На главную страницуПравославная блогосфера

Архимандрит Филипп (Филиппов)

 Настоятель Свято-Казанского храма г.Сыктывкара,
секретарь Сыктывкарской и Воркутинской епархии







 Поделись ссылкой с друзьями!

11 октября 2013

«Счастье — это когда есть здоровье молиться Богу»

Архимандрит Филипп (Филиппов), член Исполкома Общества Православных врачей (г. Сыктывкар, Республика Коми) выступил на съезде Православных врачей в Самаре с докладом «Традиционные и нетрадиционные методы лечения: Христианская оценка»:

Проблема нетрадиционной медицины и нетрадиционных методов лечения стала весьма актуальной в XXI веке.

На рубеже 80-90-х гг. прошлого века у системы здравоохранения появился реальный конкурент — вышедшая из «подполья» нетрадиционная медицина.

Мир лжецелительства противопоставил системе здравоохранения широкий спектр непривычных приемов врачевания. Так называемая альтернативная медицина стала строиться на совершенно новых и непривычных социокультурных, религиозных, экономических и организационных основаниях.

Опрос, проведенный в 2003 году, показал, что 76 процентов опрошенных не прибегали к нетрадиционной медицине, только 24 процента так или иначе сталкивались с подобной «медицинской» практикой.

Через десять лет ситуация кардинально изменилась, и уже 50 процентов респондентов стали «пациентами» нетрадиционной медицины. Такая тенденция заставляет задуматься о перспективе традиционных методов лечения и существования официальной медицины, так как законодательной защиты от лжеврачевателей, к сожалению, в настоящее время не существует.

С какими же проблемами обращаются к нетрадиционным методам лечения:

— боли в шее;

— боли в пояснице;

— головная боль;

— неврозы;

— депрессивные состояния.

Это самые распространенные недуги XXI века.

Так чем же отличается нетрадиционная медицина от традиционной?

Для сложившейся веками системы традиционного врачевания характерны:

— рационализм европейской науки, опора на ее технические достижения;

— узкая специализация;

— техника безопасности, предусматривающая тщательный контроль над любыми инновациями, обязательность лабораторной, экспериментальной фазы работы над ними, ведение медицинской статистики и т.д.

Это — стандартизированное медицинское образование, предоставляемое в государственных и частных аккредитованных вузах, ординатура, дипломы и ученые степени, курсы повышения квалификации.

Это — централизация, сложная система государственных, муниципальных и частных аккредитованных и лицензированных медицинских учреждений различного профиля и различного уровня, призванная обезпечивать комплексное медицинское обслуживание населения страны.

Нетрадиционная медицина имеет совершенно противоположные принципы:

— опора на эзотерические учения Востока либо на неотрефлексированный опыт народной медицины, обращение к трансцендентным силам либо непознанным закономерностям;

— универсализм целителя, готовность к использованию средств и целительских техник, механизм воздействия которых на организм пациента неизвестен или, по крайней мере, непонятен ни больному, ни тому, кто их применяет.

Это таинственный путь ученичества, дозированная передача знаний и умений от целителей к избранным ученикам (иногда — по наследству), отсутствие каких-либо общепризнанных сертификатов, подтверждающих квалификацию целителя.

Это — абсолютная децентрализация, совершенно не отрегулированный рынок, агрессивная реклама и широчайшее и спонтанное использование принципов сетевого маркетинга.

Методы лечения также можно разделить на нетрадиционные и традиционные. Их условно можно характеризовать по трем признакам;

— исторический — длительность применения метода на конкретной территории;

— географический — ареал применения метода лечения;

— и самый главный для Православного врача — религиозный, то есть соответствие того или иного метода лечения Христианским принципам врачевания.

Ведь причиной каждой болезни является духовное повреждение, именно поэтому так важно правильное воздействие именно на эту составляющую болезни.

Давайте рассмотрим несколько методов лечения с этих позиций.

Испокон веков в Православной Руси существовал массаж, но делали его не руками, а распаренными березовыми вениками в бане, с молитвой и верой в Бога. Такой массаж не только исцелял и облегчал телесную хворь, но и укреплял дух.

Со временем веник заменили руки, теперь он имеет название «классический лечебный массаж» и занимает официальный медицинский статус. Это традиционный метод лечения.

Иглорефлексотерапия — древнекитайская практика врачевания с помощью введения специальных игл в строго определенные точки на поверхности тела. Эта терапия основана на учении об энергии "чи", наполняющей всякое живое существо. Такое восточное трактование терапии позволяет смело отнести иглорефлексотерапию к нетрадиционным методам лечения.

Мануальная терапия — лечение руками, комплекс приемов, направленный на восстановление подвижности в позвоночнике и суставах. Очень часто ее принимают за массаж, но это гораздо более глубокое и эффективное воздействие, как на мышцы, так и на суставы, в то время как просто массаж воздействует исключительно на мышцы. Еще Гиппократ говорил: «Многие заболевания связаны с позвоночником, и эти знания необходимы для лечения многих болезней». На протяжении длительного периода истории России использовалось «костоправство», но лишь в середине ХХ века оно обрело научное обоснование и было переименовано в «мануальную терапию». Она не противоречит Христианскому воззрению на болезнь человека, поэтому может быть отнесена также к традиционным методам лечения.

Современная научная медицина также может быть разделена на традиционную и нетрадиционную.

Так, хирургические методы лечения многих болезней, в том числе и аортокоронарное шунтирование, могут быть признаны традиционными.

А вот экстракорпоральное оплодотворение, фетальная терапия, трансплантация органов вряд ли могут быть признаны традиционными. Чаще всего они нарушают один из самых главных признаков врачевания — «не навреди», — а также противоречат Христианскому учению о вечной жизни и безсмертии души каждого человека, ценности человеческой жизни с момента зачатия.

Оккультные и экстрасенсорные методики не имеют ничего общего с медициной. И от их внедрения в современную медицину должно защищать светское законодательство. Врачи должны помнить об этом и требовать очищения медицины от лжецелителей. Нужно оградить наших пациентов от разрушительного воздействия последователей нетрадиционной медицины.

Завершу свое выступление словами святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Когда ее спросили, что такое счастье, она ответила: «Счастье — это когда есть здоровье молиться Богу».

Будьте здоровы и счастливы, лечитесь верой, да спасет вас Господь!


29 июня 2011

Для врачей аборты - драма

Каждый год в России погибает около двух миллионов не рожденных детей. На аборты и лечение осложнений государство тратит 6 миллиардов рублей. Представители Русской Православной Церкви и комитета по правам женщин и детей Госдумы разработали пакет поправок, призванных сократить количество абортов и поддержать беременных, оказавшихся в трудной ситуации. О сути нововведений, которые предлагается внести сразу в шесть федеральных законов, в интервью газете "Красное знамя Севера" рассказал секретарь Сыктывкарской и Воркутинской епархии архимандрит Филипп (Филиппов).

- Отец Филипп, почему сейчас появилась потребность, что-то менять в законодательстве об абортах?
- В стране ежегодно делают 300-400 тысяч абортов по социальным показаниям. Однако низкая зарплата, маленькая жилплощадь, беременная мать одиночка или несовершеннолетняя девочка - это не причину для убийства ребенка. Поэтому и возникла необходимость изменить законы, которые регулируют совершение прерывание беременности. Как священник, гражданин и общественный деятель я считаю, что это большое достижение.
- Что предлагается изменить?
- Впервые в законе "Об основных гарантиях прав ребенка" появилась фраза о защите их прав до рождения. Государство должно обеспечить появление на свет, выживание и здоровое развитие каждого малыша. Для этого необходимо сократить число абортов и развивать просветительскую деятельность. Вводится бесплатная консультационная помощь тем, кто зачал детишек. Кроме того, услугу по оказанию абортов предлагается оставить за госучреждениями. Важно "Выключить" из системы дородового наблюдения частные клиники. Мало того, что их деятельность угрожает здоровью женщин, они к тому же, скрывают информацию об абортах, чтобы не платить налоги. В закон вносится еще одно принципиальное новшество - организация системы безопасного оставления детей. Это значит, будут оборудованы спецместа, где можно оставить новорожденного.
- Вас не коробит эта идея?
- Меня это ужасает. Получается, мы готовим женщину к тому, чтобы она бросила свою плоть и кровь. С другой стороны, ежедневно слышим о том, что младенцев оставляют на улице, на морозе, в мусорном контейнере. Гуманней оборудовать места, куда может прийти новоиспеченная мама, может прийти и оставить ребенка. На мой взгляд, они должны быть оборудованы при медучреждениях.
- Какое из нововведений может подвигнуть женщину на продолжение рода?
- Период тишины. С момента обращения женщины в медучреждение и до аборта должно пройти не менее двух суток. А при сроке до 11 недель - неделя. Это тот резерв, который мы можем использовать для работы с беременной, чтобы вразумить ее и дать возможность принять осознанное решение. Женщины часто решаются на аборт в состоянии эмоционального порыва. В период тишины с прекрасным полом будут работать психологи. Они изучат обстоятельства, которые привили к мысли о детоубийстве, поговорят с супругом или с родителями.
- Отец Филипп, вы состоите в Обществе православных врачей Коми. Как улучшить законодательство о защите прав детства?
- Мы предлагаем ввести обязательную визуализацию плода и его сердцебиения перед абортом. Женщина, которая раздумывает, идти ли на такой грех, должна увидеть: как выглядит ее ребенок и как бьется его сердечко.
- Решает ли закон этическую проблему врачей - акушеров? Ведь их руками совершается смертный грех.
- Впервые в законопроекте прописано право доктора, отказаться от аборта по убеждениям и вероисповеданию. Исключение - случаи, когда аборт назначен по медпоказаниям или нет замены лечащего врача. Это тоже достижение. Для многих акушеров - гинекологов аборты - драма, фактически они участвуют в детоубийстве. Ко мне приходили несколько медиков. Плакали. Начальство принуждает этим заниматься. В некоторых случаях нам удалось договориться с главврачами и медиков освободили от такой обязанности.
- Вы упомянули частные клиники. Как государство сможет контролировать их?
- При нарушении законов врачам и клиникам грозит административное наказание. Докторам штраф – от 3 до 5 тысяч рублей с лишением лицензии до полугода, должностным лицам - от 10 до 50 тысяч рублей, учреждениям штраф от 500 тысяч до миллиона либо приостановление деятельности до 90 суток. Но что такое штраф до 5 тысяч, если за один аборт клиника получает до 100 тысяч? Общество Православных врачей Коми считает, что наказания должны быть жестче. При нарушениях врачей надо лишать лицензии, а за незаконный аборт, штрафовать до 500 тысяч рублей. При повторном нарушении - лишение свободы не менее чем на три года.
- А финансовый механизм реализации закона предусмотрен?
- Ежегодно на аборты и лечение их последствий тратится 6 миллиардов рублей. Разработчики предлагают половину суммы направить на профилактическую работу и пособие для женщин в сложной жизненной ситуации. Есть идея установить до конца беременности ежемесячное пособие в размере двух тысяч рублей.
- В Общественной палате Коми прошло обсуждение двух из шести законопроектов. Как республиканская общественность реагировала?
- В обсуждении участвовали депутаты Госсовета Коми, общественники, медики, журналисты. Все признали, что изменения назрели. Они призваны, что бы подготовить общество к дальнейшим шагам по сохранению нации. Надеюсь через 10-15 лет в стране, аборт будет считаться безнравственным актом, достойным осуждения.


31 января 2011

О настоящей свободе слова и совести

 Венгерская Республика, входящая, как и Республика Коми в финно-угорский мир, приняла смелый и очень правильный с юридической точки зрения Закон.

Правительство Венгрии будет контролировать государственные телеканалы и все другие СМИ. Учрежден Совет по СМИ, который вправе налагать штрафы до 950 тыс. долларов за освещение новостей, которое сочтет "несбалансированным" или оскорбляющим "человеческое достоинство", пишет газета. Особо указано и на недопустимость оскорбления христианских святынь. "Журналистов могут вынудить раскрыть их источники, совет вправе проводить обыски в редакциях и требовать, чтобы издатели раскрывали конфиденциальную коммерческую информацию».

К сожалению, в России журналисты не подчиняются основным законам и Конституции, присваивая себе право за Правительство, судебные органы и Прокуратуру решать человеческие судьбы. Согласно демократическим нормам все равны перед Законом, поэтому журналисты также должны отвечать за оскорбление человеческого достоинства.

Предвижу, что после этого заявления нашей позиции, журналисты вновь обрушатся на православных с обвинениями и очередной клеветой. Но Господь на нашей стороне. А Правительству России стоит подумать над примером одной из стран Евросоюза.


17 января 2011

Служение Богу – мое основное призвание…

Отец Филипп, 23 декабря исполнилось 15 лет Вашего служения в священном сане. Это некоторый рубеж, на котором, наверное, можно подвести некие промежуточные итоги?

Да. Начнем с того, что ровно пятнадцать лет назад была создана наша епархия, Господь сподобил меня стоять у истоков создания епархии вместе с нашим Владыкой. За эти пятнадцать лет произошло много знаковых событий в моей жизни, и они явились для меня хорошим уроком.

У каждого свой путь к Богу. Каждый по-своему приходит в Церковь. Как это было у Вас?

Поскольку я твердо знаю, что в жизни не бывает ничего случайного, то и мой приход в Церковь был не случаен. Уже будучи священником, я узнал, что семьи, в которых воспитывались мои родители были очень религиозны. Семья отца очень пострадала во время гонений на Церковь. Возможно, молитвы моих предков сыграли в моем приходе к Богу не последнюю роль. Мои предки из Ижемского района были воцерковленными людьми и блюли традиции, например, Великим Постом они проходили весь путь до Церкви, а это около километра, на коленях. Правда, все это я узнал, уже будучи священником.

Когда я оканчивал последний класс школы, то встал вопрос, куда мне поступать дальше. И к моему необычайному удивлению, моя мама, которая, насколько я помню, всегда носила крестик и молилась утром и вечером, сказала мне, что лучшее качество образования дает духовная семинария. Эти слова запали мне в душу, но поступил я в медицинский институт и окончил его с «красным» дипломом. Профессию медика я выбрал потому, что мама была больна, а я хотел ей помочь. Как я понял впоследствии в служении врача и священника много общего. Мысль об учебе в духовном учебном заведении не оставляла меня все последующие годы, когда я работал врачом в Печоре. Проходя ординатуру в Петербурге (тогдашнем Ленинграде) я часто заходил в семинарию и изучал правила поступления. Кстати, Святое Крещение было принято мной уже в зрелом возрасте, когда мне было 29 лет. Крестился я в Спасо-Преображенском соборе Петербурга. И сейчас, бывая в Петербурге, я обязательно захожу в этот величественный храм.

Когда же после прохождения ординатуры и вернулся в Печеру, то мне нужно было как-то вести церковную жизнь, прибегать к Таинствам Церкви. Тогда-то я и узнал, что в Печоре открылся приход, куда приехал молодой священник – иеромонах Питирим. Я много раз приезжал в этот приход, не зная расписания его работы, и очень долго не мог попасть туда. Приеду, постучусь в закрытую дверь и уеду. Видимо Господь так испытывал меня, проверяя крепость моего намерения. Потом состоялась моя встреча с настоятелем этого прихода, будущим нашим Владыкой, и он пригласил меня на клирос. И вот, с 1989 года и до моего рукоположения я нес церковные послушания: чтеца, алтарника, пономаря, сопровождал Владыку в его поездках по северу России. Ездили мы очень много. Должен сказать, что тогдашняя нагрузка на священников была в разы больше нынешней. На крещениях присутствовало 100-120 человек. Владыка всегда старался все делать красиво, поэтому на крещениях пел большой хор и люди чувствовали Праздник, понимали торжественность и значимость принятия Крещения.

Церковное служение многому меня научило, эти шесть лет не прошли даром, я многому научился, многому из того, что пригодилось мне впоследствии, когда я был сам рукоположен во священника. И по сей день, эталоном служения священника для меня является служение нашего Владыки. Я хорошо запомнил, как он служил, будучи священником, и сам служу также, ибо я знаю точно – так будет правильно. Так начиналась моя церковная жизнь...

Дальнейший мой путь через клиросное и алтарное послушание в течении шести лет, совершенно закономерно и естественно привели меня к священническому служению. Выбор жизненного пути был сделан мною давно и я не испытывал никаких колебаний.

Но медицину Вы не оставили?

Нет. Медицину я не оставил до сих пор. Было у меня желание уйти из медицины, но Владыка не благословил, сказал, что медицинское служение полезно, и для меня лично, и для Церкви. К тому же ведь врач и священник – это два родственных служения. В первую очередь они похожи тем, что как в профессии врача, так и в служении священника, без любви к ближнему, делать просто нечего. Мое основное призвание – служение Богу, но служение и помощь ближнему совершенно естественно проистекают из любви к Богу. Наверное, профессия врача – это единственная профессия, в которую изначально заложена любовь к ближнему. Любовь к своему пациенту – это главное условие для того, чтобы врач мог состояться в профессии, и это - главное христианское чувство, которому нас учит Господь! Я очень почитаю великого православного врача святителя Луку (Войно-Ясенецкого) и мне очень приятно, что у нас с ним день рождения в один день - 27 апреля.

Вообще, многое в нашей жизни предопределено. Многое заложено нашими предками. В свое время я узнал, что мой дед Михаил, который был псаломщиком в храме, был одновременно и специалистом по траволечению. Врачей тогда не было, и он сам, как умел, оказывал помощь, приходяшим к нему людям. В этом я тоже вижу некое предопределение. Как говорит наш Владыка: «почаще заглядывай в семейный альбом». Зная свои корни, проще выбрать и жизненный путь. Тем более, что в наше время мы имеем гораздо больше возможностей преумножать заложенные в нас таланты, чем наши деды и прадеды.

А бывали ли такие случаи, когда Ваши пациенты становились Вашими прихожанами?

Да такие случаи бывали. И это совершенно естественно. Хотя должен сказать, что я никогда не веду проповедь при лечении людей, и не интересуюсь их религиозной принадлежностью, но при этом всегда под белым халатом у меня подрясник. Я, вообще, считаю, что священник должен обязательно все время носить положенное ему одеяние, за исключением, может быть, случаев каких-то дальних поездок, когда это не очень удобно. Но на месте своего служения, он должен постоянно носить священническую одежду. Это является молчаливой проповедью. Ведь даже простое появление священника в общественном месте зачастую заставляет человека задуматься о многом. К тому же священническое облачение воспринимается людьми, как некий символ нравственной чистоты, и даже заставляет вести себя несколько иначе в присутствии священника. Я много раз имел возможность убедиться в этом. В то же время облачение накладывает на священника огромную ответственность – всегда и везде соответствовать взятому на себя образу - образу Христа. А это очень сложно и многих вызывает раздражение, желание сорвать с тебя это облачение. Меня не удивляет, и я всегда готов к этому. Это может быть и грубое слово на улице, и какая-нибудь сплетня. Так и должно быть, по словам Господа: "Горе, егда добре рекут вам вси человецы. По сим бо творяху лжепророком отцы их" (от Луки, 6:26). Наоборот, если бы все вокруг были доброжелательны и говорили только доброе, то это был бы повод задуматься - а туда ли я иду, и те ли люди меня окружают?

Часто спрашивают, как научиться делать добрые дела не испытывая при этом тщеславия. Главным должно стать то, чтобы делание добрых дел станет для нас настолько естественным, что станет образом жизни. Тогда доброе дело перестанет резко выделяться из общей массы наших дел, которые нас не украшают, и не будет повода испытывать тщеславие.

Что бы Вы хотели пожелать в заключение нашим читателям в преддверии Праздника Крещения Господня?

Праздник Крещения Господня сейчас становиться очень популярным в народе. Это, безусловно, Великий Праздник, но он не должен затмевать собою празднование Рождества Христова и Светлого Христова Воскресения – Пасхи, ибо это главные праздники для Православной Церкви. В жизни все должно стоять на своих законных местах.

Каждый человек мечтает получить исцеление духовное и телесное. И Крещение Господне, это как раз тот день, когда человек может попросить у Господа духовного здоровья и укрепить свое телесное здравие с помощью крещенской воды и купания в иордани. Вообще для того, что бы войти в крещенскую иордань нужно иметь не только крепкий дух, но и точное понимание того, зачем ты туда входишь. Нужно не забывать, что это христианский праздник, имеющий глубокий духовный смысл, а не языческий обряд. Принимать святую воду и окунаться в иордань нужно с молитвой, верой и благоговением, тогда это будет иметь действительную духовную пользу и принесет телесное здравие. Божие Вам благословение!

Беседовал Владислав Пластинин


На главную страницуПравославная блогосфера