Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Мощи святителя Тихона
Одной из загадок церковной жизни в советские времена была судьба
мощей святого Патриарха Тихона, похороненного в 1925 году в Малом
соборе московского Донского монастыря. В 1946 году на панихиде у его
гробницы митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) с
грустью произнес: «Мы молились сейчас только над могилой Святейшего.
Тела его здесь нет».

Обретение мощей патриарха Тихона в
Донском монастыре
Для подобной уверенности были все основания. То, что останки
Патриарха Тихона могли быть уничтожены, никого не удивляло: если
православные относились к почившему главе Русской Церкви как к
святому, то ненависть к нему со стороны большевиков была
исключительной даже на фоне остервенелого советского богоборчества.
В списке врагов советской власти, опубликованном в одном из номеров
газеты «Известия», Патриарх Тихон значился под номером один.
По слухам, в 1927 году, после закрытия Донского монастыря, власти,
опасаясь, что мощи Патриарха станут предметом поклонения, извлекли
его гроб из могилы и сожгли в крематории. По другим сведениям,
останки Святейшего были тайно вывезены монахами и упокоены на
Немецком кладбище в Лефортове. Сторонники третьей версии утверждали:
понимая, что власти могут надругаться над останками Патриарха,
монахи вскоре после погребения перезахоронили их где-то в некрополе
Донского монастыря.
Эти предположения переросли в настоящую убежденность, когда в 1932
году предводитель поддерживаемых советской властью церковных
раскольников‑обновленцев «митрополит» Александр Введенский вдруг
появился перед своими почитателями в архиерейских одеждах, в которых
москвичи сразу узнали драгоценные облачения, сшитые специально для
Патриарха Тихона на знаменитой фабрике купцов братьев
Оловянишниковых. В них же Патриарха Тихона и хоронили.
И все же надежда, что мощи любимого всей Церковью Патриарха однажды
будут найдены, оставалась.
***
Когда стала возрождаться монашеская жизнь в Донском монастыре, одной
из первых просьб, с которой немногочисленная тогда братия обители
обратилась к своему настоятелю Патриарху Алексию II, было прошение о
поисках мощей святителя Тихона. Святейший с радостью благословил нас
на эти труды. Если бы мы тогда знали, с какими происшествиями это
будет связано и как прекрасно все закончится!
Вскоре представилась удобная возможность. Начался ремонт в Малом
соборе Донского монастыря. Храм закрыли на несколько месяцев, и в
это время как раз бы и начать поиски… но под разными предлогами они
откладывались, и вот ремонт был уже завершен. В храме возобновились
службы, время оказалось упущенным. А если сказать честно, патриаршим
благословением мы тогда легкомысленно и весьма глупо пренебрегли,
ссылаясь на разные «причины и обстоятельства». За что и поплатились.
Причем очень скоро. Хотя, как и всегда, Господь сами наши ошибки
управил к общему вразумлению и к торжеству Своего верного святого
новомученика Патриарха Тихона.
Был ноябрь 1991 года. Наместник, архимандрит Агафодор, закончив с
ремонтом, отправился в служебную поездку и оставил меня в монастыре
за старшего. Забот было не особенно много, если бы не досадный
конфликт с какими-то странными людьми, свалившимися на наши головы.
Они представлялись священниками и мирянами Русской Зарубежной
Церкви, хотя никакого отношения к ней, как впоследствии выяснилось,
не имели. Со скандалами и бесчинствами они во что бы то ни стало
пытались устроить в монастыре свои богослужения без благословения
Патриарха. Мы уговаривали, увещевали их как могли и наконец, поняв,
что ничто не помогает, решительно выставили незваных гостей за
ограду. Но те затаили злобу.
18 ноября отмечался день, когда в 1917 году на Поместном Соборе
святителя Тихона избрали Патриархом Всероссийским (на него, одного
из трех кандидатов, пал тогда жребий). Я прихворнул, но все же
служил в тот день литургию, а потом и панихиду: это была еще и
годовщина смерти отца Рафаила (Огородникова). Вообще 18 ноября — для
меня какая-то необычайная дата. В 1988 году в этот день разбился
отец Рафаил, а в 1993‑м умерла Валентина Павловна Коновалова,
«московская купчиха», духовная дочь отца Иоанна. История, о которой
я рассказываю, тоже произошла 18 ноября. Но это к слову.
На литургии я впервые в своей священнической жизни заготавливал
запасные Святые Дары для причащения больных. Хотя по церковным
правилам это делается в Великий Четверг, но накануне ночью ко мне
приехал мой друг, скульптор Вячеслав Михайлович Клыков, с просьбой
срочно причастить и соборовать заболевшего знакомого. Однако
выяснилось, что в нашем храме запасных Святых Даров нет: их,
оказывается, никогда здесь и не готовили.
Слава Богу, с приятелем Клыкова все обошлось благополучно. Ночью я
соборовал его, а наутро больного причастил священник из другого
храма. Чтобы больше подобного не случалось, я под руководством
нашего старенького иеромонаха отца Даниила подготовил запасные
Святые Дары и поставил их в специальном ковчеге на престоле.
После вечерней службы меня пришел навестить мой друг Зураб
Чавчавадзе с банкой малинового варенья. Мы пили чай, когда позвонил
дежурный и с тревогой сообщил, что к воротам подъехали несколько
пожарных расчетов и их командир уверяет, что они срочно должны
тушить у нас какой-то пожар.
— У нас что-то горит? — удивился я.
— Нет конечно! — успокоил меня дежурный. — Это у их командира,
наверное, внутри горит…
Я все понял. Неподалеку от нас располагалась пожарная часть,
руководство которой дружило с отцом Агафодором. Один из офицеров был
большой любитель посидеть с батюшкой за столом, пофилософствовать о
жизни. Однажды в период такого философско-алкогольного обострения он
уже рвался в монастырь среди ночи. Теперь, видимо, история
повторялась.
Я повесил трубку, но через минуту снова раздался звонок. Дежурный
сообщал, что пожарные не унимаются. Это было уже чересчур. Пришлось
нам с Зурабом одеваться, а мне еще и потеплее кутаться после
малинового варенья, и идти разбираться.
— Что случилось? — крикнул я, чтобы было слышно за воротами.
— Пожар! У вас пожар! — донеслось оттуда.
— Может, что-то повеселее придумаете? – язвительно поинтересовался
я.
— К нам поступил вызов! – не унимались с той стороны.
— Это какая-то ошибка, можете сами убедиться, — ответил я, все же
приоткрывая ворота.
У монастырских стен действительно стояли две пожарные машины с
полными расчетами. Несколько человек в блестящих касках вошли в
монастырь. Они сами были в недоумении.
— Позвонила женщина, мы думали, от вас. Сказала: в Донском пожар,
срочно выезжайте.
Чтобы окончательно убедиться, что произошло недоразумение, я
предложил вместе пройтись по монастырю. Мы направились к центральной
площади. Стояли уже поздние сумерки, но все было отчетливо видно.
Обычные тишина и покой, ничто не вызывало тревоги.
— Вот видите, — улыбнувшись, обратился я к пожарным.
И в этот момент в окнах Малого собора Донского монастыря полыхнула
яркая вспышка, раздался звон разбивающихся стекол и из оконных рам
вырвалось оранжевое пламя с клубами черного дыма.
Пожарные бросились к своим машинам. А мы с Зурабом замерли разинув
рты. Потом как сумасшедшие закричали:
— Пожар!!! Пожар!!! — И кинулись к храму.
Мимо нас с ревом промчались пожарные машины. Но храм уже полыхал
вовсю. В оконных проемах бушевал огонь, дым мрачным клубящимся
столбом поднимался в московское вечернее небо.
Не буду долго описывать эту страшную ночь. Только в третьем часу
пожарные разрешили нам войти в храм. То, что предстало нашему взору,
было поистине ужасно. Черные стены и потолок, обуглившиеся кивоты,
иконы, все залито водой, нестерпимый запах гари…
Один из пожарных позвал меня за собой вглубь храма и по пути озвучил
свои первые выводы о причине возгорания. Огонь возник, как он
утверждал, прямо у надгробия Патриарха. Поскольку стены в храме были
выкрашены горючей масляной краской, пламя распространилось
моментально.
— А вот это действительно странно, — сказал пожарный, указывая на
иконостас.
Деревянные тябла и иконы хотя и почернели от копоти, но даже не
обуглились. Иконостас полностью сохранился. Я с замиранием сердца
вошел в алтарь и увидел, что здесь тоже, кроме копоти, ничего
затронуто не было. Когда я вернулся к офицеру, тот объяснил мне свое
недоумение.
— Рядом с иконостасом все выжжено, а сам он почему-то цел. Он же
деревянный, не из металла?
— Очень старое дерево.
— Как же он не сгорел? Удивительно…
Тут я вспомнил и сказал:
— А!.. Мы же утром поставили на престол Святые Дары!
— Поставили что?
Я попытался объяснить. Офицер вежливо выслушал и, откашлявшись,
спросил:
— Вы всерьез считаете, что это имеет какое-то отношение к
сохранности дерева от огня?
— Не знаю. Просто я говорю, что утром мы поставили на престол Святые
Дары.
— М‑мм… Понятно, — недоверчиво протянул офицер. — Впрочем, такое
случается иногда. Все вокруг горит, а какие-то предметы остаются. В
нашем деле чего только не бывает.
В тот же день началось следствие. Оказалось, что очаг возгорания
действительно возник у самой гробницы святителя Тихона. Окно здесь
всегда держат приоткрытым, и, как предположили следователи,
злоумышленник бросил в храм простейшую бомбу с зажигательной смесью.
Стены, выкрашенные масляной краской, сразу занялись. При этом у
преступника было достаточно времени, чтобы выйти из монастыря
незамеченным, с последними посетителями.
Выяснились и обстоятельства, благодаря которым пожар так быстро
обнаружился. Одна из наших прихожанок, живущая напротив Донского
монастыря, имела обыкновение читать вечерние молитвы на балконе.
Она-то и увидела вспышку в окне храма и сразу позвонила в пожарную
часть.
Спустя день мы служили в сгоревшем соборе всенощную под память
Архистратига Михаила. Хор пел «Хвалите имя Господне», я совершал
праздничное каждение, а люди, стоя среди родных, почерневших от
копоти стен и обгоревших до головешек кивотов, не могли сдержать
слез. Переносить службу в другой монастырский храм мы не хотели:
нельзя было допустить людей до мысли, что это тяжелое испытание —
просто игра слепого случая и Господь не обратит наши смятение и
скорбь в радость, в торжество веры и надежды на непостижимый для нас
всеблагой Его Промысл. Именно об этом я и говорил в тот вечер в
проповеди перед нашими прихожанами.
Надо было приступать к ремонту в храме. Меньше недели мы прослужили
здесь после реставрации, и вот Господь снова предоставлял нам
недавно упущенную возможность начать поиски мощей святителя Тихона.
Мы снова обратились к Святейшему, и он подтвердил свое благословение
на раскопки, наказав лишь действовать аккуратно и осмотрительно. Мы
понимали его тревогу. Кое-кто вообще уговаривал Патриарха не
разрешать поиски, поскольку возможность обнаружения останков
святителя весьма мала. А вот если распространится слух, что мощи
Патриарха Тихона искали и не нашли, тогда, предупреждали осторожные
советчики, проблем не оберешься: раскольники и недоброжелатели
Церкви сразу пустят слух, что святитель Тихон сам не захотел
пребывать своими мощами в патриаршей Церкви. Но, слава Богу,
Патриарх Алексий твердо сказал: если мы обретем мощи, будет великий
праздник; если же их там нет, мы ни от кого не станем этого
скрывать.
Людей, совершивших поджог, так и не нашли. Братия монастыря и
некоторые прихожане представляли себе, кто бы это мог быть, но даже
как-то жалели их и в душе предали на милостивый суд Божий. Тем более
что теперь, по прошествии времени, видно, насколько промыслительно
было попущено это злодеяние. Именно в период второго, затянувшегося
ремонта Малого собора Донского монастыря и были обретены мощи
святителя.
Вечером в праздник Сретения Господня мы совершили молебен у гробницы
Патриарха Тихона и приступили к раскопкам. Об этом знали немногие:
Святейший Патриарх Алексий II, несколько монахов, два старца —
архимандрит Кирилл из Свято-Троицкой Сергиевой лавры, архимандрит
Иоанн из Псково‑Печерского монастыря и те, кого мы попросили нам
помочь: Вячеслав Михайлович Клыков со своими подмастерьями и
художник Алексей Валерьевич Артемьев. Руководил нами ученый-археолог
Сергей Алексеевич Беляев. Раньше он принимал участие в обретении
мощей преподобного Амвросия Оптинского, занимался раскопками в
Дивееве и на Херсонесе.
Сначала сняли надгробие. Его мрамор после пожара стал почти
коричневым. Углубившись сантиметров на тридцать, мы обнаружили
массивную мраморную плиту с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх
Московский и всея России». Именно таков был в начале двадцатого века
титул русских Патриархов. Находка нас весьма воодушевила. Мы стали
копать дальше и на глубине около метра увидели то, что искали, —
каменный свод склепа. Взявшись за работу с утроенной энергией, к
утру мы аккуратно расчистили весь склеп. Когда из свода удалось
вынуть несколько камней, я просунул зажженную свечу в образовавшееся
отверстие и заглянул внутрь. Склеп был пуст. Свет свечи выхватил
лишь пыльные клоки старой паутины.
Когда я объявил об этом своим друзьям, все в изнеможении опустились
на пол кто куда и, понурившись, сидели некоторое время молча. Потом
один за другим бросились проверять: вдруг я ошибся, может, в
обширном склепе остались хотя бы частицы мощей или щепки гроба,
оброненные при вскрытии могилы Патриарха? Однако ничего-ничего не
было… Оправдывались наши худшие опасения.
Немного придя в себя, мы решили хотя бы задокументировать размеры и
состояние склепа. Но когда кто-то стал измерять его длину, прут
длиной два метра неожиданно полностью ушел и вправо, и влево. То же
произошло и с восьмиметровым прутом. Мы поспешили обследовать
подземное сооружение и вскоре поняли, что обнаружили не склеп, а
часть отопительной системы храма — каменных труб, расположенных под
полом, по которым проходил горячий воздух от печи. На месте могилы
Патриарха калорифер зачем-то значительно расширили, так что
действительно образовывалось подобие склепа. Да и кладка здесь
выглядела новой по сравнению с другими частями каменной подземной
трубы. Возможно, это действительно был разоренный склеп. Но, может
быть, могила располагалась намного глубже. А то, что мы обнаружили,
представляло собой ложный склеп, устроенный, чтобы сбить с толку
большевиков и навести их на мысль, что гроб с телом Патриарха уже
изъят и где-то перезахоронен.
А тут еще отец Даниил привел одного старичка, который утверждал, что
ему якобы доподлинно известно: святитель Тихон похоронен пятью
метрами восточнее предполагаемой его гробницы. Мнения разделились, и
наутро мы отправились к Святейшему — испрашивать благословения, как
поступать дальше. Выяснив все подробности, Патриарх благословил
продолжать поиски на том же месте.
Наконец, уже ближе к ночи, перед нами предстал настоящий склеп
Патриарха. Сомнений в этом не было. Он являл собой мощное
сооружение, покрытое огромной плитой, на наше счастье, оказавшейся
не цельной, а состоящей из нескольких массивных каменных секций. Мы
подняли одну из этих глыб. Я лег на живот и опустил свечу внутрь.
Помню, меня сразу поразил аромат весенней свежести, исходящий из
подземной усыпальницы. Все сгрудились вокруг. Передо мной был
тонкой, изысканной резьбы дубовый гроб, описание которого я хорошо
знал. На нем лежала мраморная табличка. При мерцании свечи я прочел:
«Патриарх Московский и всея России Тихон».
Мы не верили своему счастью. Отец Агафодор сразу ушел звонить
Патриарху Алексию. Было уже поздно, около полуночи, но в Патриархии
только что закончилось заседание Священного Синода. Минут через
двадцать Святейший был в Донском. К его приезду мы подняли остальные
плиты над склепом и встречали Патриарха праздничным колокольным
звоном. В полночь он звучал как на Пасху.
Трудно передать, какие чувства испытывали мы в ту ночь, стоя у
открытой могилы святителя Тихона. Не верилось, что все закончено и
мощи перед нами. Наверное, такое же чувство было у Патриарха
Алексия. Но все же он сказал мне:
— Все-таки следует посмотреть, здесь ли мощи?
Я надел епитрахиль, потому что к мощам можно прикасаться только в
священной одежде, и спустился в склеп. Поддев гвозди и приподняв
резную крышку гроба, я с замиранием сердца вложил внутрь руку.
Пальцы мои ощутили сначала ткань, потом плечо…
— Здесь!!! — закричал я что есть силы.
— Всё! Назад, назад! Закрывайте скорей! — услышал я сверху
взволнованный голос Патриарха.
Это произошло 19 февраля, а спустя три дня в монастырь приехали
Святейший Патриарх, члены Синода, духовники Троице-Сергиевой лавры
архимандрит Кирилл и архимандрит Наум. Когда подняли обветшавшую
крышку гроба с осыпающейся на глазах резьбой, перед нами предстали
нетленные мощи святителя Тихона, покрытые бархатной патриаршей
мантией.
Еще через несколько дней мы омыли святые мощи по древнему чину,
облачили их в новые святительские одежды и уложили в специально
изготовленную раку. На Патриархе были те самые знаменитые облачения,
сделанные на фабрике Оловянишниковых. Мы потом еще долго ломали
головы, каким образом эти же облачения оказались у лжемитрополита
Введенского.

Перенесение мощей патриарха Тихона
или Благовещение
в Донском монастыре. Художник: Ф. Москвитин
Несмотря на то что в склепе была очень высокая влажность, тело
Патриарха Тихона, пролежав в земле шестьдесят семь лет, сохранилось
почти полностью. Примечательно, что одна из панагий — наперсных
икон, символов архиерейской власти, покоившаяся на груди святителя
Тихона, была сделана из кости мамонта, но полностью превратилась в
прах. Остался только серебряный оклад. Нам тогда невольно
вспомнилась строка из Псалтири: «Хранит Господь вся кости их». Хотя
сохранились не только кости святого Патриарха, но и большая часть
тела. А также великий патриарший параман, четки, монашеский параман,
нательный крестик, драгоценная золотая панагия, подаренная, еще в
бытность Патриарха архиепископом Ярославским духовенством и
прихожанами этой епархии. Обнаружилась даже ветка вербы (святителя
Тихона хоронили на Вербное воскресенье) и флакончик с благоухающим
розовым маслом, которое возливали на тело Патриарха перед
погребением.
***
Через некоторое время наш археолог Сергей Алексеевич Беляев все-таки
докопался и до разгадки, почему на лжемитрополите Александре
Введенском оказались патриаршие облачения. На фабрике
Оловянишниковых их сделали не одно, а два. Теперь то из них, которое
действительно принадлежало святителю Тихону, выставлено в музее
московского Донского монастыря.
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Глава из книги
"Несвятые святые"и другие рассказы"
Источник:
Православие.ru
Другие способы внести пожертвование
|