Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Зачем мне это было нужно?
Когда
случается человеку согрешить – а случается, к прискорбию, нередко, –
то наряду с прочими горькими мыслями приходит и такая: «Зачем? Зачем
мне все это было нужно?» И, наверное, именно она особенно сильна и
полезна как своего рода прививка от грехов последующих. Ведь и
правда, как часто мы согрешаем не только в результате какого-то
по-настоящему серьезного, пламенного искушения. Согрешаем не из-за
того, что что-то неудержимо влекло нас к этому греху – так бывает,
но далеко не всегда. И даже не потому согрешаем, что хотели
чего-либо действительно сильно. А… просто, ни почему.
Приходит чувство раскаяния в совершенном, душа мучается, болит,
переживает свою самоотчужденность от Бога. Сердце давит тоска,
какая-то смутная, но хорошо ощутимая тревога, потерянность в
настоящем, неуверенность в будущем, страх. Любая радость не радость
уже, потому что отравлена этой внутренней горечью – послевкусием
греха. Словом, обычное после падения – более или менее тяжкого –
состояние.
И вот, знает человек, отчего плохо, знает и то, что выход из этого
очередного кризиса есть, однако помучиться и пострадать, понести от
Господа ту или иную «епитимью» придется. Но ради чего он на это себя
обрек, для чего решился удалиться от любящего Отца в «страну
далече»? Тут ясного ответа, по большей части, нет.
Когда заключает кто-нибудь сделку, то, живя в мире несовершенном,
испорченном и лукавом, обязательно заботится, чтобы его не обманули,
не подвели. И поэтому все проверяет заранее: хороший ли ему
предлагается, скажем, товар, выгодные ли условия, не слишком ли с
него высокую цену запросили? И если не прогадает человек, то
радуется впоследствии, а если проведут его, переживает, огорчается.
Но, по крайней мере, извлекает из ситуации опыт и впредь бывает
осмотрительней, осторожней, лучше взвешивает все «за» и «против».
Так бывает в «обычной» жизни, там, где все ценности, приобретения и
потери исключительно материальные – и руками пощупать можно, и
взвесить, и на вкус попробовать. А в духовной… А в духовной как-то у
нас все зачастую несерьезно, безалаберно получается, так что
оправдываем мы слова Господа: «Сыны века сего догадливее сынов света
в своем роде» (Лк. 16: 8).
Ведь видим раз за разом, что не соответствует товару цена. И не
только кратковременна «радость» греха, скоропреходяща и суетна…
Иногда и радости-то никакой нет. Грешишь «по инерции», не
задумываясь, из какого-то странного безволия и малодушия. И не
хотелось, и не желалось, а враг чуть «поддавил» – и поддались.
Почувствовали: надо постоять на своем, побороться, потрудиться. И
такая тоска охватила, такое уныние напало, что предпочли сдаться без
всякой борьбы и без всякого труда. Кому не знакомо?
И приобрести вообще ничего не приобрели. А потеряли – мир с Богом,
совести спокойствие, цельность внутреннюю, столь трудно обретаемую
вновь. Или то подобие цельности, какое имели. Это, вкратце, та цена,
которую всегда в таких сделках платить приходится. Почему и задаем
себе потом все тот же вопрос, в каком-то тягостном недоумении
пребывая: «И зачем мне это было нужно?» Хотя ответ уже давным-давно
готов: «Ни-за-чем!»
Просто вопрос этот запоздал, потому и польза от него хоть и есть
какая-то, да не та, в какой нуждаемся. Раньше надо было себя о том
же спрашивать, душу свою тревожить, сердцу сном лености греховной не
давать засыпать.
Да, важно это – очень важно – уметь и спросить себя вовремя, по всей
строгости, и ответить себе и совести своей без лукавства и
малодушия. И еще – мужества и решимости набраться, чтобы с ответом
этим сообразно и поступить.
Игумен Нектарий (Морозов)
23 ноября 2012 года
Источник:
Православие.ru
Другие способы внести пожертвование
|