На главную страницу

__

 

 

 

 

 

 

Архимандрит Филипп (Филиппов)

Настоятель Свято-Казанского храма гыктывкара,

секретарь Сыктывкарской и Воркутинской епархии

 

 

 

 

31 января 2011

О настоящей свободе слова и совести

 

 Венгерская Республика,  входящая, как и Республика Коми в финно-угорский мир, приняла смелый и очень  правильный с юридической точки зрения Закон.

Правительство Венгрии будет контролировать государственные телеканалы и все другие СМИ.  Учрежден Совет по СМИ, который вправе налагать штрафы до 950 тыс. долларов за освещение новостей, которое сочтет "несбалансированным" или оскорбляющим "человеческое достоинство", пишет газета.  Особо указано и на недопустимость  оскорбления  христианских святынь. "Журналистов могут вынудить раскрыть их источники, совет вправе проводить обыски в редакциях и требовать, чтобы издатели раскрывали конфиденциальную коммерческую информацию».

К сожалению, в России журналисты не подчиняются основным законам и Конституции, присваивая себе право за Правительство, судебные органы и Прокуратуру решать человеческие судьбы. Согласно демократическим нормам все равны перед Законом, поэтому журналисты также должны отвечать за оскорбление человеческого достоинства.

Предвижу, что после этого заявления нашей позиции, журналисты вновь обрушатся на православных с обвинениями и очередной клеветой. Но Господь на нашей стороне. А Правительству России  стоит подумать над примером одной из стран Евросоюза.

 

 

 

17 января 2011

Служение Богу – мое основное призвание…

 

Отец Филипп, 23 декабря исполнилось 15 лет Вашего служения в священном сане. Это некоторый рубеж, на котором, наверное, можно подвести некие промежуточные итоги?

 

Да. Начнем с того, что  ровно пятнадцать лет назад была создана наша епархия, Господь сподобил меня стоять у истоков создания епархии вместе с нашим Владыкой. За эти пятнадцать лет произошло много знаковых событий в моей жизни, и они явились для меня хорошим уроком.

 

У каждого свой путь к Богу. Каждый по-своему приходит в Церковь. Как это было у Вас?

 

Поскольку я твердо знаю, что в жизни не бывает ничего случайного, то и мой приход в Церковь был не случаен. Уже будучи священником, я узнал, что семьи, в которых воспитывались мои родители были очень религиозны. Семья отца очень пострадала во время гонений на Церковь. Возможно, молитвы моих предков сыграли в моем приходе к Богу не последнюю роль. Мои предки из Ижемского района были воцерковленными людьми и блюли традиции, например, Великим Постом они проходили весь путь до Церкви, а это около километра, на коленях. Правда, все это я узнал, уже будучи священником.

Когда я оканчивал последний класс школы, то встал вопрос, куда мне поступать дальше. И к моему необычайному удивлению, моя мама, которая, насколько я помню, всегда носила крестик и молилась утром и вечером, сказала мне, что лучшее качество образования дает духовная семинария. Эти слова запали мне в душу, но поступил я в медицинский институт и окончил его с «красным» дипломом. Профессию медика я выбрал потому, что мама была больна, а я хотел ей помочь. Как я понял впоследствии в служении врача и священника много общего. Мысль об учебе в духовном учебном заведении не оставляла меня все последующие годы, когда я работал врачом в Печоре. Проходя ординатуру в Петербурге (тогдашнем Ленинграде) я часто заходил в семинарию и изучал правила поступления. Кстати, Святое Крещение было принято мной уже в зрелом возрасте, когда мне было 29 лет. Крестился я в Спасо-Преображенском соборе Петербурга. И сейчас, бывая в Петербурге, я обязательно захожу в этот величественный храм.

Когда же после прохождения ординатуры и вернулся в Печеру, то мне нужно было как-то вести церковную жизнь, прибегать к Таинствам Церкви. Тогда-то я и узнал, что в Печоре открылся приход, куда приехал молодой священник – иеромонах Питирим. Я много раз приезжал в этот приход, не зная расписания его работы, и очень долго не мог попасть туда. Приеду, постучусь в закрытую дверь и уеду. Видимо Господь так испытывал меня, проверяя крепость моего намерения. Потом состоялась моя встреча с настоятелем этого прихода, будущим нашим Владыкой, и он пригласил меня на клирос. И вот, с 1989 года и до моего рукоположения я нес церковные послушания: чтеца, алтарника, пономаря, сопровождал Владыку в его поездках по северу России.  Ездили мы очень много. Должен сказать, что тогдашняя нагрузка на священников была в разы больше нынешней. На крещениях присутствовало 100-120 человек. Владыка всегда старался все делать красиво, поэтому на крещениях пел большой хор и люди чувствовали Праздник, понимали торжественность и значимость принятия Крещения.

   Церковное служение многому меня научило, эти шесть лет не прошли даром, я многому научился, многому из того, что пригодилось мне впоследствии, когда я был сам рукоположен во священника. И по сей день, эталоном служения священника для меня является служение нашего Владыки. Я хорошо запомнил, как он служил, будучи священником, и сам служу также, ибо я знаю точно – так будет правильно. Так начиналась моя церковная жизнь...

Дальнейший мой путь через клиросное и алтарное послушание в течении шести лет, совершенно закономерно и естественно привели меня к священническому служению. Выбор жизненного пути был сделан мною давно и я не испытывал никаких колебаний.

 

Но медицину Вы не оставили?                                

 

Нет. Медицину я не оставил до сих пор. Было у меня желание уйти из медицины, но Владыка не благословил, сказал, что медицинское служение полезно, и для меня лично, и для Церкви. К тому же ведь врач и священник – это два родственных служения. В первую очередь они похожи тем, что как в профессии врача, так и в служении священника, без любви к ближнему, делать просто нечего. Мое основное призвание – служение Богу, но служение и помощь ближнему совершенно естественно проистекают из любви к Богу. Наверное, профессия врача – это единственная профессия, в которую изначально заложена любовь к ближнему. Любовь к своему пациенту – это главное условие для того, чтобы врач мог состояться в профессии, и это - главное христианское чувство, которому нас учит Господь! Я очень почитаю великого православного врача святителя Луку (Войно-Ясенецкого) и мне очень приятно, что у нас с ним день рождения в один день - 27 апреля.

Вообще, многое в нашей жизни предопределено. Многое заложено нашими предками. В свое время я узнал, что мой дед Михаил, который был псаломщиком в храме, был одновременно и специалистом по траволечению. Врачей тогда не было, и он сам, как умел, оказывал помощь, приходяшим к нему людям. В этом я тоже вижу некое предопределение. Как говорит наш Владыка: «почаще заглядывай в семейный альбом». Зная свои корни, проще выбрать и жизненный путь. Тем более, что в наше время мы имеем гораздо больше возможностей преумножать заложенные в нас таланты, чем наши деды и прадеды.

 

А бывали ли такие случаи, когда Ваши пациенты становились Вашими прихожанами?

 

Да такие случаи бывали. И это совершенно естественно. Хотя должен сказать, что я никогда не веду проповедь при лечении людей, и не интересуюсь их религиозной принадлежностью, но при этом всегда под белым халатом у меня подрясник. Я, вообще, считаю, что священник должен обязательно все время носить положенное ему одеяние, за исключением, может быть, случаев каких-то дальних поездок, когда это не очень удобно. Но на месте своего служения, он должен постоянно носить священническую одежду. Это является молчаливой проповедью. Ведь даже простое появление священника в общественном месте зачастую заставляет человека задуматься о многом. К тому же священническое облачение воспринимается людьми, как некий символ нравственной чистоты, и даже заставляет вести себя несколько иначе в присутствии священника. Я много раз имел возможность убедиться в этом. В то же время облачение накладывает на священника огромную ответственность – всегда и везде соответствовать взятому на себя образу -  образу Христа. А это очень сложно и многих вызывает раздражение, желание сорвать с тебя это облачение. Меня не удивляет, и  я всегда готов к этому. Это может быть и грубое слово на улице, и какая-нибудь сплетня. Так и должно быть, по словам Господа: "Горе, егда добре рекут вам вси человецы. По сим бо творяху лжепророком отцы их" (от Луки, 6:26). Наоборот, если бы все вокруг были доброжелательны и говорили только доброе, то это был бы повод задуматься - а туда ли я иду, и те ли люди меня окружают?

Часто спрашивают, как научиться делать добрые дела не испытывая при этом тщеславия. Главным должно стать то, чтобы делание добрых дел станет для нас настолько естественным, что станет образом жизни. Тогда доброе дело перестанет резко выделяться из общей массы наших дел, которые нас не украшают, и не будет повода испытывать тщеславие.

 

Что бы Вы хотели пожелать в заключение нашим читателям в преддверии Праздника Крещения Господня?

 

Праздник Крещения Господня сейчас становиться очень популярным в народе. Это, безусловно, Великий Праздник, но он не должен затмевать собою празднование Рождества Христова и Светлого Христова Воскресения – Пасхи, ибо это главные праздники для Православной Церкви. В жизни все должно стоять на своих законных местах.

Каждый человек мечтает получить исцеление духовное и телесное. И Крещение Господне, это как раз тот день, когда человек может попросить у Господа духовного здоровья и укрепить свое телесное здравие с помощью крещенской воды и купания в иордани. Вообще для того, что бы войти в крещенскую иордань нужно иметь не только крепкий дух, но и точное понимание того,  зачем ты туда входишь. Нужно не забывать, что это христианский праздник, имеющий глубокий духовный смысл, а не языческий обряд. Принимать святую воду и окунаться в иордань нужно с молитвой, верой и благоговением, тогда это будет иметь действительную духовную пользу и принесет телесное здравие. Божие Вам благословение!

Беседовал Владислав Пластинин

 

 

На главную страницу