Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Что такое отчитка, и как к ней относиться
В
наши дни существует много споров по поводу отчитки. С одной стороны,
часто можно услышать (особенно среди простого народа) рекомендацию
пройти отчитку в связи с самыми разными проблемами: пьет человек,
плохо учится, не хочет ходить в храм, заболел тяжелой болезнью,
испытывает неудачи в личной жизни и т. д. – во всем узреваются
происки демонов, от которых предлагают избавиться присутствием на
отчитке. С другой стороны, можно услышать крайне критичное и
скептичное отношение к этому чинопоследованию, которое
воспринимается как абсолютно не нужное и инородное Церкви.
Что же представляет собой отчитка? Как к ней относиться? И кому
следует на ней присутствовать?
Отчитка – церковный чин, в котором произносятся особые
заклинательные молитвы с целью изгнания из одержимого человека
нечистой силы. Применяться этот чин должен в тех исключительных
случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием
вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения
и поступки. Допустим, в Евангелии мы читаем о гадаринском
бесноватом, который днем и ночью бился о камни, а когда его
заковывали в цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по
пустынным местам. Христос Своей благодатной силой в одно мгновение
освободил несчастного от тяжких уз одержимости (см.: Мк. 5: 1–13;
Лк. 8: 26–33). Эту-то силу изгонять темных духов Господь передал
Своей Церкви.
С пришествием в мир Сына Божия бесы утратили над людьми былую
власть. Из Евангелия мы узнаем, что не только Спаситель изгонял
нечистых духов из одержимых ими людей, но и Его ученики. «Господи! и
бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10: 17), – с удивлением
восклицали апостолы, возвратившись с проповеди. А после Своего
Воскресения Христос обещал верующим в Него в качестве одного из
знамений: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16: 17). По словам
преподобного Нила Синайского, «произнесение имени Божия в бегство
обращает демонов»[1]. Тем более что крест Христов стал для демонов
нестерпимым мучением. Поэтому заклинание и изгнание темной силы
именем Иисуса Христа и крестным знамением – явление в Церкви
изначальное.
В середине II века святой Иустин Философ обращался к язычникам со
следующим свидетельством: Спаситель «родился по воле Бога и Отца
ради верующих в Него людей и для сокрушения демонов. Это и теперь вы
можете узнать из того, что происходит пред вашими глазами. Ибо
многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество
одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем
Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, между тем как они не
были исцелены всеми другими заклинателями, заговорщиками и
чародеями, – и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших
человеками»[2].
Как видно из приведенных слов, даже язычники знали о существовании в
среде христиан особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса
Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу. В первые века
христианства это было одним из служений Церкви. Экзорцисты, то есть
заклинатели нечистой силы, получали на то особое благословение
епископа. Самочинно браться за это дело не положено, поскольку 26-е
правило Лаодикийского Собора гласит: «Не произведенным от епископов
не должно заклинать ни в церквах, ни в домах».
Со временем сформировался особый чин, в котором собраны молитвы об
изгнании демонов силой имени Иисуса Христа. В требнике он называется
«Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых», а
в простонародье называется отчиткой. Это чинопоследование приносит
реальные плоды. Вот история, случившаяся не так давно. Молодой
человек Алексей по непонятным для близких причинам стал крайне
агрессивен, к жене и маленькому ребенку теперь относился крайне
нетерпимо, начал бить малыша, которому не было и года. Хотя до этого
к христианству был вполне благосклонен, теперь всякое слово о вере
Алексей встречал крайне враждебно. Родные были очень расстроены
столь резкой переменой. Один его родственник поддерживал отношения с
насельниками Свято-Троицкой Сергиевой лавры, неоднократно беседовал
с монахами о случившемся, и было решено пригласить страждущего на
отчитку. Когда его привезли, Алексей даже не захотел выйти из
автомобиля, реагируя на каждое слово удивительной агрессией. В
другой раз родные пошли на хитрость – предложили вместе посетить
какое-то мероприятие, проходившее в музее лавры; машину на этот раз
по особой договоренности пустили внутрь обители. Мама страждущего
пошла в храм, где проходит отчитка, заказала поминание с именем
сына, а Алексею после мероприятия в музее предложили зайти за мамой.
Когда они прошли в сам храм, Алексея удалось протиснуть вперед,
откуда выйти в связи с самой давкой было уже затруднительно. После
невольного участия в молебном пении страждущий испытывал сильную
слабость, а через несколько дней это был уже другой человек – от
прежней агрессии не осталось и следа, он даже перестал курить и
пить, к жене и ребенку стал внимателен и ласков, к Церкви теперь
относился благоговейно.
Очевидно, что в данном случае церковное чинопоследование с усиленной
молитвой близких помогло страждущему человеку избавиться от реальной
одержимости. Кстати, подобным же образом некоторые экстрасенсы,
заинтересовавшись феноменом отчитки и решив испытать его на себе,
благополучно расстались со своими «чудесными» способностями – для
кого-то отчитка послужила первым шагом к жизни в Церкви.
Вместе с тем стоит сказать несколько слов о часто неправильном,
почти магическом отношении к отчитке. В наши дни нередко встречается
нездорово повышенный интерес к этому чину. Едут сами и везут с собой
родных и близких все, кто хоть в чем-то узрел себя и их
подверженными злой силе, порче или сглазу. Одна знакомая пожилая
женщина все выспрашивала, как бы отвести на отчитку сына, которому
перевалило за двадцать, а на вопрос о причине объяснила, что он не
хочет учиться, пьет пиво, игнорирует храм и раздражается, когда мать
предлагает ему выпить святой воды. Но ведь все указанные симптомы
могут выражать личную бездуховность человека, которому в свое время
не привили веру, а сам он не испытывает к тому интереса. Понятно
раздражение неверующего, когда ему навязывают выпить святой воды или
пойти в храм – это далеко не всегда можно отождествлять с
беснованием.
Некоторые, по совету других, отчитываются «на всякий случай», по
принципу «кто его знает, может, на меня кто-то порчу навел, а
отчитка сразу поможет». И стар и млад торопятся снять с себя все
наветы и сглазы простым и нехитрым способом – присутствием на
отчитке. Здесь мы встречаем удивительную ситуацию – человек вроде бы
хочет избежать оккультного на себя воздействия, а сам поступает по
магическим принципам – надеется на сам по себе ритуал
безотносительно к личному духовно-нравственному исправлению. Иной
раз случается и такое, что какой-нибудь тщедушный колдун направляет
обратившегося к нему пациента к батюшке, занимающемуся отчиткой: «Он
посильнее меня». Повторим, что и к самой отчитке часто относятся как
к некоему магическому действию, которое должно само по себе помочь
несчастному.
Да, упомянутый чин в необходимых случаях приносит свои плоды. Но
часто мы, к сожалению, никак не хотим осознать ту истину, что для
улучшения состояния собственной души важно не просто выстоять
какой-нибудь древнецерковный чин, а заняться существенным
исправлением личной духовной жизни. Блаженный Феофилакт Болгарский
писал: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии,
если не исправляются»[3]. Для этого требуется серьезно подготовиться
к исповеди, вспомнив прожитую жизнь с самого детства, ввести себе в
правило регулярно молиться дома утром и вечером, еженедельно
посещать храмовые богослужения и как можно чаще причащаться святых
Христовых таин. Мало этого, нужно постоянно читать духовную
литературу, и не только Священное Писание, которое, увы, многие
понимают по-своему, но и творения святых отцов, и полезные
современные духовные книги, общаться с воцерковленными людьми, чтобы
полностью переменилась сама атмосфера жизни. Только существенное
изменение как внутреннего склада своей души, так и внешнего строя
жизни, когда на первом месте уже будет Бог и исполнение Его
заповедей, а на втором – все остальное, способно привести к
всецелому освобождению души от влияния темной силы.
Понятно, что невозможно одной отчиткой решить вопрос воцерковления
родственника или знакомого, тем самым вложить в него навык к учебе
или заставить более серьезно относиться к жизни, поскольку нельзя
никаким чином изменить личность без ее добровольного на то согласия
и усилия. Если это реальная одержимость, то по вере родных и близких
возможен эффект. Но если это свободно избранная, личная позиция
человека, то сам по себе чин не поможет. Прочитали над таким
человеком молитвы, окропили святой водой, осенили крестом, а он
внутри остается прежним, потому что изменяться не хочет.
Более того, во многих ситуациях даже при очевидной одержимости
требуется не отчитка, а нечто другое. Всякое демонское наваждение
имеет свою причину, которую и нужно устранять. Апостолам, не
сумевшим изгнать демона из одержимого юноши, Спаситель сказал: «Сей
же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Это
значит, что победа над злыми духами возможна лишь при аскетической
жизни, благодаря которой христианин освобождается от страстей и
получает от Бога благодатную помощь. Эта победа осуществляется
только при решительном исправлении своей жизни. Вспомним, что
Господь исцеленного Им человека напутствовал заповедью: «Ты
выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже»
(Ин. 5: 14).
Святые люди, например праведный Иоанн Кронштадтский, изгоняли темную
силу самыми краткими молитвенными фразами, без специального чина.
Это значит, что не столько формально исполненное правило, сколько
жизнь по заповедям Божиим, в приобщении Его благодати, страшна
темным духам. И потому сама отчитка для тех, кто действительно
страждет от нечистых духов, есть лишь вспомогательное средство,
своего рода дополнительное условие, которое помогает при полной
внутренней решимости жить в согласии с Богом.
Одной инокине, задавшей вопрос о противодействии демонским
наваждениям, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Никаких
заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при
святом крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя
достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда
страхование пройдет само собой. Оно ни от чего так не истребляется,
как от глубокого сердечного сокрушения»[4]. Не чинопоследования сами
по себе защищают от демонов, а стяжание добродетелей. Высшая
добродетель – смирение. Если гордость приятна демонам – именно из-за
гордости попускаются человеку несчастья и душевные бедствия, – то
смирение, словно огонь, жжет и прогоняет диавола.
Что же касается собственно одержимости, то непосредственное вселение
злого духа в человека возможно лишь при особом попущении Божием и
когда сам человек расположил себя к этому порочной и легкомысленной
жизнью. Еще раз вспомнив слова Евангелия о том, что «сей же род
изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21), можно, рассуждая
от противного, заключить, что в человека входят они за его крайнее
невоздержание и отвращение от Бога (противоположность поста и
молитвы). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорил: «Нечистые духи
не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их
умами и помышлениями. Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о
Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных
Божией помощи и Божия ограждения и потому удобно побеждаемых и
наконец устрояют в них жилища, как бы в представленном им
владении»[5].
Людей пугает беснование, видимая беспомощность человека,
оказавшегося во власти нечистой силы. Однако мало кто обращает
внимание на внутреннюю подчиненность диаволу, к которой мы
обыкновенно скатываемся, принимая вражьи помыслы и исполняя его злую
волю.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал на возможность двоякого
пребывания сатаны в человеке: чувственного и нравственного.
Чувственное пребывание – всем известное беснование, когда бес
вселяется в человека и мучает его душу и тело. Нравственное
пребывание – когда человек является исполнителем воли диавола, то
есть постоянно и безудержно грешит; демон, не вселяясь в человека
чувственно, овладевает его разумом и волей, соединяется с ним в его
духовной сфере[6]. Читатель, наверное, удивится, узнав, что второй
вид пребывания – наиболее опасный, потому что влечет человека на
вечные муки души, тогда как первый вид может быть попущен Богом как
особая скорбь во спасение души человека. Святитель Игнатий писал: «В
духовном отношении такое наказание Божие (чувственная одержимость. –
В.Д.) отнюдь не служит худым свидетельством о человеке… Гораздо
маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского
помысла, могущего навеки погубить душу»[7]. Важно остерегаться
сознательного подчинения в своих делах, словах и мыслях воле
диавола, уподобляться ему по своей нравственной жизни.
Преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих слов
констатировал печальный факт: люди сначала потеряли образ Божий (в
своих делах и жизни), а теперь теряют образ человеческий и
становятся по образу диавола. В этом смысле нечистый дух может
навеки завладеть человеком и легко совершает это, если человек не
противится внутренним приражениям невидимого врага. Обыкновенно это
происходит незаметно для внешнего наблюдателя, без шокирующих взор
проявлений беснования. Так, об Иуде-предателе мы читаем: «Вошел же
сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати»
(Лк. 22: 3), – и бывший апостол направился предавать Христа.
Напрасно думать, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого
слова. Но как это можно последовательно проследить по Евангелию от
Иоанна, Иуда допускает к себе диавола своей страстью сребролюбия
(см.: Ин. 12: 6), затем диавол полнее овладевает его сердцем (см.:
Ин. 13: 2) и, наконец, решительно вселяется в него, делая его прямым
исполнителем своей воли (см.: Ин. 13: 27). Такое бедственное
положение было приуготовлено ненасытными страстями, в частности
сребролюбием и нераскаянностью.
Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам.
Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним,
сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных
словах, пристрастие к соблазнительным изображениям – это и многое
другое есть подчинение души темным силам.
Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит
пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь
обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора – либо устроять в
своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость
запустения. И потому от духовной активности человека напрямую
зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие
его в мире вечном.
[1] Нил Синайский, преподобный. Увещательные главы // См.:
Добротолюбие. Т. 2.
[2] Иустин Философ, святой. Вторая апология // Иустин Философ,
святой. Творения. М., 1995. С. 111.
[3] Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Евангелие от
Матфея. М., 2000. С. 140.
[4] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание писем. М.; СПб.,
1995. С. 217.
[5] Добротолюбие. Т. 1. М., 1883. С. 665.
[6] См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты //
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. М., 1996. Т. 2. С. 245.
[7] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание писем. С. 217–218.
Валерий Духанин
17 июля 2012 года
Источник:
Православие.ru
Другие способы внести пожертвование
|