Поделись ссылкой с
друзьями |
|
«Первоверх» Петра и Павла
Каждому из нас промыслительным образом
открывается понимание существования Большего
Наверное,
кому-то покажется странным, что в рубрике, где мы обычно публикуем
интервью и очерки, посвященные разным замечательным людям, живущим в
Церкви, опубликован этот немного угловатый рассказ от первого лица.
Но вдруг он покажется кому-то интересным, вдруг у кого-то появится
потребность оглянуться назад, окинуть взглядом пройденную дорогу и
понять, что нет в нашей жизни ничего случайного? Понять, что даже,
кажется, самое глупое и нелепое, что может произойти с нами,
органично вписывается в канву того пути, который ведет нас к Богу.
Каждую секунду, каждую минуту, с каждым сантиметровым шажком вперед
и километровым откатом назад — все равно ведет к Нему.
Когда мне было лет девять, мама принесла домой небольшой черно-белый
церковный календарь, отпечатанный на плохой глянцевой фотобумаге. По
краю календаря были размещены разных «изводов» иконы Спасителя,
Богородицы, святителя Николая Чудотворца, а в центре перечислены все
непереходящие церковные праздники — двунадесятые и великие — и
пасхалия лет на двадцать вперед. Один из праздников совпадал с моим
днем рождения — и это поднимало из глубины моей на тот момент еще
некрещеной души-христианки какой-то необъяснимый, но радостный
трепет.
Часами сидя возле письменного стола, на котором под оргстеклом лежал
тот календарь, я смотрела на магическую фразу возле даты 12 июля —
там было написано: «Первоверх. Петра и Павла». Что это за
«первоверх» такой, мне не очень было ясно, однако я придумывала по
этому поводу что-то высокое и светлое. Мама объяснила, что календарь
— «божественный», и что мы теперь аж до 2010 года будем знать, когда
отмечать Пасху…
Надо сказать, что тогда шел год 1989‑й или около того. В нашем селе
не то чтобы церкви не было — мало кто себе (кроме бабушек, на чьих
глазах рушили в 30‑е годы местный Покровский храм, белокаменный и
красивый, позже раскатанный на основу для дороги в город) мог
представить, что это такое вообще. А уж о Христе и я, и мои
сверстники, воспитанные на почитании хитро прищурившегося Ильича,
чьи портреты висели в каждом школьном кабинете, вообще не имели ни
малейшего понятия. Так что оставалось мне таращиться на таинственный
«первоверх», совпавший с моим днем рождения, и размышлять, что бы
это могло значить.
Когда мне исполнилось двенадцать, мама купила мне яркую книжку с
картинками — это было западное переложение евангельских событий для
детей. А еще в доме появились иконы — настоящие, старинные,
оставшиеся от почившей прабабушки; баба Маша умерла в городе, у
сына, а он не знал, что делать с образами, и с легкой душой отдал их
племяннице, моей маме, которой стало жалко бабушкиного наследства:
«Ведь выкинули бы…». На одной из икон Иисус Христос, потемневший
ликом, смотрел на всех печально и чуточку строго. Правда, потом мне
стало казаться, что Спаситель всегда смотрит на тебя по-разному: в
зависимости от того, что ты хочешь Ему сказать, о чем попросить. Еще
Христос держал в руке книгу, на раскрытой странице которой было
написано непонятными немного буквами «Приидите ко Мне вси
труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы». Эту надпись я смогла
прочесть уже совсем потом, когда стала учиться в университете и
изучать старославянский язык с его юсами и ерами. А пока мне было
двенадцать, я все еще посматривала с тайной гордостью на «первоверх»
Петра и Павла и перечитывала книжку про Христа, доброго Человека.
Мама, конечно, говорила, что Он — Бог, живет на небе и все видит, но
в словах ее не было особого энтузиазма.
В моем двенадцатилетнем январе меня крестили. Однажды ранним утром
мама разбудила нас с братом и велела собираться. Было воскресенье —
идти никуда не хотелось, особенно если смотреть на прямые, как
столбики, морозные струйки дыма из печных труб. Но идти пришлось.
«Куда мы идем?».— «Вас с Ильей покрестят».— «Это что такое?».— «Так
надо».
И была чья-то чужая изба, в которой толпились такие же, как мы с
братом, хмурые, сонные подростки, и серьезные, тоже мало что
понимающие взрослые. И странный человек с бородой и с крестом на
груди бегал туда-сюда и просил таз с водой побольше. И оплывали
тоненькие свечи, которые нещадно трещали и быстро таяли прямо на
руки, и старушки что-то непонятное пели надтреснутыми голосами, и
странный человек, которого все называли «батюшка», тоже что-то
неясное читал по затрепанной маленькой книжке. И холод и мокредь
ползли за шиворот, когда батюшка, нагнув мою голову над тазом,
черпал оттуда воду ладонью и лил ее мне на макушку. И потом нам всем
сказали, что мы теперь христиане, и надели на шеи веревочки с
простенькими алюминиевыми крестиками…
Смысла события как-то никто особенно не объяснил. Но было ясно, что
случилось что-то необычное — хотя бы потому, что до этого ничего
такого необъяснимого в жизни не происходило. Мама велела нам с
братом крестики хранить, обещая, что крест сбережет от всего
плохого. И я расстроилась, когда тоненькая перемычка кольца
перетерлась, и мой самый первый крестик затерялся где-то в сельских
лопухах. Другой, новый, появился у меня значительно позднее.
В студенческие годы я редко вспоминала о том морозном, полуясном, но
незабываемом дне, когда меня крестили. И даже гордо
«позиционировала» себя атеисткой. И посмеивалась вместе со всеми над
набожной преподавательницей русской литературы, которая всегда
ходила в платке, крестила лоб перед началом лекций и пела нам,
глупым детям, духовные стихи. И строительство часовни у окон нашего
университетского корпуса вызывало только праздное любопытство —
любопытство, замешанное на взрослом цинизме: «Ах да, часовня-то явно
строится на деньги проворовавшегося губернатора…». Бог и вера
казались такими далекими и такими незнакомыми, как непонятная
галактика в другом конце Вселенной, которую невозможно представить.
Но однажды в каком-то бахвальстве, в сумбурном студенческом
разговоре я вспомнила о своем «первоверхе». И гордо заявила во
всеуслышание, что вот, мол, день рождения-то мой приходится прямо на
большой церковный праздник, который называется «первоверх Петра и
Павла». Ну, пустая же похвальба, смешная, прямо как в автобиографии
Аркадия Аверченко: «Из скромности я остерегусь указать на тот факт,
что в день моего рождения звонили в колокола и было всеобщее
народное ликование. Злые языки связывали это ликование с каким-то
большим праздником, совпавшим с днем моего появления на свет, но я
до сих пор не понимаю, причем здесь еще какой-то праздник?!». Вот и
я — толком и не понимала, ради чего это брякнула, да еще в той
разношерстной компании… Там оказался человек, который тихо позвал
меня в сторону и объяснил, что «первоверх» — это сокращенное слово
«первоверховные», и что Петр и Павел — апостолы, и в мой день
рождения заканчивается Петров пост. И посоветовал Евангелие
почитать. И крестик носить, раз крещеная. Стыд, уязвленное
самолюбие, осознание собственной «лени и нелюбопытства» после того
разговора заставили сделать и то, и другое. И еще третье — прочитать
все, что нашла тогда, в конце 90‑х, о Таинстве Крещения и о
первоверховных апостолах Петре и Павле.
Порог храма переступила я еще позднее, не сразу. Не было у меня ни
просветления, ни озарения, скорее — необходимость, связанная с
четким пониманием: или Бог — или экзистенциальный ужас. И память о
такой, кажется, странной встрече со Христом, которая началась с
таинственного «первоверха» Петра и Павла…
Недавно, когда рассказала об этом подруге, она воскликнула: «Какое
счастье, что у каждого бывает свой такой “первоверх”… Что каждому из
нас промыслительным образом с озарением или без него открывается
понимание существования Большего. Главное — не упустить. Все-таки мы
не одиноки, в жизни каждого есть место Чуду».
Фото Михаила Моисеева
Наталья Волкова
Газета «Православная вера» № 19 (471), 2012 г
Источник:
Православие и современность
Другие способы внести пожертвование
|