На главную страницуПравославная блогосфера
иерей Димитрий Гераськин
священник Свято-Преображенского храма,
кандидат технических наук,
руководитель Просветительского Паломнического
Центра "Покров Коми"

иерей Димитрий Гераськин

Вход Господень в Иерусалим – Крестный ход на Святой Земле

Торжественный Вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим накануне праздника Пасхи являлся осуществлением пророчеств Ветхого Завета. Господь со Своими учениками подошел к селениям Виффагия и Вифания и поручил привести Ему молодого ослика, на которого никто никогда не садился. Когда ученики исполнили повеление, Христос сел верхом на ослика и стал спускаться с Елеонской горы к Иерусалиму под приветственные возгласы народа, постилавшего на Его пути свои одежды и пальмовые ветви: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!». Радостным восклицанием «осанна» (евр. - «спаси же» - мольба о помощи к Богу или царю) народ встречал Мессию-Царя, торжественно входящего в Иерусалим.
Это событие вошло в число Двунадесятых Праздников Церкви и отмечается в Воскресение накануне Пасхи Христовой. В событиях этого Праздника важное место занимают пальмовые ветви (греч. - «вайя»), поэтому его еще называют Неделей ваий или Неделей цветоносной. Так как на Руси пальмовые ветви заменяли ветвями вербы, то его называют еще Вербным Воскресением.


Панорама Иерусалима
(Иерусалим – евр. «жилище мира») 

Из истории празднования Входа Господня в Иерусалим известно, что до десятого века в Святом Граде в этот день происходило торжественное шествие с пальмовыми ветвями. После полудня (в седьмом часу дня) верующие во главе с епископом собирались на Елеонской горе в храме, где Господь учил Своих учеников накануне Своих Страстей – здесь они пели праздничные гимны, антифоны, читали Священное Писание. В девятом часу дня все с пением гимнов переходили для молитвы в другую церковь на Елеонской горе - на место Вознесения Господа. В одиннадцатом часу дня читалось Евангелие о Празднике и молящиеся с церковными песнопениями спускались к подножию Елеонской горы. Народ с пальмовыми и масличными ветвями торжественно шествовал в город во главе с восседавшим на ослике епископом и направлялся к храму Воскресения Христова, где совершалась вечерня.
В настоящее время в Иерусалиме в этот Праздник также совершается Крестный ход. Множество Православных христиан с разных уголков земного шара приезжают в Святой Град, чтобы прославить Господа нашего Иисуса Христа шествием с пальмовыми ветвями и пением гимнов. Крестный ход совершается вечером в субботу, он начинается в греческом монастыре в Виффагии на Елеонской горе, проходит через Гефсиманию, входит в Старый город через Львиные ворота и завершается в храме Рождества Пресвятой Богородицы, построенном на месте дома Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны.
В 2010 году мы с группой паломников принимали участие в этом Праздничном шествии. В нем явно ощущалось духовное родство всех участников, прославлявших Спасителя. Рядом слышались праздничные песнопения на самых разных языках - русском, греческом, сербском... После Крестного хода познакомились с одним паломником – хотя виделись впервые, но чувствовалось духовное единство. Разговорились, оказалось, что он Православный, живет в Польше, приехал на Праздник на Святую Землю. В нашей группе была и Православная паломница из США – раньше она жила в России, потом переехала в Америку, но в Иерусалим решила ехать с русскими паломниками. Действительно, в Церкви Христовой нет ни границ, ни национальностей…
Предлагаем Вам фоторепортаж с Крестного хода на Святой Земле в Праздник Входа Господня в Иерусалим 2010 года.

   
Современная Виффагия 
 
Православный греческий монастырь в честь
Входа Господня в Иерусалим

Праздничная икона

 
 
В монастырском храме
 
Здесь Спаситель сел на ослика
   
В ожидании Крестного хода
 
Арабский страж
 
Русская паломница
 
Крестный ход начинается
 
   
Паломники прославляют Спасителя
 
 
Крестный ход спускается с Елеонской горы
и движется к Старому городу
 
Гефсимания
(за оградой видны оливковые деревья)
   
У стен Старого города 
   
Львиные ворота Святого Града
У храма Рождества Пресвятой Богородицы 
 
Здесь Господь наш Иисус Христос входил в Иерусалим…
И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем… (Лк. 19:41)

Благословение Святого Праведного Иоанна Кронштадского
зырянской земле

Мало кто знает, что есть в зырянском крае место, благословленное Святым Праведным Иоанном Кронштадским. Это - Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь. Именно с благословения Святого Угодника Божия праведного отца Иоанна известный меценат и благотворитель Православной Церкви купец Афанасий Васильевич Булычев в 1894 году основал эту обитель.
Место Крестовый Стан, на котором построен монастырь, издавно почиталось среди местного населения. Здесь подвизался пустынник Василий Алексеевич Пестерев, житель села Ляли, у сооруженного им Креста возле избушки. В 1826 году охотник у села Серегово, расположенного в 15 верстах от пустыньки, увидел свет вдалеке и пришедши свидетельствовал, что свет исходит от Креста. Крест оказался чудотворным и с тех пор у Креста получали исцеление от многих болезней. Через некоторое время охотники нашли недалеко от пустыньки еще один маленький крест, который перенесли в церковь села Серегово. Каково же было всеобщее удивление, когда крест этот исчез из ризницы церкви и обнаружился вновь на прежнем месте в лесу. К обнаружившим себя чудотворным святыням началось всеобщее поклонение. Жители за несколько верст приходили помолиться перед святынями, прося пред ними у Господа о помощи в своих бедах и болезнях. Почитаемые святыни с момента основания монастыря бережно хранились в церкви Стефана Пермского.
В монастыре были построены два храма - преподобных Зосимы и Савватия и Стефана Пермского (в настоящее время не сохранился) с колокольней и большой библиотекой духовной литературы, имелся кирпичный сестринский корпус с двумя деревянными пристройками, деревянные дома для священников, гостиница, избы для рабочих, амбары, множество мастерских (в монастыре занимались гончарным, ковровым, деревообделочным, швейным и иконописным делом). Монастырь освоил передовые технологии ведения сельского хозяйства и оказывал помощь близлежащим хозяйствам. В обители на воспитании находилось до пятидесяти девочек, здесь они обучались грамоте, рукоделию и домоводству. В монастырской Богадельне получали уход и заботу двадцать престарелых людей.
Примечательно, что в кирпичном соборе прп. Зосимы и Савватия (построен в 1912 году), было устроено уникальное тепловое отопление - печь топили всего лишь дважды в месяц, загружая по машине дров, и теплый воздух циркулировал по тепловым каналам в стенах, создавая благоприятные условия для молитвы внутри 28-ми метрового храмового здания.
В 1918 году монастырь упразднили, все материальные ценности изъяли, насельницам запретили молиться. Первоосновательница монастыря, старица Игумения Филарета, не перенесла надругательств над обителью и скончалась – ее могилка находится у Алтаря собора прп. Зосимы и Савватия. В 1923 году поступил донос, что монахини не оставили молитву ко Господу, после чего безбожники начали жестокие репрессии в отношении насельниц святой обители - монахинь судили и сослали на Соловки. Одна из монахинь Елизавета Ярыгина расстреляна за исповедание веры и прославлена в лике святых новомучеников. В 1923 году в монастыре устроили детскую колонию, в последствии в святой обители устроили одновременно две тюрьмы - мужскую и женскую. При этом собор разбили на четыре этажа, устроили нары, разрушили уникальную систему отопления. На местном кладбище похоронено множество заключенных – здесь же похоронен в бумажном облачении Митрополит Херсонский и Одесский Анатолий Грисюк, причисленный к лику святых. В 60-х годах тюрьмы упразднили, и в святой обители устроили колхозное хозяйство, а в соборе разместили клуб, столовую, склад цемента…
С 1995 года в Крестовоздвиженском Кылтовском женском монастыре возобновлена монашеская молитва. Много трудов положено для возрождения монашеской жизни в обители трудами Правящего Архиерея Владыки Питирима, игумении матушки Стефаниды, насельниц монастыря, прихожан храмов епархии, людей с сострадательным сердцем. Но многое еще предстоит сделать - много трудов требует восстановление разрушенного собора прп. Савватия и Зосимы, до настоящего время несущего горькую печать безбожных злодеяний, не восстановлен разрушенный храм свт. Стефана Пермского, нет монастырской ограды, до сих пор на территории обители проживает гражданское население…
В 2006 году монастырю явным образом была явлена милость Божия – был обретен Чудотворный Крест, который, как считалось, был утерян во время гонений на Церковь. В настоящее время к Чудотворному Кресту стекаются богомольцы и паломники для вознесения молитв и укрепления духовных сил. 27 марта 2011 года, в Неделю Крестопоклонную, Просветительский Паломнический Центр «Покров Коми» организовал паломничество в Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь для участия в Божественной Литургии и поклонении Чудотворному Кресту.

Предлагаем Вам фоторепортаж о паломничестве в эту святую обитель:


Божественная Литургия в храме прп. Афанасия Афонского


Паломники в монастыре

   
Игумения матушка Стефанида с паломниками
 
 
В монастырской трапезной
 
Матушка Стефанида рассказывает об истории обители
 
Чудотворный Крест

 
Паломники у Креста

 
На месте подвижничества Василия Пестерева

 
Сестринский монастырский корпус

   
Собор прп. Зосимы и Савватия
 
 
В соборе прп. Зосимы и Савватия
 (сохранились деревянные перекрытия –
на них настилались нары для заключенных)
 
«Фрески» безбожного времени
на иконостасной части собора

 
Дела рук человеческих в Доме Божием

 
Сохранившаяся «память» о колхозной бригаде
на внешней стене собора

Адрес монастыря:
169212, Республик Коми, п/о Ляли, Княжпогостский район.
Почтовый адрес: 167000, Республика Коми, г.Сыктывкар, Октябрьский пр-т, д.43/1.
Телефоны: 8(8212)312-837, 8 (8212)79-78-96
Интернет-сайт: http://www.kyltovo.ru/

Расчетный счет для пожертвований в монастырь:
Банковские реквизиты фонда «Воздвижение креста»:
Расчетный счет 40703810600060000015 в Филиале КБ «Роспромбанк» (ООО) в г.Сыктывкаре
БИК 048702731 к/с 30101810500000000731 в ГРКЦ НБ Респ. Коми Банка России г.Сыктывкар
ОГРН 1027739091280 ИНН 7724192564
КПП 110102001 ОКПО 40819841 ОКВЭД 65.12
При перечислении средств в поле «Назначение платежа» указать «Благотворительные пожертвования».


Ангел стоит и плачет

Место, избранное Богом, будет Свято, не смотря ни на какие злодеяния человека. То место, где когда-либо был храм Божий, где служилась Божественная Литургия, где совершалось Таинство Евхаристии – оно навсегда Свято на Духовной карте мире. Может пройти какое то время, видимые стены здания храма могут быть разрушены нечестивыми руками безбожников и богоборцев, но все равно это место останется Святым. И на нем непрестанно до Второго Пришествия Христа, до обновления мира, будет стоять невидимый Ангел Божий, как верный служитель Христов и непрестанный молитвенник ко Господу.
И в этом можно наглядно убедится при посещении старинного храма Рождества Пресвятой Богородицы, совершая паломничество в Стефано-Афанасьевский монастырь, расположенный в пос. Первомайский, поддерживаемый трудами игуменьи монастыря матушки Василисы.

Предлагаем фоторепортаж с паломничества в эту святую обитель, организованный
Просветительским паломническим центром «Покров Коми»
в Праздник Торжества Православия 13 марта 2011 года.

 
Стефано-Афанасиевский женский монастырь,
пос.Первомайский
 
Молитва в монастыре
 
Матушка Василиса с паломниками
 
Монастырское хозяйство
 
Разрушенный Храм Рождества Пресвятой Богородицы
 
 
Внутри храма
 

Ангел Божий со Святой Чашей
 
Бичевание Христа
Чудом сохранившиеся настенные фрески в алтарной части храма  
   
Новый строящийся Храм Владимирской иконы Божией Матери 
 

В настоящее время в Стефано-Афанасьевском женском монастыре ведутся строительные работы, но для их продолжения обитель остро нуждается в строительных материалах и финансовых пожертвованиях.

Проявите деятельную любовь к Матери Церкви и внесите посильную лепту в это Святое Дело!
Пожертвования направляйте по адресу:
168113, Республика Коми, Сысольский район, п.Первомайский, ул.Спортивная, 1,
Стефано-Афанасьевский женский монастырь, игуменьи Василисе (Мосягиной)
Телефон монастыря: 8 (82131) 9-83-77


Духовное завещание строителя
Троице-Стефано-Ульяновского монастыря
архимандрита Матфея

В настоящем 2011 году исполняется 116 лет как отошел ко Господу строитель Святой Троице-Стефано-Ульяновской обители архимандрит Матфей, известный своими подвижническими трудами во славу Божию среди местного зырянского населения.
Напутствованный Св. Таинствами, после радостной встречи Воскресшего Господа, отец Матфей тихо и мирно почил о Господе 11 апреля 1895 года, на 82 году жизни, во вторник на Фоминой неделе. С глубокою скорбью братия предала земле его бренные останки, 16 апреля, в часовне, где заведено покойным неусыпное чтение псалтири.
Архимандрит Матфей оставил своим духовным чадам и братии обители духовное завещание, которое преисполнено христианской любовью и отеческим духовным наставлением.
Преосвященнейший Антоний с глубоким уважением отнесся к духовному завещанию почившего отца Матфея и выразил свое желание «чтобы на память о в Бозе почившем архимандрите Матфее был составлен некролог и напечатан в Епархиальных Ведомостях, вместе с его духовным завещанием», что и было сделано в августе месяце в 1895 году.
Духовное завещание отца Матфея глубоко проникает в сердце каждого верующего человека и заставляет задуматься о многом. Предлагаем Вам прочитать и прислушаться к словам и наставлениям труженика и подвижника Божия, звучащих сквозь вековую историю Святой северной обители.

Духовное завещание архимандрита Матфея
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Возлюбленнейшие о Господе отцы и братия!

Помня заповедь Спасителя нашего, рекшаго во святом Своем Евангелии: «Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в онь же Сын Человеческий приидет», я грешный, благоволением Божиим достигнув дней глубокой старости, и ктому же еще при болезненном моем положении, длящемся несколько уже лет, более всего должен ожидать сего часа смертнаго, часа страшнаго и вожделеннаго; последнее мое слово вещаю вам ныне, в онь же день Господь судил мне оставить временную сию жизнь и перейти в вечность.
Но, чада мои, присно мне возлюбленныя, прежде нежели душа моя предстанет пред страшное и нелицеприятное судище Христово, прошу и молю вас коленопреклоненно, - простите меня за все мои ошибки и недостатки, и если кого либо из вас как человек оскорблял чем нибудь, равно как и я всех вас прощаю и разрешаю, и вознесите ныне наипаче горячия сыновния ваши мольбы ко Господу, да обрящу я милость у Него. Ибо хотя я, при помощи Божией, старался всегда исполнять должность свою по силе своей, возлагая всю надежду на Бога, восполняющаго недостающее и изводящаго честная от недостойнаго, но при всем том вполне сознаю, что далеко не соответствовал тяжелой и неудобоносимой своей обязанности. Кроме того, если и праведник, по слову писания, едва спасается, то где аз грешный явлюся? Помяните ныне, возлюбленныя мои чада, оныя мои попечения и многия скорби, которыя я имел со дня моего вступления на сие пустое место ради вашего блага и спасения, без всяких средств, с единым упованием на всесильную Десницу Божию; покройте мои великие недостатки вашею любовию, что будет достойно вашего священнаго звания. Ради собственнаго вашего блага прошу и убеждаю вас, не нарушайте и не сокращайте церковнаго богослужения, заведеннаго по уставу Соловецкому, исполняйте усердно поминовение имен благодетельских, чтобы синодики, заведенные в обители, неопустительно читались как положено. Ибо оставление или небрежение относительно сего нашего дела весьма ответственно для нас пред Господом. Будем помнить милость благодетелей наших и их помощь обители во время нужды, ибо их благочестивое благотворение поддерживает и восполняет наши нужды; сие нам никогда забывать не должно, а воздавать, как обязались, молитвою за их милость. Судьбы будущия обители неизвестны и заключатся в Деснице Божьей. Также памятовать должно, что многие приносят обители свои посильныя жертвы, часто из последних средств, с лишением и ограничением своих нужд. Крайне грешно будет наше неисполнение их усердия; внимайте долгу совести, ибо за это спросится с нас на суде Божием. Как во дни моего с вами земнаго пребывания, я многократно просил и увещавал вас, во имя заповеди Христовой и ради собственной вашей пользы временной и вечной, хранить между собою мир и любовь братскую и взаимное снисхождение друг к другу, и общее согласие и единодушие, всячески избегая всякаго нестроения внутренняго и разногласия, так и теперь, хотя и безгласно, чрез сие письменное к вам мое увещание и слезное отеческое моление, напоминаю, прошу и молю вас: храните мир и любовь и взаимное братское единомыслие; не ищите каждый своего «я» и ради такого богопротивнаго себялюбия не забывайте вашей общей пользы, общаго блага и чести обители и братии. Где мир и любовь, тамо и Бог, а где Бог, тамо всякое добро. Мир и единодушие составляют твердое ограждение и благоустроение всякаго общества; при внутреннем несогласии падает всякий дом и всякое общество. Разставаясь с вами, дражайшие мои отцы, братия и чада, вручаю вас Господу и Его Пречистой Матери, и покрову святаго Стефана Пермскаго, просветителя страны сея и первому молитвеннику о новопросвещенных своих чадах, в честь котораго и обитель сия устроена, купно и преподобным и богоносным отцам нашим Зосиме и Савватию Соловецким, откуда и порядок и весь строй монастырской жизни перенесен сюда, по благословению Святейшаго Синода. Преемника себе не назначаю, но благословляю избрать из своей среды, и кого изберете вы из среды своей общим советом и единодушным изволением о Господе себе во игумена, того избираю и я. Всесильный Господь, молитвами Святых, да подкрепить избраннаго вами в Его служение на прославление Святаго Имени Господня! Скажу еще, что я избрал себе преемника отца Паисия и ходатайствовал пред начальством о возведении его в сан игумена, что и было уважено; но Господь судил иначе, ранее меня призвал его к Себе, а потому теперь вас самих и прошу, и молю об избрании. С своей же стороны вы, отцы и братия, храните мир и единение духа с вашим настоятелем, терпеливо переносите неизбежныя взаимныя тягости и, памятуя, что вас избрал Господь на служение Себе, в чувстве благодарнаго сердца, всеми силами старайтесь быть достойными небеснаго звания вашего. Прошу и увещаваю вас, возлюбленные отцы и братия сохраняйте установленный порядок общежития и церковнаго богослужения; приходящих всех богомольцев, кто бы они ни были, и богатых и бедных, кормите трапезой монастырской, как заведено нами с перваго дня вступления в обитель сию, когда еще ничего не было, и по силе возможности помогайте и нищим, и бедным. Сам Господь засвидетельствовал во очию всех вас, воздая обильно Своими щедротами обители за сие малое с нашей стороны благотворение; сие соблюдайте неизменно, как было при мне, и не ограничивайте и после меня. Жизнь же моя братия вам известна; я не позволял себе никаких излишеств роскоши ни в пище, ни в одежде, а довольствовался тою же братскою пищею и одеждою по уставу общежития, что говорю не ради похвалы, а ради общаго примера; покуда силы мои позволяли, я всегда каждый день присутствовал с вами за общим столом в трапезе, но когда Господь по грехам моим наказал меня болезнию и отнял зрение у меня, то и тогда, хотя я и не стал ходить в трапезу вместе с вами, но особеннаго приготовления для меня не делали, а ту же пищу приносили, что и вам предлагалась, а одежда моя вам известна. Прощайте, мои драгоценные братия и отцы! Господь да благословит вас всех! От глубины души благодарю вас за все обилие вашей любви и уважение ко мне недостойному; поминайте, молю, меня в святых молитвах; прощайте! Мир вам! Аминь.
Сие мое завещание прочитать после моей смерти.

Подлиное подписал архимандрит Матфей.

PS. В 1994 году под развалинами Троицкого собора были обретены мощи отцов-строителей Троице-Стефано-Ульяновского монастыря: архимандрита Матфея, иеромонаха Паисия, иеромонаха Феофилакта, иеромонаха Амвросия, которые почитаются как местночтимые святые.

Адрес Святой Троице-Стефано-Ульяновской обители:
168067, Республика Коми, Усть-Куломский район, с. Ульяново.
Наместник - игумен Савва (Гладков)
Телефон: 8 (82137) 99-3-18
Сайт обители: http://ylianovo-monastir.prihod.ru/ 


Чин печного действия в богослужебной практике XVII века

Нынешняя территория Сыктывкарской и Воркутинской епархии в XVII веке входила в ведение Вологды, в которой, наряду с Москвой и Новгородом, в это время имело место интересная практика совершения «чина пещнаго действия». Хотелось познакомить читателей с этим примечательным церковным чином, который совершался накануне Рождества Христова.

Описание чина

Чин печного действа представлял собой изображение событий церковной истории, когда в Вавилоне три еврейских отрока Анания, Азарий и Мисаил за отказ поклониться языческому кумиру были ввержены в горящую печь, но Божественным заступничеством остались невредимы. Подвиг трех юных исповедников истинной веры во время вавилонского плена, воспеваемый в седьмой и восьмой песни каждого канона, воспоминался в действии, совершаемом перед Праздником Рождества Христова в неделю Св. Праотец (если Рождество Христово приходилось на понедельник или вторник) или неделю св. Отец (если Рождество случалось в остальные дни недели) по Уставу Софийского Новогородского Собора.
Печное действие начиналось накануне упомянутой недели, в субботу, в навечерии и оканчивалось в воскресение. Для совершения чина в кафедральном соборе заранее снимали некоторые паникадила, убирали некоторые иконы, а вместо архиерейского амвона в середине собора ставили печь, изготовленную из дерева и выполненную в виде круглой башенки, открытой сверху, с колоннами и глухими стенками, украшенными резьбой и иконописью. Из числа архиерейских певчих избирались три отрока, представлявших собой святых отроков, которых облачали в стихари и украшали венцами; также избирались и два человека на место исполнителей повелений мучителя, одетых в халдейские платья, при этом как отрокам, так и халдеем в руки давали пальмы.
Церковные служители, отроки и халдеи приходили в дом архиерея и, приняв его благословение, церемониально сопутствовали ему в собор на вечерню. На следующий день, в воскресение, утреня до седьмой песни канона совершалась как обычно, после чего начиналось печное действие. Во время пения стиха «тричисленные отроки состави Св. Троица», учитель отроков испрашивал архиерейское благословение, и архипастырь, благословляя рукой, говорил: «благословен Бог, изволивый тако», после чего из алтаря халдеи выводили отроков, связанных полотенцем (убрусом) по их выям, и ставили их посреди церкви около печи. Далее между халдеями и отроками проходил следующий разговор:
Халдеи: «Дети царевы! Видите ли сию пещь, изготовленную вам на мучение?»
Отроки: «Видим, но не ужасаемся ея, ибо есть Бог наш на небеси. Ему же мы служим: Той силен изъяти нас и сия пещь будет не нам на мучение, но вам на обличение»
После этого с отроков снимались обвязки, и они получали архиерейское благословение и приготовленные витые свечи. Халдеи же разговаривали между собой:
Первый: «Товарищъ! Это дети царевы?»
Второй: «царевы»
Первый: «нашего царя повелений не слушают?»
Второй: «не слушают»
Первый: «и телу златому не поклоняются»
Второй: «не поклоняются»
Первый: «и мы кинем их в пещь»
Второй: «и станем их жечь»
Далее халдеи вводили отроков по одному в печь и закрывали ее, а внизу печи поставлялся горн с горящими углями. Далее протодиакон велегласно восклицал: «Благословен еси, Боже отец наших..» и проч. Отроки в печи пели этот стих до конца, а халдеи увеличивали огонь в печи, подбрасывая в него из металлических трубок легковоспламеняющуюся стертую в порошок траву плаун.
Но вдруг все изменялось – сверху с громом в пещь к отрокам спускался Ангел Господень, отчего халдеи падали ниц и сами опалялись своим же огнем. Через некоторое время халдеи вставали, и, сняв свои колпаки (турики) и положив на пальмы, говорили между собой:
Первый: «Товарищъ! Видишь ли?»
Второй: «Вижу»
Первый: «Было три, а стало четыре, четвертый лицем грозен и страшен, образом уподобляется Сыну Божию»
Второй: «как он прилетел и нас победил?»
Халдеи замолкали и стояли с поникшими головами, а отроки, воззрев вверх на Ангела Господня, трижды осеняли себя крестным знамением, трижды ему кланялись и, придерживаясь его, обходили с ним кругом трижды печь. Такое действие, в соответствии с пением стихов, повторялось и Ангел Господень то возвышался над печью, то опускался в нее. Когда же Ангел поднимался из печи, то халдеи, открыв печь, говорили:
Первый: «Анание! Гряди вон из пещи»
Второй: «поворачивайся! Чево стал? Неймет вас ни огнь, ни пламя, ни смола, ни сера. Мы чаяли, вас сожгли, а мы сами сгорели».
Из печи выходил Анания и халдеи, взяв его под руки, говорили: «гряди, царев сын!» То же сказав и другим отрокам, халдеи выводили их из печи и ставили перед архиерейским местом. Далее возглашалось многолетие царю и всему царствующему дому и утреня оканчивалась обычным порядком. После окончания Божественной Литургии, как и к ее началу, отроки, халдеи и служащие сопровождали архиерея по пути от собора ко святительскому дому; этим действие оканчивалось.

Историческая справка

О совершении в Вологде чина печного действия известно из записей приходорасходных книг вологодского архиерейского дома разных годов XVII столетия. Вероятно, такой чин имел место в Вологде только до второй половины XVII века, так отмечено о его совершении в 1618, 1619, 1626-1628, 1631, 1633, 1636- 1640,1642, 1643 гг.
На покрытие затрат для совершения печного действия, доходивших до пятнадцати и более рублей, собирались особые пожертвования с епархиальных церквей. Во время совершения чина печь освещалась множеством восковых свечей различной величины, поставленных в небольшие железные подсвечники (шанданцы), прикрепленные к самой печи, число которых доходило до 128. Для печи и действующих лиц свечей заготавливалось более пуда.
Отроки и халдеи имели особые обрядовые облачения. Так, отроков одевали в шитые из тонкого, вероятно, белого, полотна стихари с оплечьями и перерукавьями из цветного бархата, с «источниками из крашенины и таковыми же подпушками». Халдейское платье, шитое из красного сукна с оплечьями из выбойки, называлось юпами (юпками). Шапки отроков и халдеев изготавливались из кожи, опушались мехом зайца и горностая, раскрашивались и золотились, при этом шапки отроков (венцы) имели медные литые кресты. Используемые в обряде пальмы вырезались из дерева, красились и золотились. Жестяные трубки, число которых доходило до десяти, предназначались для наполнения легковоспламеняющейся стертой в порошок травы плаун, расход которой доходил до половины пуда и более.
Изображение Ангела, опускаемого в печь, изготавливали из двух склеенных кож, на которых на обеих сторонах писался Ангельский лик: «1639 г. Дек. 8, куплены две кожи яловищные подъ Архангеловъ образъ, что надъ печнымъ действомъ, даны 1 руб. 6 алт. 4 деньги. Да изъ техъ же кожъ выкроенъ и сшитъ и скленнъ образецъ под Архангеловъ образъ; отъ левкашенья и отъ письма дано иконнику 1 руб. 6 алт. 4 деньги». По окончании чина и утрени, совершавшие чин приходили к архиепископу «Христа славить». В тот же день у архиепископа был праздничная трапеза для соборян и чиносовершателей.


Алкоголизм и табакокурение – угроза нации

Результаты социологического исследования среди студентов ВУЗов г.Сыктывкара
по проблеме алкоголизма и табакокурения (декабрь 2009 года)

В конце 2009 года при подготовке к Первой республиканской конференции «Духовность и здоровый образ жизни – будущее России», проведенной по инициативе Сыктывкарской и Воркутинской епархии, среди студентов государственных ВУЗов г.Сыктывкара были проведены социологические исследования, направленные на изучение проблематики алкоголизма и табакокурения в молодежной среде. Полученные результаты вызывают серьезные опасения за будущее нашей страны, причем сама студенческая молодежь, будущая интеллегенция России, отмечает чрезвычайную актуальность проблемы, предлагает решения и меры, направленные на защиту и ограждения от натиска производителей, торговцев и популяризаторов алкогольной и табачной продукции.
Условия исследования:
Время – декабрь 2009 г.; место - Сыктывкарский лесной институт; Сыктывкарский государственный университет; Коми государственный педагогический институт; Сыктывкарский филиал Кировской государственной медицинской академии; выборка - из каждого ВУЗа в анкетировании приняли участие по 50 студентов дневной формы обучения (всего – 200 человек); вид анкетирования – анонимный.
Результаты исследования:
Средний возраст опрошенных составил 19,4 лет, т.е. среднестатистический студент третьего курса; юноши – 51% (102 чел.), девушки – 49% (98 чел).
Вопрос: Существует ли в Российском обществе проблема алкоголизации и табакокурения?
73% опрошенных ответили, что проблема чрезвычайно актуальная, нужно срочно принимать меры, 26,5% - проблема актуальная, но есть более важные проблемы, и только 1 человек (0,5%) считает, что такой проблемы не существует.
Вопрос: Допускаете ли Вы необходимость потребления человеком алкоголя и табака?
Потребление алкоголя считают необходимым 55% опрошенных, т.е. каждый второй студент ВУЗа (51% юноши, 59,2% девушки); 9,5% считают необходимым для человека потребления табака (9,8% юноши, 9,2% девушки).
Вопрос: Потребляете ли Вы алкогольную продукцию и табак?
65,5% опрошенных студентов потребляют алкоголь (66,7% юноши, 64,3% девушки, т.е. 2 из 3 учащихся); табак потребляют 23% студентов (30,4% юноши, 15,3% девушки, т.е. каждый третий юноша и каждая шестая девушка).
Сводная диаграмма, отражающая отношение молодежи к алкогольной и табачной продукции, приведена на рис.1:


Рис 1.


Вопрос: Что является, на Ваш взгляд, причиной (причинами) роста потребления алкоголя и табака в России?
Варианты ответов предлагали сами студенты, результаты приведены на рис 2:


Рис 2

Обращает внимание тот факт, что духовные и психологические проблемы современная молодежь считает второй по значимости причиной алкоголизма и табакокурения (29,5%) после причин социально-экономического характера, в том числе и незанятости в свободное время (39,5%).
Необходимо также отметить, что в некоторых анкетах указывались и такие причины: существование понятия «умеренное питье»; реклама «Мы не продаем табак лицам младше 18 лет» побуждает детей к курению, так как курить, значит быть взрослым!; низкие цены на спиртное - в жару дешевле купить пол-литра пива, чем пакет сока; желание попробовать все в жизни и др.
Вопрос: Как решить проблему алкоголизации и табакокурения в обществе, какие меры необходимы?
Предложенные студентами меры представлены в виде диаграммы (рис.3):


Рис 3.

Почти каждый второй студент ВУЗа указывает важность законодательных мер (43%), при этом опрошенные отмечали необходимость ограничения доступности, в том числе многократное повышение цен, разрешение продажи только в специализированных магазинах с временным ограничением реализации, повышение возрастного ценза при продаже, указывалась возможность введения радикальных мер, включающих запрет на производство, импорт и реализацию такой продукции. Отмечается необходимость строгого государственного контроля (16,5%) - увеличение штрафа за потребление такой продукции в общественных местах, ужесточение контроля продажи несовершеннолетним и др., а также введение нравственной цензуры в СМИ (15,5%) - запрет рекламы алкоголя и табачной продукции, показ социальной рекламы о вреде, информирование о последствиях потребления и др.
В некоторых анкетах встречались и такие мнения: стимулирование на работе тех, кто не курит; на этикетках алкогольной и табачной продукции изображать больные органы алкоголиков и курильщиков и пр.
Вопрос: Кто должен заниматься решением такой проблемы?
18% опрошенных студентов отметили, что решением должно заниматься все общество вместе, 82% - выделили отдельные части общества. Результаты анкетирования в виде диаграммы, характеризующей составную значимость различных структур общества в решении сложившейся проблемы, показаны на рис.4:


Рис.4

Таким образом, по мнению опрошенных студентов ВУЗов, наибольшая значимость, следовательно, и ответственность, в решении проблемы алкоголизации и табакокурения отводиться семье (16,9%), СМИ (14,2%), политическим структурам (13,2%), образовательным (12,4%), спортивным (11,5%) и медицинским (11,2%) учреждениям; Церкви отводится вспомогательная функция (5,2%). Это свидетельствует о том, что современная молодежь видит в многовековом опыте Православной Церкви наследие, которое может помочь в решении духовных и психологических проблем, а также в воспитании молодого поколения. Такой факт явно свидетельствует о необходимости незамедлительного введения в учебных заведениях дисциплин Православного духовно-нравственного содержания с целью формирования христианского мировоззрения учащихся, раскрытии созидательного назначения человека как образа Божьего и, как следствие, недопустимости его уничижения алкоголизмом и табакокурением. В проведенном исследовании такую необходимость выявила и современная учащаяся молодежь - студенты ВУЗов, будущая интеллигенция нашей Родины, на себе ощущающая явную алкогольную и табачную агрессию. И в этой связи, всем духовно здоровым и нравственно небезразличным силам общества важно осознать ответственность перед Богом и ближними, и обращаясь к опыту истории и Православным основам нашей государственности, для созидания будущего России принять все возможные меры для защиты нашей молодежи, ибо каким будет общество в будущем - решается уже сегодня.


Памяти Великого князя Сергия Александровича


Великий Князь Сергий Александрович Романов (1857-1905) - видный деятель государственного правления в царской России, горячо и преданно любивший свое Отечество, глубоко верующий Православный христианин, имевший постоянное попечение о нуждах Церкви. В феврале этого года исполнилось 105 лет со дня его мученической гибели.

Князь Сергий Александрович был убит в Москве 4/17 февраля 1905 года в 2 часа 47 минут по дороге из Николаевского дворца в губернаторский дом террористом-революционером Каляевым, бросившим в карету князя бомбу. Тело Сергия Александровича было разорвано на части - по воспоминаниям очевидцев сердце князя нашли на крыше одного из зданий, даже время похорон люди приносили части его тела, которые находили в разных местах Кремля - уцелел лишь нательный крест и образки. Супруга князя, святая княгиня Елизавета Федоровна, сразу после взрыва собственноручно с глубоким самообладанием собирала по частям останки тела своего мужа. Государь Николай II, святой страстотерпец, уже вечером подписал манифест, в котором, в частности, говорилось: "Оплакивая дядю и друга, коего вся жизнь, все труды и попечения были беспрерывно посвящены на службу Нам и Отечеству, Мы твердо уверены, что все Наши верные подданные примут живейшее участие в печали, постигшей Императорский Наш Дом". Отпевал Великого Князя 10 февраля священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) со всеми викарными епископами и духовенством Москвы. Великий Князь был погребен в храме-усыпальнице Чудова монастыря.
Жестокость убийства Великого Князя потрясло все общество. Супруга Князя, святая Елизавета, посетила в тюрьме террориста Каляева и простила его от имени мужа. Узнав, что Каляев верующий, она подарила ему Святое Евангелие и иконку, призвав к покаянию; она же просила Государя и о его помиловании.
2 апреля 1908 года на месте гибели Сергия Александровича был установлен памятный Крест, созданный по проекту художника В.Васнецова, с Евангельской надписью «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят». После революции памятный Крест был уничтожен, причем 1 мая 1918 года его собственноручно с постамента сбросил Ленин. В начале 30-х годов Чудов монастырь, а вместе с ним и храм-усыпальница, были так же разрушены.
Так безбожники пытались бороться с Божественным устроением мира, но тщетно. По промыслу Божиему, во время ремонтных работ в Кремле в 90-х годах было открыто место погребения князя Сергия Александровича, и 17 сентября 1995 года его останки были перенесены в Новоспасский монастырь, родовую усыпальницу бояр Романовых, где в нижнем храме св. Романа Сладкопевца они почивают в настоящее время. Примечательно, что в создании этого храма участвовал сам Великий Князь, он же присутствовал и при его освящении 28 декабря 1902 года. На территории Новоспасского монастыря также была восстановлена точная копия памятного Креста.

р

Князь Сергий Александрович имеет непосредственное отношение к истории Устьсысольска – он посетил своим официальным визитом в 1898 году столицу Коми края. Такое посещение Августейшего гостя бережно хранилось в памяти местных жителей вплоть до установления на Коми земле безбожной власти, старавшейся уничтожить любое воспоминание о царском доме Романовых.
Спустя десятилетия историческая память о посещении Коми земли столь Высоким гостем была восстановлена. 16 июня 2010 года Правящим архиереем Преосвященнейшим епископом Питиримом было совершено открытие и освящение памятных знаков благотворителей Православной Церкви, установленных на мемориальной часовне епархиального управления, в том числе посвященного визиту Великого Князя Сергия Александровича Романова в Устьсысольск.

Посещение Устьсысольска Великим Князем
Сергием Александровичем Романовым в 1898 году

В 1898 году Его Императорское Высочество Великий Князь Сергей Александрович посетил своим официальным визитом Вологодскую губернию, в том числе и город Устьсысольск, для осмотра управлений воинских начальников и местных воинских команд. Заслуживает особого внимание почтительнейшее отношение Великого Князя к Православной Церкви, которое он проявил во время посещения монастырей и храмов Вологодской епархии, а также любовь к нему местных жителей, тепло встречавшего высокого гостя.
Посещение Вологодской губернии началось Великим Князем с г.Вологды, куда он прибыл поездом 29 мая 1898 года. Далее поездку по губернии Князь Сергей Александрович совершал на пароходе «Царевна», так 30 мая Его Императорское Высочество посетил г.Тотьму, 31 мая - Великий Устюг, 1 июня – г.Сольвычегодск, 2 июня – г.Яренск, откуда направился в г.Устьсысольск.
По пути в Устьсысольск 2 июня в 11 часов 30 минут вечера пароход «Царевна» с Великим Князем остановился у селения Устьвымь Яренского уезда – древней Пермской епархии, места апостольской проповеди Свт. Стефана Пермского и его преемников – Свт. Герасима, Питирима и Ионы. Пароход вошел из реки Вычегда в Вымь, но по причине мелководья не смог близко подойти к берегу. Великий Князь на шлюпке направился к берегу и далее пешком проследовал к селу, где был встречен местным благочинным и двумя священниками из соседних приходов, а также народом. Князь приложился к Кресту и проследовал в храм Благовещения Пресвятой Богородицы, бывшую кафедральную церковь Пермских епископов, где приложился к почивающим под спудом мощам Свт. Герасима, Питирима и Ионы, и принял от настоятеля икону с изображением Святителей Великопермских. Осмотрев иконостас храма, древние иконы и древнюю чашу-потир времен Свт. Стефана Пермского, Великий Князь проследовал в Михаило-Архангельскую церковь, построенную на месте древней языческой кумирни, где, осмотрев храм, обратил особое внимание на искусную работу двух половин древних Царских врат и выразил желание об их перемещении в Вологодское древнехранилище. Выйдя из храма, Великий Князь проследовал к пароходу и в 1 час. 15 мин. ночи продолжил свое путешествие.
Для торжественной встречи высокого гостя в Устьсысольске городское общественное управление и земство утроили на пароходной пристани павильон и проложили путь с пристани на берег, что было весьма удобно для подъезда. Уездная земская управа организовала выставку местных изделий для ознакомления Великого Князя с бытом коми-зырян, его промыслами и производствами.
Третьего июня около 12 часов дня колокольный звон возвестил о приближении парохода «Царевна», с палубы которого Его Высочество осматривал виды приближающегося Устьсысольска. Городской берег, а также крыши зданий, были густо усеяны множеством народа, встречавшего Великого Князя громким «ура». При сошествии Сергея Александровича на пристань, Его Императорское Высочество был встречен установленным рапортом уездного воинского начальника, после чего Августейшего Гостя по очереди встретили хлебом-солью представители от города – городской глава 2-й гильдии купец Забоев, земства – председатель земской управы штабс-капитан запаса армии Скрябин, крестьян – старшина Корткеросской волости Каюшев, при этом каждый представитель был с двумя депутатами. Приняв хлеб-соль с благодарностью за радушный прием Его Высочество прошел через павильон к чинам местных ведомств. При обходе из толпы народа отделился рыбак, отставной матрос 7-го флотского экипажа Степан Егоров Белоголов, и движимый чувством преданности к Царственному Гостю, встав на колени, поднес Его Высочеству редкой величины стерлядь, пойманную им накануне. После чего, Великий Князь сел в поданную пролетку, запряженную в одну лошадь, и в сопровождении свиты под восторженное всенародное «ура!» последовала в Троицкий собор, а затем в храм Св. Стефана Пермского.


Для встречи Великого Князя в соборе собрались ученики городского трехклассного училища при учителе-инспекторе А.Н.Малышеве, двух других учителях, а также ученики приходского училища при учителе А.Д.Латкине. Князя Сергея Александровича с Крестом и святой водой в светлых облачениях встречали настоятель протоиерей о.Андрей Попов, священники о.о.Богословский и Вишерский, диакон и два псаломщика. Августейший Гость приложился к Кресту и при пении учеников городского училища «Спаси Господи люди Твоя» проследовал в собор, где выслушал ектению и многолетие. Здесь Великий Князь осмотрел кубок, жалованный Императором Петром I купцу Саватиеву и в последствии переданный в дар собору, а также икону, написанную на пожертвования жителей Устьсысольска в память 25-ти летия царствования Государя Императора Александра II, после чего выразил одобрение пению учеников городского училища.
В храме Св. Стефана Пермского Высокого Гостя ожидали ученики духовного училища при смотрителе Н.А.Яхлакове, его помощнике В.К.Смирнове и других учителях, а также ученицы женской прогимназии при начальнице Е.И.Забоевой с учительницами. На площадке перед входом в храм Князя встретили о. протоиерей со священниками о.о. Еремиевским и Журавлевым и после пения «Спаси Господи люди Твоя», ектении и многолетия о. протоиерей сказал краткое слово о Св. Стефане Пермском и поднес Его Императорскому Высочеству икону святителя, написанную местным самоучкой-живописцем. Князь, приложившись к иконе, пожелал осмотреть храм и иконы, пожертвованные церкви Святейшим Синодом, осведомился о времени постройки храма, а также причинах, задерживающих его отделку, после чего в разговоре со смотрителем училища высказал похвалу ученикам за пение.
Далее Великий Князь направился на земскую выставку, где его ожидали председатель и члены управы с земскими гласными. Его Императорское Высочество был встречен председателем управы докладом о цели проведения местной выставки и изволил ознакомиться с занятиями, промыслами, заводским и кустарным производствами населения зырянского края. Великий Князь начал осмотр с отделов во дворе управы, после чего осмотрел отделы выставки внутри здания управы и в саду. Особо интересными оказались промысловая избушка с предметами домашнего обихода, у которой находился местный рыбак в зырянской одежде, а вокруг размещались приборы и снасти для рыбной ловли, а также охотничьи лабазы и избушка зырянского охотника, в которой находился сам охотник с вооружением и снарядами и две собаки-лайки зырянской породы.
Великий Князь, осматривая отделы выставки, осведомлялся по различным вопросам, касающихся представленных экспонатов, а некоторые изделия Его Высочество приобрел, чем осчастливил местных кустарей. Царственному Гостю крестьяне Вильгортской области Александр Налимов и Михаил Ватаманов поднесли в дар свое выставочное изделие – фисгармонию, и за изъявление их радушия Князь ответил благодарностью, а в отделе рыболовства Августейший Гость изволил приказать сопровождавшему фотографу сделать несколько снимков. По окончании осмотра Сергей Александрович, выразив удовольствие по поводу увиденного, отметил, что земская выставка вполне знакомит с краем, его промыслами и занятиями, и милостиво благодарил председателя управы, а также лиц, давших пояснения, за ее устройство и проведение.
С выставки Великий Князь отправился в управление воинского начальства, где провел проверку делопроизводства и ведение учета запасных воинских чинов, осмотрел помещения, попробовал пищу, после чего пожелал осмотреть помещения местной и конвойной команд. Поприветствовав и пройдя вдоль фронта команд нижних чинов, Его Высочество осмотрел помещения, попробовал пищу, выразил удовольствие по поводу существования библиотеки. Вместе с тем помещение казармы признал не вполне удовлетворительным и, осведомившись о предположениях города строить новое здание, лично осмотрел отведенное место, признал его удовлетворительным и пожелал скорейшего осуществления постройки, на что городской глава доложил, что строительство начнется немедленно по получении утвержденного плана. Далее Князь осмотрел цейхгауз, в котором хранился запас обмундирования нижних чинов, призываемых при мобилизации, а также запас вооружения и снаряжения для дружины ратников государственного ополчения, после чего направился в духовное училище.
При входе в училище Августейший Посетитель был встречен смотрителем и помощником училища и проследовал под ученическое пение «Спаси Господи люди Твоя» в актовый зал. Его Высочество, осмотрев классы, спальню и рекреационный зал, высказал одобрение устройству училища и поинтересовался числом учащихся, стоимостью постройки здания и ученическою библиотекой. Одобрив пение учеников, Князь Сергей Александрович, провожаемый громким торжественным «ура!» учащихся, направился к пристани.
Доехав до берега, Великий Князь последовал по спуску пешком, окружаемый восторженным народом. На проводы Высокого Гостя собрались чины местных ведомств и множество народа, встретивших Его появление радостным «ура!». Из павильона, украшенного надписью «Счастливый путь», Великий Князь раскланялся народу и благодарил чины местных ведомств и учреждений за радушный прием, председателя же земской управы вновь благодарил за проведенную выставку. Пригласив на пароход купца Инкина, возившего Его Высочество на своей лошади, Князь пожаловал ему золотой перстень, украшенный драгоценными камнями. После Его Высочество взошел на палубу и был провожаем восторженным всенародным «ура!», не смолкавшим до тех пор, пока пароход не скрылся из вида, увозя Высокого Гостя обратно в Вологду.
При следовании в Вологду по тому же пути из уездных городов Великий Князь вторично посетил только Сольвычегодск, имел получасовую остановку на пристани у г.Тотьмы, у Устюга же была принята только почта.
По пути на пароходных пристанях по прибрежным селениям делались необходимые остановки для запаса топливом или получения почты, при этом население везде с радостью приветствовало Августейшего дядю Державного Царя. В виду этого Князь перед отъездом из Устьсысольска высказал желание Вологодскому Вице-Губернатору посетить по возможности те селения, где были замечены приготовления к встрече. Так, покинув Устьсысольск 3 июня в 3 ч. 25 мин. дня, Великий Князь остановился в 6 ч. 30 мин. вечера у селения Зеленец, где посетил церковь и школу, далее сделал остановку у селения Коквицы, где был в церкви и в волостном правлении, затем 4 июня в 1 час дня посетил селение Пустынь, где проследовал в храм, сельскую богадельню, принял приглашение посетить квартиру местного священника и министерское училище. Вечером этого же дня Князь Сергий Александрович посетил Сольвычегодск, после чего имел остановку на пристани близь селения Котлас, утром 5 июня пароход «Царевна» прибыл в Устюг, далее последовала остановка в с.Бобровском, 6 июня Великий Князь прибыл в Тотьму, после посетил церковь на Дедовом острове, утром 7 июня останавливался в с.Шуйское, вечером этого же дня прибыл в Вологду и пробыв здесь немногим более часа в 11 час. 15 мин. вечера, провожаемый Преосвященнейшим Алексием и представителями ведомств и учреждений, убыл с городского вокзала на поезде по железной дороге.
Великий Князь во время путешествия по губернии был сопровождаем Вологодским Вице-Губернатором А.П.Лаппа-Старженецкими и неоднократно выражал ему свое удовольствие по поводу порядка и благоустройства в городах и селениях. Вскоре после возвращения в Москву 9 июня Князь Сергей Александрович направил на имя Вице-Губернатора телеграмму следующего содержания: «Еще раз хочу Вас сердечно поблагодарить за все Ваши хлопоты и сказать Вам, что Я вернулся домой под чудными впечатлениями Моей Вологодской поездки. СЕРГЕЙ».
Также, по возвращении в Москву Его Высочество направил памятные дары о своем посещении Вологодской губернии, в том числе в Устьвымскую Благовещенскую церковь – сребропозлащенный напрестольный крест с литым распятием и накладной эмалью, с надписью на обратной стороне: «крест сей принесен вкладом в Благовещенскую церковь Великим Князем Сергеем Александровичем в память посещения Им села Усть-Вымь 2 июня 1898 года» и сребропозлащенную лампаду с разноцветной эмалью для возжигания перед мощами Святителей Герасима, Питирима и Ионы с надписью: «вклад Великого Князя Сергея Александровича, к мощам Святых Герасима, Питирима и Ионы, Епископов Пермских. Устьвымь 2-го Июня 1898 года», в Коквицкую Христорождественскую церковь – сребропозлащенный напрестольный крест. 


К 120-летию освящения здания Усть-Сысольского
духовного училища

Появление одного из красивейших зданий в современном облике Сыктывкара – здания Устьсысольского Духовного училища в 1890 году – явилось одним из памятных исторических событий не только в жизни города, но и внесло значительный вклад в развитие образования жителей зырянского края. 10 ноября н.ст. (28 октября ст. стиль) 2010 года отмечается 120-тилетие торжественного освящения здания Устьсысольского духовного училища, отобранного во время безбожной власти, находящегося в настоящее время под нуждами Национальной галереи, и до сих пор не возвращенного Церкви. Кратко хотелось бы напомнить историю училища.

Здание Устьсысольского духовного училища

Духовное училище, будучи открыто в 1822 году, первоначально существовало в г.Яренске и помещалось в собственном деревянном одноэтажном доме. Этот дом в ночь на 15 июня 1871 года сгорел, предстояла необходимость строить новый дом. Тогда возникла мысль о переводе училища из Яренска в Устьсысольск. После довольно длинной переписки, училище было переведено в г. Устьсысольск, где оно и открыто 17 августа 1873 года. Первоначально училище помещалось в деревянном двухэтажном доме, принадлежавшим протоиерею Устьсысольскаго собора Кокшарову. Это здание, как построенное для частной квартиры, было совершенно непригодно для помещения в нем учебного заведения, поэтому прием в училище иногда был ограничен (как было это, например, в 1887 и 1888 годах). Скоро была осознана необходимость построения специального дома для помещения учебного заведения, но за неимением средств пришлось надолго отложить осуществление этого намерения. В 1886 году ревизовал училище член Учебного Комитета при Священном Синоде Зинченко, а в 1888 году училище посетил Преосвященнейший Иоанникий, Вологодский викарий. После этого дело о заготовке строительных материалов и по постройке здания пошло быстрее и здание духовного училища, построенное по проекту архитектора Федорова, 28 октября 1890 года было торжественно освящено, причем, территориальный участок под строительство, как и строительные материалы, покупались на церковные средства.
Внушительные размеры Устьсысольского училищного здания и красивый фасад его обращали внимание не только туристов, но и почетных редких посетителей г.Устьсысольска. Так за четверть века существования здания училища его посетили – член ревизор Учебного комитета П.Ф.Полянский, преосвященные Вологодские Алексий, Никон и Александр, Великоустюжские: Варсанофий (дважды), Антоний, Гавриил и Алексий (трижды), многие из Вологодских губернаторов, наконец, посетил училище Его Императорское Высочество Великий Князь Сергий Александрович, который осмотрел многие из училищных помещений - это было 3 июня 1898 года.
Теперь собственно историческая справка об освящении здания Устьсысольского духовного училища.
Торжество началось в субботу 27 Октября. Перед Всенощным Бдением ученики принесли в училищный актовый зал из местного собора наиболее чтимые иконы, аналои и подсвечники. На лицевой стороне зала разместили украшенную венками икону, сооруженную духовенством округа в воспоминание чуда 17 Октября 1888 года, и икону Благословляющего Спасителя; на средине правой стены зала - портрет Государя Императора, украшенный венком из зелени, цветами и флагами. Хоры зала также украшали зелень и флаги, с установленным посредине вензелем Государя Императора, по стенам зала в два ряда был сделан роскошный бордюр из зелени. Всенощное Бдение, начавшееся в пять часов вечера, совершал протоиерей местного собора с двумя соборными священниками и двумя приехавшими священниками. Не все прихожане могли разместиться в зале и часть молящихся расположилась в прилегающих к нему коридоре.
На следующий день, 28 Октября, поздняя Литургия была совершена в Стефановском храме в присутствии начальствующих и преподавателей училища, учеников и множества молящихся. Служил Божественную Литургию соборный протоиерей в сослужении прибывших священников. Во время службы возносились молитвы о здравии Архипастырей, принимавших участие в постройке училищного здания - Высокопреосвященнейшаго Палладия, Экзарха Грузии, которому принадлежала инициатива и первые сборы на постройку здания; Преосвященнейшаго Израиля, Епископа Вологодского и Тотемского, разрешившего постройку здания; Пеосвященнейшаго Иоанникия, Епископа Великоустюжского, под непосредственным наблюдением которого совершалось строительство. Молились также и об упокоении души Высокопроесвященнейшаго Феодосия, Архиепископа Вологодского и Устюжского, который много содействовал сбору сумм на предложенную постройку.
Во время Богослужения, преподавателем училища В.И.Нарциссовым была произнесена речь по торжественному случаю. По окончании Литургии был совершен крестный ход в здание училища, по прибытии в училище в большом актовом зале приступили к служению благодарственного Господу Богу молебствия. Вся интеллигенция города присутствовала на торжестве, кроме того, во время молебна было очень много молящихся из простого народа. По окончании молебна было совершено кропление училищного здания св. водою, причем кропление заняло очень много времени по причине больших размеров здания.
Торжественный акт начался в час пополудни пением училищным хором церковной песни: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра»... Затем, когда гости заняли свои места, смотритель училища Н.А.Яхлаков взошел на кафедру и прочитал достопочтенному собранию историческую записку об училище, в которой, в частности, помянул: «Если бы не эти мощные двигатели - помощь Божественная и мудрые указания Архипастырей, то разве возможно было бы в три года выстроить такое большое (в 2 этажа, с подвальным помещением) каменное красивое здание, которое было бы весьма приличным и для любого из наших губернских городов, разве возможно было бы выстроить с таким удобным расположением помещений (30 помещений жилых, пять кладовых и несколько коридоров проходных комнат), что в нем свободно могут поместиться не только училище (пять просторных комнат для классов, одна для учителей, одна для вешания ученического платья и актовый зал) с квартирами - смотрителю, помощнику, надзирателю, но и общежитие для учеников?!.., И это замечательное дело получает еще больше значения в виду того, что оно удовлетворяет существенным нуждам не только окружного духовенства, но и целого края».
По окончании чтения записки, училищный хор стройно исполнил концерт «Воспоем светло людие» и затем преподаватель училища Н.Н.Вишерский произнес речь, в которой обратил внимание на необходимость продолжения дальнейших трудов для развития училища: «Много было хлопот и трудов с делом постройки самого здания, не мало предвидится их еще впереди, но с Божиею помощью умели начать, с тою же помощью можно суметь и кончить дело и благодарное потомство не забудет трудов и хлопот; всегда в нем будет сохраняться и живо чувствоваться благодарность и духовенству, и строителям, и, в особенности, нашим Архипастырям, всегда близко принимавшим и принимающих к сердцу интересы нашего училища».
По окончании речи училищный хор исполнил «Актовую песнь», после чего преподаватель училища В.П.Шляпин обратился к присутствовавшим с приветственной речью, в которой, в частности, произнес: «Присутствие Ваше здесь в настоящую минуту и в таком значительном числе приятно убеждает нас, что нынешнее торжество нашего заведения имеет значение не для нас только, учащих и учащихся, и не для духовенства только края, коему принадлежит училище, но что нынешнему торжеству нашему причастны сердца и всего здешнего общества. Присутствие Ваше показывает, что мы не одиноки в своей радости: радость наша разделяется и Вами, в успехах нашего духовного заведения заинтересовано и светское общество. Впрочем, это понятно и по тому исключительному значению, какое может иметь, а с нынешнего года и на самом деле имеет, училище наше для всего здешнего края».
Затем хор исполнил гимн «Отцу небес благодаренье» и к присутствующим с кафедры обратился о. Павел Мотохов, который передал училищу, в лице смотрителя, образ святых Пермских Архипастырей-чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы. После на кафедру взошел г. инспектор народных училищ В.Е.Кичин и прочитал стихи, составленные им на день училищного торжества, затем хор певчих исполнил гимны, чем акт и закончился в 4-м часу пополудни.
Вечером здание училища было иллюминировано и не мало из горожан прошло мимо освещенного здания училища. Вечером ученикам был роздан десерт и они собрались в актовый зал. Здесь училищный хор исполнил несколько светских песен. Пение произвело самое приятное впечатление, некоторые песни настолько понравились публике, что, по ее просьбе, были повторены несколько раз. По окончании иллюминации, ученики были распущены по квартирам, и таким образом торжество в Устьсысольском духовном училище завершилось. На посетившую публику торжество произвело наилучшее впечатление - все заявляли о нем, как о явлении небывалом еще до сего времени в г. Устьсысольске.
В заключение, хотелось бы особо отметить, с какой любовью и усердием церковь прикладывала усилия в деле просвещения жителей зырянского края, находя возможность собирать средства и прикладывать силы для создания благоприятных условий для нужд образования. Строительство каменного здания Устьсысольского духовного училища давалось не легко, и с помощью Божией здание было построено. Но, далее, перефразируя цитату преподавателя Вишерского, можно задаться вопросом - помнит ли потомство, т.е. наше современное общество, горожане, жители, благодарно ли оно, сохранило ли оно и чувствует ли благодарность Архипастырям, духовенству, строителям, Церкви, за труды и хлопоты, положенные на постройку здания Устьсысольского духовного училища? Общество, забывающее свою историю, отпадающее от Бога и Церкви, находится на пути самоуничтожения. И очень хотелось бы, чтобы скорейшее возвращение здания училища своему истинному владельцу и строителю – Матери-Церкви в столице республики явилось бы посильным вкладом в восстановление исторической справедливости на нашей Святой Северной Земле.


На главную страницуПравославная блогосфера