Поделись ссылкой с друзьями |
|
Освящение возрожденного храма
20
августа 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл посетил Савватиеву пустынь Спасо-Преображенского
Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, построенную в
XIX веке на месте кельи преподобного Савватия Соловецкого.
Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого
освящения возрожденного храма Смоленской иконы Божией Матери
«Одигитрия» и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Затем Святейший Патриарх обратился к участникам богослужения с
Первосвятительским словом:
"Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Досточтимый отец Порфирий! Отец скитоначальник, иеродиакон
Иаков!
Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с большим событием.
Может быть, внешние обстоятельства не слишком привлекающие
внимание: далеко-далеко на севере, на Соловецком архипелаге,
среди лесов, куда и проехать очень сложно, в Савватиевом скиту
освящен храм. Но событие это действительно историческое — как в
силу событий, связанных со скитом во времена относительного
благополучия монастыря, но особенно ввиду того, что здесь
происходило, когда монастырь был закрыт и на Соловках
располагался лагерь особого назначения.
Получилось так, что мой родной дед Василий, будучи сослан на
Соловки, был заключен именно в этом месте. Отсюда их водили на
лесоповал, здесь же вместе с ним томились священнослужители и
архипастыри. И вот однажды этой православной группой заключенных
было принято решение совершить Божественную литургию и наградить
палицей одного из священников. Литургия была совершена на
лесоповале, на пеньках; в ней участвовало всего несколько
человек — Преосвященный, два или три священника и мой дед.
В тот же день все стало известно начальству, каждый был помещен
в изолятор и над каждым был совершен суд. Преосвященного
приговорили к дополнительным пяти годам заключения, примерно к
таким же срокам, чуть меньше, — священнослужителей, а деда
приговорили, казалось бы, к самому незначительному сроку, но
когда его огласили, все поняли, что это смертная казнь, — к 30
дням пребывания в штрафном изоляторе на Секирной горе. По мнению
заключенных, прожить на Секирной горе больше недели было
невозможно, особенно в холодное время суток.
Деда направили на Секирку в ноябре месяце. В задачу несчастных
заключенных входило вязание плотов, которые потом отправлялись в
Западную Европу на продажу. Плоты вязали, по пояс в ледяной
воде, в течение всей смены, а затем поднимались на верх Секирной
горы и там лежали на полу и высыхали — в ноябре месяце, без
отопления, со скудным питанием.
Каким образом мой благочестивый предок выжил, представить себе
невозможно. Но удивительно, что он никогда об этом не говорил,
хотя много рассказывал о лагерной жизни, в том числе и о
совершении этой Литургии на пеньках. Причем рассказывал всегда с
неким назиданием: меня, маленького мальчика, он учил тому, что в
любой момент может настать время, когда снова придется служить
Литургию на пеньках. В послевоенные годы это звучало очень
актуально. Его слова были для меня бесценным даром, который
формировал мое отношение к вере, к Церкви и к возможным
последствиям, проистекавшим от принадлежности к ней.
Дед выжил после этих 30 дней чудом Божиим. Потом из Соловецкого
лагеря он был переведен в Кемь и по истечении срока освободился.
Но это было не последнее его заключение. Последовали
злостраждения и муки другого порядка — он не мог проживать в
городах, он не мог вернуться к семье и более 10 лет жил в
подвалах, пустых отопительных котлах, без всяких средств к
существованию и пропитанию. А в более или менее благополучном
45-м году снова был арестован и снова отбывал очередные пять лет
ссылки — только за то, что требовал открытия храма в своем
родном селе Оброчном, тогда Нижегородской области, а ныне
Мордовии. Вместо того, чтобы пойти навстречу деду, его просто
посадили на пять лет.
Поэтому с особым чувством совершал я сегодня службу. Я, конечно,
вспоминал его: невысокого роста, худого, очень жилистого,
физически сильного человека с непреклонной волей. Про таких
говорят: «человек-камень», «глыба — свернуть невозможно». Просил
его и о том, чтобы он молился о нас пред Престолом Божиим, — ибо
верю, Господь дал ему такую возможность, — за людей
православных, за монахов Соловецких и за меня, недостойного.
День совершенно особый, и я хотел бы искренне, сердечно
поблагодарить всех тех, кто потрудился и приблизил его, — в
первую очередь отца скитоначальника иеродиакона Иакова
(Макеева). Считаю справедливым удостоить отца Иакова права
ношения двойного ораря. Завтра во время торжественного
богослужения в главном храме Соловецкой обители я возложу на
тебя, отец Иаков, этот двойной орарь как знак моей
признательности, любви и уважения к тебе.
Хотел бы сердечно поблагодарить людей, без которых невозможно
было бы возрождение этого храма, которые внесли свой
материальный вклад в его преображение. Сегодня мы видим, что
храм прекрасно обустроен. Пусть Господь помогает всем тем, кто
своими усилиями, своими средствами помогает возрождаться святой
обители.
В память же о посещении скита я хотел бы преподнести этот
евхаристический набор. Пускай он всегда находится здесь, его не
надо вывозить ни на какие службы. Пусть эти чаша и дискос
напоминают нам о сегодняшнем богослужении, а также о тех наших
выдающихся предшественниках, которые без чаши и дискоса
совершали на пеньках Божественную литургию. С праздником вас
поздравляю!"
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
фото С.Власов
Источник:
Официальный сайт Московского Патриархата
21 августа 2012
Другие способы внести пожертвование
|