__ |
Масленица: как провести? Православная Церковь вступает в Великий
пост. Подготовка к нему началась за три недели. Последняя неделя перед
Великим постом называется в церковном календаре сырной, а в народе эта неделя
более известна как Масленица. Масленица завершается Прощёным воскресеньем, после
которого и начинается Великий пост. Насколько обычаи и традиции празднования
Масленицы соответствуют христианскому духу? Допустимо ли православному
человеку участвовать в народных гуляниях масленицы и сжигать соломенное чучело? Может ли
неделя масленицы научить нас милосердию? Об этом специально для сайта
«Православие и мир» Валерия Ефанова беседует с сотрудником Секретариата по
взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС священником Сергием Звонаревым. – Отец
Сергий, что можно посоветовать тем, кто собирается праздновать Масленицу? –
Сырная седмица, иначе именуемая Масленицей – часть годового круга
богослужения, связанная с Великим постом. Уточню, что, когда мы говорим о
«седмице», речь идет о неделе в современном понимании. Сырная седмица (в 2011
году масленица начинается 28 февраля) оканчивается в Прощеное воскресение,
когда совершается заговенье на Великий пост. Верующим
людям начало Сырной седмицы, или Масленицы, напоминает о том, что уже прошло
заговенье на мясо, однако впереди еще есть время, когда на трапезе
дозволяется вкушать молоко, сметану, яйца, т.е. все, кроме мяса. Поскольку
эта неделя – подготовительная перед Великим постом, хотелось бы напомнить о
том, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых
пределов, и само празднование не должно превращаться в злоупотребление,
служить поводом для греха. В
языческих представлениях наших далеких-далеких предков Масленица была
праздником проводов зимы и встречи весны. Зима уходила безвозвратно,
навстречу шла весна, новое время года, время обновления природы, обновления
чувств. В
языческом мире славян этот праздник особенно ярко отмечался в народной среде:
проводились широкие гуляния, водили хороводы, сжигали чучело «масленицы»,
совершались обряды, имеющие прямое отношение к язычеству. После
христианизации Руси с X -го века Церковь непрестанно боролась с этими
проявлениями. С тех пор прошли века, но народные представления о Масленице
сохранили некоторые элементы дохристианских верований. Во
многих местах по-прежнему на Масленицу жгут соломенное чучело. Хотя участники
этого действа и не относятся к нему как к языческому обряду, я хотел бы
предостеречь православных людей от участия в подобном «веселье». Необходимо
помнить о том, что Сырная седмица готовит нас к Великому посту – времени
покаяния, размышлений о жизни человека, о том, что нам еще предстоит сделать
для своего духовного совершенствования, чтобы омолодиться душой… Великий пост
– время напряжения духовных сил, стяжания добродетелей. Поэтому во время
широких гуляний на Масленицу нужно опасаться того, как бы они не помешали подготовке
к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения
тех качеств души, к которым стремится христианин. – Власти обещают многочисленные
гуляния на масленицу. Можно ли участвовать в них православным? –
Никто не говорит, что надо вообще не посещать эти гуляния, или идти туда, но
с постным лицом. Для христианина допустимо веселие. Другое дело, чтобы
предлагаемая индустрия увеселений не навредила душе человека. Мы же знаем,
каким бывает развлечение, выходящее за всякие рамки: употребляется большое
количество алкоголя, что влечет к неблаговидным, а часто и безнравственным
поступкам, греху. –В «Сибирском цирюльнике» Никиты
Михалкова нарисована запоминающаяся сцена народного масленичного гуляния,
сразу вспоминается и русская поговорка «не согрешишь, не покаешься». Нужно ли
русскому человеку дойти до крайности, чтобы только после этого покаяться? –
Если у человека отсутствуют удерживающие его духовные и нравственные скрепы,
то он легко впадает в такие недопустимые крайности, о которых впоследствии
начинает каяться и сожалеть. Однако
люди меняются, и ментальность наших соотечественников, как мне кажется,
отличается от той, что имела место даже сто лет назад. Раньше люди работали
до седьмого пота, и в гуляниях не знали устали. Сегодня многие горожане
прагматичнее относятся ко всему, и особенно сейчас, во время финансового
кризиса, несколько раз подумают, прежде чем решиться спустить часть семейного
бюджета на праздник. Наше
общество теряет элементы народной традиционности. В этом есть свои
отрицательные и положительные стороны, ведь народная культура и духовность –
это не одно и то же. Церковь всячески противостоит потере или ослаблению
традиционной духовности, но если в прошлое уходят языческие пережитки –
совсем другое дело. – О. Сергий, а что в современном
праздновании Масленицы напоминает о язычестве? Выпечка блинов? –
Отношение к блину в языческие времена было, безусловно, отражением языческого
мировоззрения. Блин даже внешне, своим золотистым цветом и формой напоминал
солнце, поэтому на праздник встречи солнца, на Масленицу, и пекли блины. Другое
дело в христианский период – этот обычай тщательно воцерковлялся, можно
сказать, «переваривался» Церковью с тем, чтобы придать ему новый христианский
импульс. Со временем употребление блинов, пирогов и всего того, что связано с
угощением на Масленицу, потеряло языческую подоплеку. Сегодня мы уже не можем
сказать, что православному христианину недопустимо кушать блины только
потому, что первоначально такого рода угощения были языческими. – Что можно сказать про обычай прыгать
через костер? –
Такой обычай сохранился далеко не во всех уголках нашей страны, но и он,
безусловно, имеет непосредственное отношение к язычеству. Дело в том, что в
языческом мире считалось, что прыжки через костер способствуют очищению огнем
от каких-то беззаконий, прегрешений, проступков. Язычнику, для того чтобы
очиститься, достаточно прыгнуть через костер, который символически опаляет
грехи. Но мы прекрасно знаем, что покаяние возможно только в Боге, что только
Бог может прощать грехи. Поэтому Церковь настаивает на необходимости
прибегать к Таинству покаяния. Церковь
призывала людей идти в храмы и приносить покаяние Богу, а не прыгать через
костры, чтобы получить прощение своих грехов и очиститься. То обстоятельство,
что этот обычай почти исчез, говорит об успехе церковной проповеди. Сегодня
эта традиция встречается далеко не повсеместно и сохраняется лишь в качестве
какой-то народной забавы, демонстрации удали, лихости молодецкой. –
Но соломенное чучело по-прежнему жгут
с удовольствием? –
Да, это наиболее сохранившаяся традиция, но сегодня она не опасна для Церкви,
потому что для наших современников она также потеряла свою привязку к
язычеству. Церковь просит православных людей не участвовать в сжигании чучела
Масленицы, чтобы не поддерживать дальнейшего развития этого языческого по
своему глубинному содержанию обряда. Впрочем, и среди тех, кто присутствует
при этом действии, никто не считает, что он участвует в языческом ритуале.
Это дань традиции, прошлому, которая сегодня не имеет отношения к религии и к
духовности. Русь пережила это много столетий назад. Сжигание
чучела притягательно своей необычностью. В реальной жизни мы ни с чем
подобным не встречаемся, и вдруг, раз в год, на площадях начинают сжигать
какое-то соломенное чучело. Людей вообще привлекает все необычное. Ведь и
блины можно кушать в другое время года, но в память о наших народных
традициях мы совершаем это именно на Масленицу. – Наверное, эту традицию можно
воцерковить и как бы перевести в русло милосердия? –
Конечно. Более того, было бы замечательно, если бы наши власти задумались о
том, чтобы этот праздник посвятить помощи неимущим. Вспомним
пример святого князя Владимира, прозванного в народе «Красным солнышком». Он
специально посылал по Киеву повозки со снедью и угощениями для раздачи их
бедным людям. Почему бы сегодня властям, прежде всего муниципальным, не
устроить на протяжении всей Масляной недели выпечку блинов для раздачи их в
первую очередь там, где люди элементарно нуждаются в пище – на вокзалах, у
теплопунктов, у переходов метро. Там, где всегда много лиц без определенного
места жительства, бродяг. Нравственный
эффект и общественный резонанс от такого рода помощи был бы намного выше, чем
от всех усилий по организации широкой Масленицы и гуляний. Участники этих
гуляний и так способны купить себе не только блины, но и более серьезные
вещи. А вот помочь нуждающимся… Передвижная
блинопекарня не является чем-то безумно дорогим, она не требует громадных
капитальных вложений. А если бы такую блинопекарню привезли в детский дом и
угостили бы детей блинами с вкусной начинкой, какой бы след в душах ребят
оставило это угощение и внимание! Беседовала Валерия Ефанова По материалам: http://www.pravmir.ru/ |
|