|
||
Восстановление патриаршества и избрание Всероссийского патриарха 10 ноября (28 октября по старому стилю) 1917 года на Поместном соборе был поставлен на голосование вопрос о восстановлении Патриаршества на Руси, и в тот же день Собор вынес решение о восстановлении патриаршества.
Первый большой и важный для церковной жизни вопрос, который разрешен
церковным Собором, это — вопрос о патриаршестве. Вскоре же по
открытии Собора занятия соборных членов сосредоточились в
многочисленных отделах, из которых каждый имел свой более или менее
тесный круг дел и интересов. Однако можно с уверенностью сказать,
что в соборной атмосфере все время обращался вопрос о патриаршестве.
Еще в сентябре месяце отдел Собора о высшем церковном управлении,
обсуждая вопрос о соборности церковного управления, невольно перешел
на вопрос о патриаршестве. Побуждение к тому было то, что работавший
летом в Петрограде Предсоборный совет вынес отрицательное
постановление о патриаршестве, находя его несовместимым с идеей
церковной соборности. Целый ряд заседаний отдела о высшем управлении
и заняли прения о патриаршестве и соборности в их взаимоотношении.
Но параллельно шел целый ряд частных собраний, посвященных всецело
вопросу о патриаршестве. В этих частных собраниях соборных членов
читались доклады почти исключительно против патриаршества. Лишь
архиепископ Харьковский Антоний прочитал доклад в защиту
патриаршества. Но после докладов обыкновенно открывались прения,
затягивавшиеся нередко за полночь и занимавшие по нескольку
собраний. Иногда прения носили довольно страстный характер. Ни о чем
так много не говорили в общежитии соборных членов, как о
патриаршестве. Наконец, отдел о высшем церковном управлении вынес
постановление о восстановлении патриаршества и предложил это
постановление на рассмотрение общего собрания. 12 сентября Собор
приступил к обсуждению вопроса о восстановлении патриаршества. Сразу
же записалось до сотни желающих говорить по этому вопросу, но уже
чувствовалось, что в общем соборном сознании и настроении вопрос
этот решен положительно. Вот почему Собор не прослушал и половины
предполагавшихся речей, 28 октября прекратил прения и громадным
большинством голосов решил восстановить в Русской Церкви
уничтоженное Петром I патриаршество. А между тем назревали события,
свидетельствовавшие о серьезной болезни российского государственного
организма. 28 октября в Москве было первым днем кровопролитного
междоусобия. Загремела по улицам Москвы стрельба, загрохотали
орудийные выстрелы. Исторический Кремль подвергался вместе со своими
святынями небывалой опасности разрушения. Не без влияния этих
ужасных событий Собор решил немедленно осуществить свое
постановление касательно патриаршества, а потому немедленно
приступил к избранию Всероссийского патриарха. Решено было избрать
трех кандидатов, окончательное же избрание произвести посредством
жребия. Стены соборной палаты содрогались от недалеких орудийных
выстрелов, а в соборной палате шло избрание кандидатов во
Всероссийские патриархи. Кандидатами были избраны Московский
митрополит Тихон, Харьковский архиепископ Антоний и Новгородский
архиепископ Арсений. 5 ноября, лишь только окончилась междоусобная
брань на улицах Москвы, в храме Христа Спасителя была отслужена
торжественная литургия и нарочитое молебное пение. В это время
жребии с именами трех кандидатов лежали в особом запечатанном
ковчеге пред Владимирской иконой Божией Матери. После молебна член
Собора старец-затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексий вынул
жребий, и жребий указал быть патриархом Московским и всея Руси
Московскому митрополиту Тихону. Особо избранное посольство из членов
Собора тотчас отправилось на митрополичье Троицкое подворье с
благовестием об избрании. После этого благовестия нареченный
патриарх уехал в Троице-Сергиеву лавру, где и был до дня своего
торжественного возведения на патриарший престол. Была избрана на
Соборе особая комиссия для разработки чина «настолования»
Всероссийского патриарха. Пред этой комиссией прежде всего выяснился
факт, что древняя Русь не имела своего чина «настолования»
патриарха. До патриарха Никона у нас над новопоставляемыми
патриархами вторично совершали чин архиерейской хиротонии. Но после
патриарха Никона чин поставления патриарха был сведен к очень
немногим обрядам, причем уж слишком сильно было подчеркнуто значение
московского царя, из рук которого патриарх получал и жезл Петра
митрополита. Комиссия поэтому выработала особый чин, сочетав в нем
древний (XIV века) Александрийский чин поставления патриарха,
современную Константинопольскую практику и некоторые подробности
древнерусские. Днем торжественного «настолования» патриарха было
назначено 21 ноября. Пребывавший в Троицкой лавре нареченный
патриарх 19 ноября совершил литургию в храме Московской духовной
академии, после которой корпорация профессоров принесла ему свои
приветствия и поднесла приготовленный к тому времени диплом на
звание Почетного члена академии. ***
Печатается по изданию: Архимандрит Иларион. Восстановление
патриаршества и избрание Всероссийского Патриарха. — Богословский
вестник. 1917. X–XII.
Священномученик Иларион (Троицкий)
Другие способы внести пожертвование
|
||
|
||