Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Архиепископ Гродненский Артемий:
Если рождество у нас украли, значит, оно «лежало» бесхозным
Почему
для большинства современных людей Новый год важнее, чем Рождество?
Почему так получилось? Как вернуть миру радость о родившемся
Спасителе? Размышляет архиепископ Гродненский Артемий.
— Владыка, не секрет, что для нашего общества Новый год стал намного
важнее Рождества. Он и в календаре стоит первым, да и в людских
сердцах тоже первенствует.
— Да, действительно, сейчас об этом часто говорят. Во многом этому
способствует идентичная праздничная символика. Все атрибуты Нового
года, по сути, сворованы у Рождества.
Елочка, которую в канун праздника стали приносить в свои дома в
Средневековой Европе; звезда — конечно же, не кремлевская, а
Вифлеемская; шарики — символ райских яблок, напоминающих о событиях,
которые сделали необходимым спасение человечества Христом; Санта
Клаус или Дед Мороз — это святой Николай, который на своем примере
показывает нам суть подготовки к Рождеству — милосердие и любовь.
Ведь именно он ходил по городу, стараясь быть незамеченным, и
подбрасывал нищим милостыню.
И, надо сказать, что это смещение акцентов, это перетолковывание
символов демонстрирует всем нам очень интересные повороты истории.
Елочка тоже когда-то являлась элементом языческого культа германцев.
Христианство только наделило эти знаки собственным содержанием. Но
вот происходит смена исторических декораций, и данные символы вновь
отправляются на переплавку. Уже в доменных печах коммунизма. И 70
минувших лет Рождественская елочка у нас символизировала невесть
что.
Получается, что история повторилась, только в обратном порядке.
— И кто же у нас украл рождество? Коммунисты?
— Так ответить, наверное, было бы легче всего. Но думаю, что не
совсем верно. Рождество на Западе, где призрак коммунизма только
побродил, так и не забродив, вряд ли является образцовым. Оно все
больше напоминает коммерческий, а не христианский праздник.
По-моему, у кого-то в Европе даже спросили: «Что такое Рождество?» и
в ответ получили: «День Рождения Санта Клауса»…
На коммунизм это не спихнешь. Я люблю повторять, что абсолютно
всегда и абсолютно во всем виноваты христиане. Если они, будучи
солью этой земли, допустили на ней разложение — значит, вся соль из
них давно вышла. В отношении Рождества это тоже справедливо. Воруют
обычно то, что плохо лежит. И если Рождество у нас украли, значит,
оно лежало бесхозным. Я говорю о том, что христиане за всеми этими
внешними атрибутами забывают о сущности. Спросите, в чем смысл Пасхи
— и вам наверняка ответят, что он заключается в освящении куличей и
яиц. Да елочка, да колядки, да подарки, но в первую очередь —
Христос.
— Складывается впечатление, что людям нужен не столько Христос,
сколько Санта Клаус.
— Нет, Вы знаете, скорее даже не Санта Клаус, ведь он раздает
подарки только тем, кто хорошо себя ведет. Тут скорее речь идет о
джине с неограниченным количеством желаний. И опять таки, это не
«они» такие плохие — взяли и извратили наше Рождество. Это мы,
христиане, в какой-то момент стали воспринимать Христа не как
Спасителя от смерти, а как доброго волшебника, исполняющего желания
за поставленные свечки.
Поэтому я считаю, что это неправильная позиция — кричать, что нам
мешают праздновать Рождество, затмевая его Новым Годом или
зарабатывая деньги на наших символах.
Мне в советское время Новый год никак не мешал. Я просто выезжал на
дачу, топил печку, ходил на лыжах и чувствовал себя совершенно
спокойно.
А своим студентам я часто говорю: «Нет таких плохих вещей, в которых
нет совсем ничего хорошего». Когда мир настроен к тебе враждебно —
это только лишний повод теснее объединиться со своими братьями и
сестрами. Моя мама очень любила распространенную поговорку: «Как
Новый год встретишь, так его и проведешь». Почему бы, например,
нашим молодым людям не собраться на Новый Год вместе в храме,
причаститься, потом посидеть за трапезой, пообщаться как
интеллигентным, культурным людям. Продемонстрировать тем самым
возможную альтернативу — без криков и пьянок.
Я еще из семинарии запомнил рассказ о миссионерах, которые приезжали
в какую-нибудь страну и просто селились там, вели хозяйство и проч.
Никаких ряс, крестов и проповедей. Но жили они так, что вызывали
удивление своей добродетелью и людям, естественно, хотелось им
подражать. Мне кажется, нам всем надо стать такими миссионерами.
Тогда проблем, мешающих нам жить, сразу станет меньше.
беседовал Дмитрий Павлюкевич
31 декабря 2012
Источник:
Православие и мир
Другие способы внести пожертвование
|