Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Протоиерей Андрей Ткачев: Новое
Новый
год приближается. Очередной круг пройден и начинается новое
повторение. Влечет к разговору слово «новый».
Чувство новизны это чувство, свойственное взрослеющим, юным еще
душам, сохраняющим некую гибкость вместе с неопытностью. Для юных
многое совершается впервые. Собственно «новое» это и есть «первое».
Первый телефон – по-настоящему новый телефон. Второй телефон тоже
будет называться «новым», но это будет уже легкая пародия на
новизну. Пародия будет только усиливаться со временем. Таков закон в
мире вещей и рядовых событий. В области же событий нравственных
пародийность возрастает по мере повторений, и к повторениям все
более подмешивается горечь насмешки над всей жизнью человеческой.
Новый дом это – просто хорошо. А новый муж – это «хорошо» плюс еще
что-то. Если муж не просто «новый», но и по счету – скажем, пятый,
то на слове «новый» можно без стыда разрыдаться. Это – вполне
законченная насмешка над жизнью.
Первая любовь несказанно окрыляет. Первая разлука просто
растаптывает – дешево и сердито. Первая встреча лицом к лицу со
смертью лишает мир прежних красок и на все набрасывает темную вуаль.
Именно то, что носит имя «первое» достойно имени «новое». Повторения
способны либо закружить голову каруселью суеты, либо очерствить
человека и превратить сердце его в подошву сапога, либо довести
человека до отчаяния – отчаяния от пресыщения или отчаяния от
безысходности и повторяемости.
На некотором этапе развития человека (народ, цивилизацию) уже не
тешит цикличность природных процессов. Душа ощущает высокую тоску и
жажду выхода из круга. Либо выход из круга, либо – одуряющая тоска,
влекущая одних к самоубийству, а других – к ложному подобию смирения
– к животному довольству.
Но одно дело – ощутить необходимость выхода из круговерти, а другое
– совершить сам выход. Мы погружены в водоворот суеты не одним
личным усилием, а самим фактом рождения в «суетную жизнь, переданную
от отцов» (См. 1 Пет. 1:18). И выходить, стало быть, нам из этой
суетной жизни не в одиночку при помощи одних лишь личных усилий, но
в ожидаемые времена искупления со всеми чающими утехи; во времена,
которые Бог приготовил человечеству. А в период, когда жажда выхода
уже созрела, а время освобождения еще не настало, пишутся книги,
подобные Екклесиасту и возникают учения, подобные буддизму.
«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет
ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот
это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл.
1:9-10)
Это не бесстрастные слова. В них не одна констатация факта, но и
тоска о том, что факт таков, а не инаков. Тоска есть верный признак
того, что все может быть иначе. если не может, то нужда только в
стоическом мужестве. Если же может, то нужда в терпении и вере.
Таков код ветхозаветной жизни, выраженный приблизительно и в
немногих словах.
***
В порядке земных реалий ничего нового нет. Если и переселения на
околоземные орбиты станут реальностью и темой повседневных
информационных сводок, то и тогда не будет ничего нового в
Галактике. Страсти и гадости переселятся вместе с людьми на
орбитальные станции; похоть и ревность, зависть и подлость, да и
сама падшесть человеческая и там прикажут пролиться, вначале -
семени и поту, затем - крови и слезам. К знакомой драме человечества
добавится только некий пошлый антураж в виде скафандров и черного
пейзажа в иллюминаторе. Все остальное подпадет под пресс слов
Екклесиаста. Все суета!
Человек и человечество обречены метаться в некой мысленной тюрьме,
иногда вроде бы находя выход, но потом обнаруживая, что это – лишь
западня, приготовленная хитрыми тюремщиками для неугомонных
устроителей побегов. Так обстоят дела не по случаю, но по Промыслу.
Богу угодно, чтобы человек (человечество) во-первых, ощутил
(ощутило) тоску по иной жизни – подлинной, неразрушимой. Тоску и
жажду. Во-вторых, угодно Богу, чтобы человек в результате стремлений
к непоколебимому счастью выработал весь свой интеллектуальный и
физический ресурс, придя в конце в разбитому корыту (см. сказку
Пушкина о Золотой рыбке). Ресурс может быть выработан и не весь, но
человеку вменяется в обязанность ощутить свою ограниченность и
недостижимость желаемого одними человеческими средствами. Как только
это произойдет, наступит полоса терпеливого ожидания спасения свыше,
о чем предупредительно, хотя и скупо, заранее сообщает Откровение. И
вся эта тягостная жизнь, в которой ничто не завлекает человека
полностью, ничто не веселит до донышка, ничто не целиком не
захватывает и не опьяняет, должна послужить лишь фоном, на котором
со временем загорятся слова – НОВЫЙ ЗАВЕТ.
***
Вера в родившую Деву; вера в Бога, приобщившегося человеческой
природе и потерпевшего искупительное страдание; вера в блаженное
будущее и венцы правды, уготованные «всем возлюбившим явление Его»
(См. 2 Тим. 4:8), должна прийти на контрасте с прискучившим
повторением одного и того же. В конце концов, дается человеку
ощутить, что этот мир будет заменен иным миром, достойным имени
«нового».
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя
земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1)
В тех же самых словах и категориях изъясняет нашу общую надежду и
верховный Петр, говорящий: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового
неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13)
***
Сухая выжимка из сказанного проста. «Покорившись суете не
добровольно» (Рим.8:20), мы ожидаем перехода от «рабства тлению в
свободу славы чад Божиих» (Там же 8:21). Кто имеет в себе «начатки
Духа», тот не может уже отдаться беззаботной радости, но «стонет,
ожидая усыновления» (Там же 8:23). Часть этого стона и есть длинная
книга Екклесиаста, возвещающая об отсутствии чего-либо нового под
солнцем. А остальные части стона, как менее поэтичные и не достойные
увековечивания, просто разлиты в воздухе истории. Мы дышим именно
этим воздухом неудовлетворенности и ожидания, тоски и надежды.
Единственное «новое» в мире, это Христос и все, что связано с Ним. И
к встрече с именно этой Новизной движется сквозь века все
человечество, а сквозь годы - отдельное человеческое сердце.
Движутся они к подлинной Новизне через череду скучных радостей и
ложных новинок.
Протоиерей Андрей Ткачев
30 декабря 2012 года
Источник:
Православие.ru
Другие способы внести пожертвование
|