Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Протоиерей Андрей Ткачев: В приближении Рождества
Рождество.
Оно приближается, и им пахнет воздух. Одинаковый воздух праздника,
однако, для многих пахнет по-разному.
У одних в голове печеный гусь и праздничные распродажи, а у других
(где вы, другие?) – темная пещера Рождества, уже напоминающая
будущий Гроб, ныне славящийся своей пустотой. Гроб Христов – это
такая же пещера, как и грот Его Рождества. Всю короткую земную жизнь
Свою Христос шел от одной пещеры к другой, от пеленок Младенца к
пеленам погребения, а вовсе не от почестей к почестям.
Древняя Церковь праздновала Рождество и Крещение вместе. Так
продолжалось долго, и никого не смущало, что исторически между двумя
празднуемыми событиями лежит 30-летнее пространство. Они не были
глупыми, христиане древности. Они просто подчеркивали этим способом
празднования, что и там, и там, то есть и в Рождестве, и в Крещении,
нам является Христос. Почему это важно?
Это важно потому, что Христос именно является, а не «становится». На
этом месте придется зажечь фонарик и спуститься во мрак пещеры.
Любая пещера темна, даже если это пещера Рождества.
Евреи считали и считают, что Мессией может стать любой потомок
Израиля, если его изберет для этого Бог. Тогда (в случае избрания и
призвания) должен явиться Илия и помазать на царство этого человека,
который вместе с помазанием обретет силу и мудрость, необходимые для
служения. Помазать так, как помазал Самуил Саула. Отсюда и голос
из-под Креста: «Посмотрим, придет ли Илия спасти Его».
То есть по ветхим понятиям, Мессией человек именно «станет», а не
родится им. Да, должны быть соблюдены и учтены многие формальности,
связанные с чистотой крови, затем с воспитанием и так далее. Но
главное – Мессией «нужно стать» и «нельзя родиться». Церковь же
подтверждает год за годом свою веру в то, что Мессия родился уже
Мессией, а не стал затем Им. «Явился еси днесь вселенной», – говорит
Церковь о Богоявлении, потому что еретики именно так думали и
думают, что Иисус «стал» Мессией после схождения на Него Святого
Духа в виде голубя. А мы говорим, что не «стал», но «уже был», а
ныне «явился», то есть проявил Свое внутреннее изначальное
достоинство.
«Мария родила простого младенца. На которого сойдет затем Дух, и он
станет Мессией», – так говорили еретики.
«От Марии родился, то есть воплотился и вочеловечился, Бог, Который
утаит Свое присутствие в мире до определенного возраста. А затем
явит Себя миру на Иордане, где Бог явится как Троица, а Иисус из
Назарета явится как Христос», – так говорит Церковь.
Мысль, как клинок, оттачивается и, как алмаз, огранивается. Иначе
мысль удобосклонна ко лжи. И тогда, когда ты в ложь поползнулся, за
твою участь в вечности никто не даст дохлой мухи. Прискорбно для
многих, но – факт. Человек спасается не сентиментальностью чувств, а
верой. Причем верой правой. Отсюда – ключ к пониманию той жестокой
борьбы, которую столетиями вела Церковь за чистоту мысли, то есть за
догматы.
Бездогматичная вера – это либо вера людей, не умеющих и не желающих
думать, либо вера людей безразличных, подобных тем, что второе блюдо
высыпают в первое и все вместе едят на том основании, что «внутри
все перемешается».
Но отрезвимся антихристом. Христос ведь ко всеми близок, поскольку
всех любит. Но Он же и далек от всех, поскольку мы Ему не подобны и
не любим святость и праведность более всего прочего, не ищем прежде
всего Царствия Божия. Зато антихрист никого, кроме себя, любить не
будет, но всем именно поэтому и близок. Он – сын лжи, а мы все в
этой же самой лжи и запутались. Как же нам после этого не
чувствовать внутреннего притяжения антихристового мироощущения?
Например, мы – сребролюбцы. Значит, рано или поздно нам захочется
оправдать Иуду. Мы придумаем свои или повторим чужие байки (не одни
же мы в истории мира сребролюбцы) про то, что Иуда не был виновен,
но был посвящен в тайны и исполнял повеления свыше.
Или мы индифферентны к Истине. Тогда нам близок Пилат и его
процеженное сквозь зубы: «Что есть истина?» Значит, и его оправдаем
и наименуем посвященным в тайны. Дальше останется только сатану
пожалеть, чем уже многие в истории занимались, неизменно плохо
заканчивая свой жизненный путь. Внутреннее сочувствие лжи при
отсутствии четкого понимания самых важных вещей духовного порядка –
вот смесь, готовая в любое время вспыхнуть. А нам между тем говорят:
«Верьте попроще. Не надо мудрствовать». Ой, не знаете вы,
возлюбленные, какие драконы выползают из-под мнимой простоты.
То там, то здесь приходится слышать, что «антихрист уже родился».
Говорится шепотом, но так убедительно, словно говорящий человек
исполнял обязанности повитухи при антихристовых родах. Вот отсюда и
«запляшем», отсюда, то есть, покажем необходимость догматической
грамотности.
Как Христом нельзя стать, но можно лишь родиться, а затем явиться,
так и антихристом нельзя родиться, а можно лишь стать и затем уже
«явиться», обезьянничая по отношению к Первообразу. Тот, кого Бог
назовет антихристом, а люди признают за всемирного царя, должен
родиться простым человеком. Он будет человеком и только человеком.
Никем более. Но затем, развивая в себе залоги лукавства и гордости,
он достигнет равенства с бесами по части внутренней порочности. И
это дело тайное, хитрое, скрытое от глаз. Это – «тайна беззакония»,
как говорит апостол Павел. Но родится этот человек как человек, а не
как запрограммированный робот. Диавол не тинейджер, чтобы радоваться
процессу управления бездушными механизмами. Ему венец творения
подавай. Да еще по согласию этого самого венца творения. Тут его
война с Творцом и им ожидаемые венцы.
Мы же, крещеные люди, сплошь и рядом говорим о Христе в категориях
говорения об антихристе и – наоборот – об этом общем позоре
человечества говорим в категориях, достойных Господа славы. Кто-то
говорит, что Христос не родился уже Христом, а лишь впоследствии
стал Им. А кто-то шепотом сообщает, что антихрист «уже родился»,
хотя учение о свободной воле и ненарушаемом достоинстве человека
говорит о том, что антихристом родиться нельзя. Можно лишь стать им,
превратиться в него. Вот и скажите мне после всего этого, что
учиться догматам не должно и заострять мысль о изучении Писания не
стоит. А я вам в ответ тогда скажу, что с подобным подходом Христа с
антихристом перепутать можно будет легко и незаметно. К тому же,
пророчества исполняются, стрелки тикают, время движется. Не ровен
час, придется оказаться в ситуациях нежданных и негаданных. Весьма
хотелось бы быть в то время похожим на дерево, растущее при потоках
воды, а не на прах, поднимаемый ветром и разметаемый (См.: Пс. 1).
Правильные мысли не помеха печеному гусю. Покупай подарки и думай о
Господе. Толкайся в очередях и думай о Господе. Коли орехи для кутьи
и думай о Господе. Посоли солью памяти о Воплощаемом Господе всякое
пока еще постное блюдо. Ешь и радуйся. Кто знает, что именно
празднует, тот и за праздничный стол сядет с «добавочным»
удовольствием. А кто не знает, что празднует, для кого весь праздник
поместился в пакет с подарками, тот будет посреди самого торжества
тупо грустить или безвыходно напиваться. Вместо того чтобы
становиться лучше, он будет становиться хуже: циничнее, наглее,
неблагодарнее. Есть такое свойство у Христовых торжеств: они
созданы, чтобы улучшить человека, но тот, кто улучшаться не хочет,
неизбежно станет хуже, чем был. Одним и тем же человек не способен
оставаться.
Любой деликатес трава травой, когда нет ни веры, ни любви, ни
чувства близости к душе любимого Господа. Иначе дело обстоит, если
душа научена распознавать оттенки вкусов в смыслах библейских
речений. Когда сама трапеза у человека – словесная и мысленная,
составлена из молитв, гимнов и евангельских слов, а не только из
разносолов, входящих во чрево и афедроном исходящих, – вот тогда и
праздник настоящий.
Я – за настоящий праздник. Я – за ангельское пение, за
коленопреклонение пастухов, за первую колыбельную Марии, за
удивление Иосифа, за духовный смысл, сокрытый в подарках волхвов. Я
– за веру Церкви и за саму Церковь, которую врата ада не одолеют. И
значит, нужно «благовестить день от дня спасение Бога нашего» и
кормить: одних – чистым словесным молоком нравственных учений, а
других – твердой и взрослой пищей небесных догматов. Ненакормленные
же духовной пищей люди – это (о, ужас!) всего лишь – трупы. Трупы,
жующие рождественского гуся.
Протоиерей Андрей Ткачев
26 декабря 2011 года
Источник:
Православие.ru
Другие способы внести пожертвование
|