ждет праведных и что нечестивых, но подлинные опыты такого рода очень редки. И гораздо разумнее, осторожнее и богоугоднее не искать «откровений», а внимать тому Откровению Божию, которое подлинно и доступно всем – Новому Завету и всему, что сказано в нем о жизни в Боге, заповедях Христовых, добродетелях и пороках, Страшном Суде и вечном воздаянии. Этого более чем достаточно для нашего спасения, и не только спасения, но и достижения христианского совершенства, если только захотим все указанное в сих книгах исполнять. А что еще нужно знать о пути к спасению, то можно найти в творениях святых отцов – тех, которые писали о страстях и борьбе с ними, своей жизнью являли пример совершенного последования за Христом и нам таким образом доставили ярчайшие образцы для подражания.

И о конце света все сказано в одной из книг Нового Завета – в Апокалипсисе. Да, в отличие от четырех Евангелий, Деяний и Посланий апостольских, слова его кажутся таинственными и неудобопонятными. Но очевидно, что яснее и не захотел Господь рассказать нам о последних днях этого мира. Важнее другое: из Апокалипсиса совершенно явственно следует, что именно явится причиной конца: оскудение веры. Когда не станет на земле больше спасающихся, когда иссякнет до предела добродетель в людях, тогда не будет больше и смысла в бытии мира, поскольку бытие его иначе превратилось бы в одно нескончаемое умножение беззаконий.

И потому немудрено понять, что от нас, верующих во Христа, и зависит на самом деле близки ли к нам «всадники Апокалипсиса» или же где-то далеко еще пасутся их кони. Потому что чего ожидать от Бога не знающих? Все в наших руках. Если будем жить чисто и праведно, если будем иметь нелицемерную любовь к Господу и ближним, то сама наша жизнь и наша любовь многих еще привлекут ко Христу. А коли будем чужды добродетели, нелюбовны, горды, тщеславны и при всем при том высокомерно, по-фарисейски велеречивы, то чего ожидать доброго? Если мы сами не живая проповедь о Христе, а далеко отстоим от исполнения на деле от заповедей Его, то чего стоят все «откровения» и «пророчества»? Послужат ли они нашему или чьему-либо еще спасению? Вряд ли. Только в осуждение обратятся.

игумен Нектарий (Морозов),
настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
главный редактор журнала "Православие и современность"

Источник: Православие и современность

Другие способы внести пожертвование  

 

На главную страницу