Существует ли заговор против Церкви? Как верующие люди должны
относиться к нападкам на Церковь? Этим темам посвящен очередной
выпуск программы «Слово пастыря», вышедший в эфир 1 декабря 2012
года.
Доброе утро, дорогие телезрители!
В
адрес нашей передачи продолжают поступать вопросы, и я хотел бы
озвучить один из них, который сегодня многие задают. В одном письме
он достаточно лаконично сформулирован, и полагаю, что этот вопрос
отражает озабоченность действительно многих людей.
«Ваше Святейшество, скажите, пожалуйста, действительно ли существует
заговор против Православной Церкви, и не только Православной? Как
это ни фантастично, но иногда в это веришь. Наблюдаю истерию в СМИ
по совершенно ничтожным, но нещадно раздуваемым поводам, если это
касается Церкви и ее представителей. И еще — говорят о врагах
христианства, но никто их не называет. Так кто же враги
христианства?» Из письма Ольги Красногородцевой, г. Москва
Я бы хотел ответить на этот вопрос простой констатацией очевидного
факта: вражда против христианства возникла не сегодня, не вчера, не
в ХХ, не в XIX, не в XVIII, не в XVII веке, как иногда считают, но
как только Христос вышел на проповедь, появились люди, которые не
могли принять Его проповедь. По разным причинам — в первую очередь,
для многих это был вызов их мировоззрению, их образу жизни,
понимаемому ими религиозному началу; это был вызов невероятной силы.
В самом деле, люди привыкли именно в исполнении обрядов, внешних
законов и предписаний усматривать способ и средства спасения. И
вдруг приходит Некто, кто говорит: все это не имеет решающего
значения. Можно исполнять тщательно предписания — и быть подобно
гробам, внешне покрашенным, а внутри исполненным мерзости. Могла эта
проповедь понравиться тем, кто именно внешний фасад защищал более
всего, стремясь тщательным, скрупулезным исполнением закона
обеспечить себе спасение? А были и те, кто в проповеди Христа видел
угрозу национальным интересам, общественному спокойствию. Ведь
недаром первосвященник Каиафа сказал, пророчески сказал: «лучше
одному человеку умереть, чем пострадать всему народу» (см. Ин.
11:49-52). Но Господь пострадал не только за народ иудейский. Он
пострадал за весь род человеческий — один, безгрешный, за всех.
Каиафа, конечно, вкладывал иной смысл в свои слова, опасаясь, что
проповедь Христа Спасителя может изменить до неузнаваемости жизнь
народа. А как римляне на это отреагируют? А будет ли соблюдена и
сохранена некая автономия жизни иудейского народа?
Другими словами, с первых дней проповеди Христа Спасителя были враги
— те, кто сознательно эту проповедь не принимал. И ничего нового
сегодня не происходит, потому что в течение двух тысяч лет всегда
находились те, кто был принципиально несогласен с этой проповедью и
кто боролся с Христом и с Евангелием. Разными способами — клеветой,
провоцированием расколов и разделений, провоцированием негативной,
подчас враждебной реакции властей, что приводило к гонениям. За эти
две тысячи лет было столько всего, что, если бы не сила Божия, то от
христианства, наверное, ничего бы не осталось — такой силы бывал
натиск.
Мы совсем еще недавно переживали совершенно особую историческую
эпоху, когда атеизм, отрицание Бога, в том числе христианства,
считался единственно правильной и научно обоснованной доктриной, на
основе которой строилась не только идеология и воспитание огромного
народа, но и политика. Всякая защита, особенно ревностная защита
Евангелия, христианских ценностей, проповедь, распространение знаний
о Христе пресекались как опасные для государства деяния — ну чем же
не Каиафа с его синедрионом? И сегодня есть люди, которые
принципиально несогласны с тем, что написано в Евангелии, которые
принципиально несогласны с тем, что проповедует Церковь. Эти люди
объединяются. Вы спрашиваете: кто? Да внимательно посмотрите на наши
газеты, журналы, телевизионные каналы, и вы увидите, вокруг каких
изданий группируются те, кто использует разного рода клевету и ложь
для того, чтобы скомпрометировать Церковь и отвратить от Церкви
людей. Честные люди не могут понять: ну как же так, ведь это
настолько очевидно — злоба, клевета, необъективность, ломятся, как
говорится, в открытую дверь, повторяя одни и те же обвинения в адрес
Церкви. Все это так очевидно — как же людям не стыдно? Совсем не
стыдно, потому что многие видят в этом цель своей жизни.
Вот еще о чем хотелось бы сказать. Церковь несогласна с теми, кто в
Бога не верит и Христа не признает, но разве в Церкви есть стратегия
борьбы с этими людьми? Разве есть организации, которые бы клеветали,
выступали против отдельных личностей, инициировали кампании в
средствах массовой информации, направленные на дискредитацию тех,
кто с Церковью несогласен? Ничего подобного нет. Церковь ни на кого
не нападает и не создает никаких стратегий — она просто положительно
свидетельствует о том, о чем призвана свидетельствовать.
В этих разных подходах и выявляется суть всей проблемы. Мы
проповедуем Христа распятого и Воскресшего, мы проповедуем Божию
правду, а значит, не можем использовать средства, которые против нас
употребляют те, для кого этой Божией правды не существует, потому
что они выступают с принципиально иных позиций.
Каким же должен быть ответ христианина на все эти антицерковные
кампании? Чтобы ответить на этот вопрос, хотел бы зачитать одно
письмо, которое я получил из города Великие Луки Псковской области
от Василия Васильевича Абрамова. «Ваше Святейшество, я где-то
прочитал, что Пушкин после беседы с одним из декабристов, кажется, с
Пестелем, записал его слова, которые поразили поэта. "Умом я
понимаю, что Бог существует, — сказал Пестель, — но сердце говорит
другое ". Обычно утверждают наоборот: "сердцем я верю, а умом
сомневаюсь". Как Вы к этому относитесь? Какое утверждение более
верное и точное?»
Думаю, что Василий Васильевич Абрамов, цитируя Пестеля, помогает и
нам понять, что происходит в душах тех людей, которые не принимают
Бога и не принимают Евангелие, и в каком-то смысле помогает понять,
что мы должны делать в своей жизни, чтобы ответить на всю ту хулу,
которая обращается в наш адрес.
Пестель дал очень точный диагноз душевного состояния того, кто даже
умом признает бытие Божие, а душой, сердцем, всем образом своей
жизни не может согласиться ни с Богом, ни с Его законом. В самом
деле, очень часто современные критические высказывания в адрес
Церкви звучат так: «Я не против Бога — я против Церкви, то есть я
против того, что Церковь говорит о Боге, против проповеди о Боге,
против проповеди о Христе». И происходит это именно потому, что в
этой проповеди, как и во времена Самого Господа и Спасителя, — вызов
людям, которые не желают жить по Божиему закону. Все внутреннее
состояние человека противоположно тому, что Бог сказал людям;
противоположно не только доктрине — противоположно указаниям на то,
как нужно строить свою жизнь. Ну, привык человек грешить, блудить,
считает это нормой своей жизни, считает это важной частью своей
жизни. Открывает Евангелие — а там слова, которые убийственны для
человека, живущего именно так, а не иначе, если он серьезно захочет
эти слова принять и им последовать. Именно эта внутренняя
несовместимость и порождает такое неприятие. Состояние души есть
непременное условие богопознания. «В злохудожную душу не входит
премудрость и не обитает в теле, повинном греху» (Прем. 1:4). И если
человек живет во власти греха, если он интеллектуально готов
защищать такой образ жизни, а не другой, то он будет бороться с
каждым, кто живет иначе и особенно с теми, кто проповедует иной
образ жизни.
А наш ответ? А наш ответ именно в том, чтобы возрастать в вере,
чтобы религиозный образ жизни становился нашим образом жизни, чтобы
мы никогда не теряли способность различать добро и зло в
соответствии с тем, как мы научены Самим Господом и Спасителем. Наша
задача заключается в развитии положительного свидетельства о
Евангелии и словом, и делом. На каждой роток не накинешь платок. Не
нужно на каждого огрызаться и с каждым спорить, хотя некоторые
вызовы, обращаемые к Церкви, требуют ответа — с тем, чтобы не
соблазнялись люди; и каждый христианин в меру своих сил обязан
отвечать. Но не нужно сердце свое отдавать этой борьбе, нужно
хранить себя во внутренней чистоте и духовном спокойствии. Святые
отцы, полемизируя с язычниками или еретиками, сохраняли внутренний
мир.
Это внутреннее спокойствие в душе, в отношениях между христианами,
спокойствие во внутренней жизни Церкви является самым сильным
ответом. Не будем суетиться, не будем будоражить себя, но вместе с
тем будем хранить бдительность и способность защитить слово Божие и
Церковь. Самая главная задача заключается в том, чтобы нападки на
Церковь не разрушали нашего внутреннего состояния и не помрачали
нашего христианского образа жизни.
На этом я заканчиваю нашу передачу. Пусть Божие благословение
пребывает с вами, и да хранит вас Господь от всяких соблазнов и
искушений, да дарует Он вам разумение и силы в отстаивании своих
христианских убеждений и в хранении христианского образа жизни.