Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Протоиерей Андрей Ткачев: Что я делаю, когда пощусь?
«Когда
я был младенцем, то мыслил по-младенчески. Когда же вырос в мужа,
стал мыслить зрело, как муж». Так рассуждает в послании к Коринфянам
апостол Павел, и мы берем его образ мысли как метод для разговора о
посте.
Есть младенческие мысли о посте, есть полное бессмыслие о нем,
равно, как и обо всем прочем. И есть взрослые мысли, до которых
нужно дорастать, дотягиваться.
Что я делаю, когда пощусь? Вопрос из разряда простейших, на которые,
между тем, ответы давать тяжелее всего.
Можно ляпнуть нечто вроде «я угождаю Богу отсутствием животных жиров
в рационе». Нет, не то. Это даже и подумать неловко.
Тогда что?
«Я пользуюсь благоприятным временем для очистки организма и
улучшения самочувствия». Нет, тоже не то. И такое стыдно вслух
сказать.
Какой-то диетологический эгоизм получается. Так что же тогда? А вот
подумайте, чем вы собственно занимаетесь, когда в храм идете, когда
молитвослов открываете, когда вступаете в пост и выходите из него?
Пост и воздержание нужны для того, чтобы человек был более чуток и
более восприимчив к действиям Святого Духа. Это я недавно прочел у
одного православного автора и теперь думаю над прочитанным. «Более
чуток к действиям Святого Духа». Это не стыдно вслух сказать. Это
красиво. Это сочетается со словами Господа: «Да не отягчают сердца
ваши от объедения и пьянства». О том, что избыток пищи рождает
избыток веса, мы знаем, а вот о том, что этот же избыток «отягчает
сердце», и отягченное оно не способно к полноценной вере, это не все
знают. Итак, постимся, чтобы не отягчать сердце и быть чуткими к
действиям Утешителя.
В поздравительной переписке святитель Тихон Задонский писал как-то
одному из адресатов, что желает тому в дни Рождества «ощутить силу
Христа в мир пришедшего». Это значит, что праздники обновляют
действие благодати в мире, и несут мир и силу (и то и другое — имена
Христа). Дух Святой напоминает сердцу нашему главные события истории
спасения, и мы должны быть восприимчивы к прохладному дыханию этих
внушений. Для того и пост. Для углубления восприимчивости.
Всякая эпоха имеет свои постные особенности. Наша эпоха —
информационная. Нашим ушам, языку и глазам пост нужен гораздо более,
чем нашему чреву (не исключая последнего). Давать волю глазам, языку
и ушам в дни приготовления к Рождеству и скрупулезно следить за
гастрономическим аспектом воздержания означает для христианина то
же, что во дни Нерона или Декия не есть мяса, но исправно посещать
гладиаторские бои.
Биологически человек стал слабее, чем в минувшие времена, а
информационно стал более загруженным. Следовательно, нужно
реагировать на меняющуюся жизнь и должное внимание уделять не
столько тому, что «афедроном исходит», сколько тому, что в сердце
живет и, исходя, сквернит человека.
Любопытно, что всему можно выучиться, если только захотеть. Пищевая
строгость в посте есть несомненный плод длительного воспитания
нашего народа духовенством. Иногда даже до абсурда доходит (что у
Фуделя и Розанова описано), когда убийца отказывается из взятой у
зарезанного им человека котомки кусочек колбаски съесть, поскольку
он человека в среду зарезал(!) Насколько затвердили святость среды и
пятницы!
Но вот водку не пить духовенство народ так и не научило. А ведь
могло бы, если бы захотело. Пора захотеть! Иначе все праздники наши
будут традиционно превращаться в беззаконие и вакханалию. Подвиг
кончен — гуляй душа! Никогда мы не грешим более, чем в праздники,
чем и скверним саму идею праздников, превращенных нами в повод к
распутству. И ведь есть же у нас достаточно людей, которым можно
сказать: «Ты, мил человек, яичницу можешь по утрам в посту жарить,
только в чарку не заглядывай и в храм ходи». И это будет лучший пост
для такого человека.
Я такие слова от уважаемых священников слышал не раз. В этих словах
нет ничего разрушительного. Напротив — одно созидание жизни и
правильная расстановка приоритетов. Отчего же это понятно
меньшинству, а большинство, подобно евреям, блюдет самодовольно свой
«православный кашрут» и ничего слушать не хочет?
Народ наш, если трезв, то гениален, а если пьян, то отвратителен и
страшен. Вот и задача на пост — проповедь трезвости, успешно однажды
начатая до Революции, но, как струна, оборванная Красным Октябрем.
Ну и Слово! Оно было в начале и Оно — Бог! Что за пост, если плоть
теряет вес, а душа не питается Словом? Это не пост никакой, а
пародия на него. Бессловесная жизнь — не человеческая жизнь.
Бессловесный постник — это животное, которому не дали пищи.
Настоящий же постник — этот тот, кто питается Словом, а ест столько,
чтобы после еды хотелось молиться (Силуан Афонский).
Выстраивание
молитвенной жизни, погружение в Слово, разумная строгость в телесной
дисциплине, участие в храмовом богослужении, борьба со своими
скрытыми немощами — вот пост. И все это, лишь — сбруя для лошадей и
запас фуража для них, чтобы доехать, как волхвы, до Пещеры
Рождества. Если получится поститься лучше, то это — сами дары
волхвов: золото, ладан и смирна. Но дороги они не сами по себе.
Ценность этих даров напрямую зависит от того, Кому мы их несем. Без
памяти о Христе пост обесценивается до цены дохлой мухи, и голодный
грешник — такой же сын погибели, как и грешник сытый.
Прочь рабство гастрономии! Христу да послужим! Ему принесем и
посвятим труды свои! А нечего принести, так поплачем. Кстати, Дух
Святой если прикоснется к внимательному сердцу, несколько
утончившемуся от воздержания, то непременно родит таком сердце
слезы. Слезы эти таковы, что ради них одних стоит поститься.
28 ноября 2012г.
Источник:
http://www.andreytkachev.com
Другие способы внести пожертвование
|