|
||
Анастасия Колганова: Православный взгляд на феминизм В различных словарях понятие феминизм толкуется по-разному. В словаре конфликтолога феминизм– теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение [1]. Глоссарий гендерных терминов предлагает такое толкование: феминизм - совокупность теорий и движений, направленных на достижение равных прав и возможностей для женщин во всех сферах жизни[2]. М. Кордуэлл в книге «Психология от А до Я» пишет: «Феминизм - личная позиция, акцентирующая уважительное отношение к женщине как человеческому существу. Убеждение в том, что между мужчинами и женщинами должно существовать общественное, экономическое и законодательное равенство» [3]. Это движение возникло во второй половине 18 века в Англии и позднее получило распространение в США, Германии, и многих других странах мира. В русскую культуру феминистические идеи проникли в 40-х годах 19 века под непосредственным воздействием творчества французской писательницы Жорж Санд. В настоящее время уже невозможно говорить о феминизме в каком-то одном смысле. Феминизм и как теория, и как практика, представляет собой множество различных и часто противоречащих друг другу подходов. Тем не менее, точкой соприкосновения всех феминистских исследований является стремление проанализировать место женщины, отведенное ей патриархальными структурами, и способствовать устранению или изменению этих структур. Те функции, которые ранее в семье и обществе считались исключительно мужскими, сторонники феминистического стандарта объявили общими для обоих полов [4]. Не смотря на то, что идеология феминизма, как и прочие «прогрессивные» жизненные стандарты, на которые ориентируется современный мир, производится в нескольких странах Запада сами жители Запада отнюдь не торопятся отказываться от классических ценностей: так, западные мужчины предпочитают брать в жены не эмансипированных феминисток, а женщин традиционного склада, и ввиду их нехватки все чаще останавливают свой выбор на женщинах из Восточной Европы, России и Азии. Очевидно, в этом проявляется некий инстинкт борьбы за выживание человечества, поскольку стирание женского в женщине есть один из знаков уничтожения собственно человеческого в человеке. Ведь человек — не абстракция и не поле для бесконечных экспериментов над его богозданной природой. Человек не может оставаться человеком, если он отказывается от своих исконных свойств, в числе которых — быть мужчиной или женщиной. Ибо «сотворил Бог человека по образу Своему… мужчину и женщину сотворил их», как сказано в Святой Библии (Быт. 1:27)[ 5]. Традиционно присущие женщинам качества, формирующие понятие «женственность» — нежность, мягкость, изящество, любовь к ближнему, природная мудрость, чуткость к красоте, самопожертвование, — по мнению идеологов радикального феминизма, суть «гендерные стереотипы мужской культуры». Современная социокультурная ситуация в рамках феминистических выступлений формирует образ «новой женственности», который пугает своей дикостью и развращенностью. Понятие любви остается невостребованным в феминистских исследованиях или, во всяком случае, преподносится как часть патриархального наследия, от которого следует избавиться[6]. Каков же образ современной женщины? Сильная, смелая, независимая. Женщина-вождь, женщина-победитель. Она сама управляет своей жизнью, строит карьеру, содержит семью, которую сама и создала. Такие женщины - безусловный продукт своего времени. Их показывают по телевизору, о них пишут в газетах. Но та ли эта свобода, что делает человека счастливым? Ведь, если спросить, хотела бы она другой жизни, она, пожалуй, и согласилась бы, но не знает, как жить по-другому[7]. На первый взгляд, феминизм не затрагивает Православную Церковь и ее вероучение. Его борьба идет в основном в юридическом, правозащитном и социально-политическом поле. Но если внимательнее присмотреться к деятельности активисток феминизма, то четко обозначается религиозная составляющая данного явления. Идеология феминизма нарушает следующие положения Закона Божия и Церковного Предания:
1) 6-я заповедь Закона Божия гласит: Не убивай (Исх. 20, 13).
2) Ратование феминисток за права женщин-лесбиянок также идет в
разрез с Православным вероучением. 7-я заповедь Закона Божия
повелевает: Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14).
3) Господь учит: жена должна повиноваться своему мужу. 4) Наконец, в своих поползновениях антихристианский феминизм посягнул на установленное Священным Писанием и Церковным Преданием исключительное право мужчин быть священнослужителями. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; - заповедует святой Апостол Павел, - а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 11-15). Игнорирование правил Святых Апостолов и Вселенских Соборов, а также учения Святых Отцов в еретическом англиканском сообществе привело к капитуляции его перед ложной идеологией феминизма и установлению в нем института женского "епископата" и "священства"[8]. Современным сторонницам феминизма следует задуматься над тем, что жизнь, посвященная борьбе с Творцом, с тем, что Он заповедал своему творению, больше напоминает смерть. Это путь самоуничтожения. Господь говорит: "Жизнь и смерть предложил Я тебе. Избери жизнь" (Втор.30.15)[9]. Сильная сторона настоящей женщины – жизнь внутренняя, душевная и духовная. Любить ближних и приносить себя в жертву во имя любви к ним, вот сущность женщины, совершенный закон ее бытия. Конечно, эгоизм, который наложил отпечаток на все человечество, присущ женщине, но мы говорим о чистой любви, какой она должна быть. Если отбросить наросты греха, привнесенные падением прародителей, любовь, которой Творец одарил женщину при всей ее слабости и нежности, воодушевляет ее на мужество, на подвиг творения Добрых дел. Посмотрите, как терпелива женщина в доброделании, насколько ее любовь неутолима! Образцом такой нежной, святой любви всегда почиталась любовь женщины, любовь матери. Писатели и поэты всех народов и всех времен прославили материнскую любовь.
Иногда спрашивают: равны ли способности женщины и мужчины? Они и
равны, и неравны. Способности женщины предназначены для одной цели,
а мужчины — для другой. У женщины есть свой круг определенной
деятельности, где ее способности, конечно, выше способностей
мужчины, где мужчина уже не может с нею сравниться. Дом, семья — вот
поприще, на котором женщина и раскрывает все силы своей души. Здесь
она полная госпожа, хотя ее влияние здесь не блещет внешним
величием. Ее власть проявляется не в жестокости и грубой силе, но
пленяет нежностью. В семье проявляется и ее практичность и искусство
— неведомыми путями проникать в сердце мужчины. Внимательность во
всем, внутренняя бдительность, готовность сопереживать каждому
несчастью, отзываться на всякую просьбу, врожденный такт,
аккуратность в исполнении всякого, даже малого дела, способность
ободрять утомленные, скорбящие души — всем этим женщина воздействует
на пружины домашнего управлени[10].
Другие способы внести пожертвование
|
||
|
||