__ |
О телевизоре До грехопадения первых людей, Адам и Ева находились
в чувственном общении со светлыми духами - Ангелами Божьими. После
преступления заповеди Творца, тела первозданных людей утратили свою тонкость
и духовность, получили свою настоящую грубость, дебелость.
Люди стяжали влечение ко злу; но в нас смешано добро
со злом: мы влечемся то ко злу, то, покидая это стремление, направляемся к
добру. Грубость нашего тела отделила человека и от чувственного общения с
падшими духами - бесами, сохранив свободу выбора добра или зла. Если бы мы
находились в чувственном общении с демонами, то они в кратчайшее время, как
учит св. Игнатий Брянчанинов, окончательно развратили бы человеков,
непрестанно внушая зло, явно и непрестанно содействуя злу, заражая примерами
своей постоянно преступной и враждебной Богу деятельности. О
горе!, о бедственное время! То, что Бог не попустил сотворить бесам сделал в кратчайшее время с
человеком телевизор. Воистину сбылось пророчество св. Космы
Эталоса (XVIII в.): "Придет время, когда в
жилища проникнут бесы под видом небольших коробок, а их рога будут торчать на
крышах". Вот
только один из примеров пагубного влияния телевизора на душу человека. К
современному старцу Паисию Святогорцу
пришел один старик 84-х лет, который до смерти жены жил благочестиво, по-православному. Как только умерла жена, он стал очень
страдать и, чтобы забыться, пристрастился к телевизору. Не прошло и двух-трех
месяцев после ее смерти, как старик решил жениться. Его духовник не знал, как
и втолковать ему, что то, что он задумал, дико и смешно. Старик сам пошел на
Святую Гору в калибку к старцу Паисию.
Малое расстояние от Карей до нее он едва преодолел за четыре часа! Там
он высказал Старцу свои соображения, а тот ему велел жить с детьми тихо и
спокойно и не думать о женитьбе. Однако старик, душевно повредившись, не
слушал святых слов, подумав, ответил: "Знаешь, старче, я имею право
взять двух других жен". "Тогда я, - рассказывал старец Паисий, - не выдержал. Я сказал ему, чтобы он убирался, и
чтоб глаза мои больше его не видели". Но если другой человек и не
решится на такие безумные поступки, то он все равно душевный свой храм
растлит. В житии преподобного Парфения
Киевского мы встречаем следующий его рассказ о своей жизни в Киево-Печерской
Лавре еще до монашеского пострига:
"В начале моего просфорного послушания случилось мне однажды наслушаться
невольно праздных бесед между наемными работниками монастыря, и в сумерки,
когда прилег я отдохнуть, взбрело на мысль мне слышанное.
А я еще был неискусен, не отогнал этой мысли,
остановился на ней, и наконец думаю: да как это люди
грешат, что же за приятность в грехе плотском? Далее и далее эта мысль
начинала занимать меня; никак уж и не отвяжусь от нее. Вдруг стучат в дверь и
зовут меня на послушание. Я пошел не медля; принялся по обычаю за дело от
всей души и с молитвою - и помыслы, меня занимавшие, исчезли совершенно, так
что я и забыл о них. Протрудившись до полуночи, совершил я обычное правило и
уснул. Рано
утром меня зовут к наместнику. Когда я пришел к нему, он повел меня в кабинет
и говорит: «Скажи мне, Петр, как бы отцу духовному, не согрешил ли ты в
чем-либо особенно?» Я смутился; думаю, перебираю в мыслях прошедшее и ничего
не нахожу. - «Нет, - говорю, - не знаю ничего, кажется, в чем бы укорила меня
совесть». - «Подумай, - говорит он, - испытай себя хорошенько». Опять думаю;
нет, ничего не припоминаю. Тогда
он говорит мне: "Ну, что-нибудь да есть. Я видел ныне во сне, будто стою
в великой церкви против местной иконы Пресвятой Богородицы. Близ ее по
сторонам святой апостол Петр и преподобный Антоний. Ты входишь в церковь,
подходишь к иконе, кладешь поклон; Пресвятая Владычица, как бы живая,
отвращает от тебя лице. Ты заходишь с другой
стороны, Она опять отвращается от тебя. Ты остановился пред Нею в смущении. Тогда
преподобный Антоний покрывает тебя своею мантией и говорит вместе со святым
апостолом Петром: «Пресвятая Владычице, прости его; он погрешил в неведении;
мы Тебе за него поручаемся». - «Если вы за него поручаетесь, - говорит
Пресвятая Дева, - я прощаю его вас ради». С сими
словами Она обратила к тебе лице, а я пробудился. -
«Подумай же еще: если ты не согрешил делом, то не помыслил ли чего безместного?» «Тогда
я вдруг как бы озарился светом, вспомнил смущавшие меня помыслы и исповедал
их наместнику. Этот случай, - прибавлял он к своему рассказу, - указал мне,
до какой степени должно хранить себя даже от приближения к нечистым помыслам,
и как тщательно должны мы блюсти чистоту не только телесную, но и умственную,
- если Пресвятая Владычица отвращается от нас и за помышления о чужих
грехопадениях! Вот что значит: "от тайных моих
очисти мя, и от чуждих
пощади раба твоего!"» Что
же говорить о тех, кто не по неопытности своей случайно увлеклись
помышлениями о чужих грехопадениях, а с великим удовольствием часами
просиживают возле телевизора, рассматривая их. Ибо что иное показывает
телевизор, как не разного рода грехи других людей. Даже новости и мультфильмы
прерываются бесстыдными рекламами. И после такого душевного осквернения,
прочитав вечером, в лучшем случае, молитву "Отче наш" нынешние
"христиане" самодовольно ложатся спать, как будто исполнили перед
Богом свой долг. О
бесчувственность мертвой для Царствия Небесного души! Растлив свой душевный
храм, убив души своих детей, оскорбив Бога и Небесных жителей, человек
остается спокойным! Послушайте, что говорит Апостол Павел: "Старайтесь
мир иметь со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр.
12,14). "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого
Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои" (1 Кор. 6, 19). А кто
разорит храм Божий, накажет того Бог. "Блуд и всякая нечистота и
любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым" (Ефес. 5, 3). "Когда
видишь женщин, являющихся полуобнаженными, когда зрелище и песни не что иное
выражают, как только одну преступную любовь, то как
скажи мне, можешь ты после сего быть целомудренным?" - говорит св. Иоанн
Златоуст в 5-й Беседе на 1-е послание к Солунянам.
Не подобным ли бесстыдством наполнены все фильмы,
концерты, программы (даже многие спортивные)? Если после этого ты и сумел
тело сохранить в чистоте, то что пользы от того,
когда лучшая часть человека - душа осквернена? Что пользы от того, что
церковная ограда в целости, когда храм разрушен? Иисус Христос назвал
нескромный взгляд прелюбодеянием (Мф. 5, 28). В
одном монастыре умерла девица 18 лет. Игуменья наложила на себя пост и 40
дней молилась, чтобы узнать, в какие обители рая вселилась ее душа. Но перед
игуменьей разверзлась земля, и в огненной лаве показалась душа девицы.
"Дочь моя, ты в аду? Чем же ты согрешила?". - "Хотя я
сохранила тело в чистоте, но в мыслях услаждалась красотою одного юноши,
допускала греховные мысли и стыдилась исповедовать их духовнику, за что
теперь буду вечно мучиться", - ответила несчастная и земля сомкнулась. Точно
так же погубляют свои души и любители телевизора. В
древности профессия артистов не пользовалась общественным уважением. Взявший себе в жены блудницу или артистку согласно 18-му
правилу Святых Апостолов не может быть ни священником, ни Диаконом. Артисток
называли позорищами. Не только бесстыдство,
но и лицемерие артистов, играющих разные роли, осуждается Святою Церковью. А
у нынешнего поколения артисты стали кумирами. О чем другом это
свидетельствует как не о нашей нравственной деградации? У
нынешних "христиан" на молитву, чтение Священного Писания, Закона
Божьего, житий и творений святых, на посещение больных, заключенных в
темницах и иные добрые дела нет времени, но зато без телевизора они не могут
себе представить и дня. Что скажут они на Страшном Суде: "У нас не было
времени изучать Закон Божий и творить евангельские дела, потому что мы
смотрели телевизор?" К родным и близким такие люди невнимательны,
равнодушны, но за героев телесериалов переживают и дома, и на работе. Своей
семьей и квартирой они не довольны, ведь в мечтах комфортная жизнь
киногероев. Евангельский идеал, жизнь святых у них в презрении, манеру
поведения телевизионных любимчиков - вот что копируют они. В
своей жизни телезрители сами становятся артистами: вместо искренности,
сердечности, простоты в общении начинают играть разные роли, в зависимости от
компании. Но какие роли стали у них любимыми? Любовниц и гангстеров! Да,
телевизор в наших глазах поднял престиж блудниц и убийц, для многих
школьников их жизнь - мечта. Святитель Игнатий Брянчанинов, живший в прошлом
веке, описывает следующее печальное явление. Еще в начале XIX века -
большинство грамотных людей на Руси читали только Священное Писание и жития
святых. Они были чисты и душой и телом. Но позже, когда Игнатий Брянчанинов
был уже священником, в моду вошло чтение романов. Те, из читателей романов,
кто после желали проводить жизнь благочестивую, обнаруживали в себе гибельное
действие настроения, полученного предшествовавшим чтением. Навык
к наслаждению сладострастием постоянно отвлекал их от чувства покаяния,
поврежденная воля влекла их стать любовниками и любовницами, ум, ослабленный,
помраченный, развращенный, плененный мыслями, вызванными чтением, не имел
силы руководить волею и удерживать от греховного стремления. С особенной
ясностью это замечалось у женского пола. Со всем этим св. Игнатий столкнулся
на исповеди. Стоит
ли еще говорить о гораздо сильнейшем повреждении
людей телевидением. Конечно Бог всемогущ и может
исцелить и такие прокаженные души, но сколько этим несчастным людям предстоит
приложить своих усилий, трудов, слез, чтобы удерживать себя от греховных
влечений и привлечь к себе искренним покаянием благодать Божию. У
любителей телевизора нет возможности задаться серьезными вопросами о смысле
жизни: "Кто я? Откуда взялся человек? Что будет с ним после смерти и как
нужно прожить жизнь?" Ему приятнее провести время в просмотре
кинокомедии или юмористической передачи. Но "горе вам смеющимся ныне!
Ибо восплачете и возрыдаете" (Лк. 6, 25). Та
крупица познаний, которую можно взять из телепередач, ничтожна по сравнению с
тем вредом, который причиняют они. Принесет ли пользу организму та пища,
которая отравлена ядом? Точно так же и информация, являющаяся пищей для ума.
Кроме того, черпая знания из книг, человек учится логически мыслить,
тренирует свою память. Из телевизора же он усваивает информацию в готовом
виде, как раз именно в том, в каком кое-кому нужно. Старец Паисий Святогорец говорит, что
у некоторых телевизоров, привезенных в недавнее время в Грецию, есть особое
устройство, следящее за теми, кто смотрит телевизор. Ведь телевидение
находится в руках сознательных или несознательных врагов христианства.
Поэтому не удивительно, что люди, наблюдая по телевизору калейдоскоп событий,
не видят самого главного - что мир стремительно летит к своему концу. Вот
о чем со слезами пророчествовал преподобный Лаврентий Черниговский: "На
святом месте- будет стоять мерзость запустения и
показывать скверных обольстителей мира, и они будут обманывать людей,
отступивших от Бога, и творить ложные чудеса. И после них явится антихрист и весь мир увидит его одноразово". Отцы
вопросили Святого: "Где на святом месте? В церкви?" Преподобный
ответил: "Не в церкви, а в каждом доме. В углу, где стоят и висят сейчас
святые иконы, будут стоять обольстительные прилады
для прельщения людей. Многие скажут: "Нам нужно смотреть и слушать
новости". Вот в новостях-то и явится антихрист". Апостол
любви святой Иоанн Богослов учит: "Всякий, преступающий учение Христово
и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и
Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте
в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах
его" (2 Ин. 1, 9-11). Мы же, внеся в дом
телевизор, вводим вместе с ним и множество еретиков, язычников,
богоотступников, людей более чем сомнительного поведения, бесстыдных женщин,
блудниц, пьяниц и убийц. И это греховное сборище
делаем своими любимыми собеседниками. Но древняя мудрость говорит:
"Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты". Неслучайно в такие
дома вселяются бесы и многие любители телевизора
становятся одержимыми нечистыми духами. Какое
общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и велиаром?.. Ибо вы
храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду
их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и
отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прийму вас (2 Кор. 6, 14-18). А
тех, кто посещает богослужения, встречается на литургии с Господом и
Небесными жителями, принимает в себя Святые Тело и Кровь Богочеловека, Самого
Христа и затем дома включает телевизор, Святое Писание называет псами,
возвращающимися на свою блевотину и вымытыми
свиньями, которые идут валяться в грязи (2 Пет. 2, 22). Но
каждый вправе сам себе избрать путь: с кем войдет в общение в этой жизни, с
тем будет и жить в будущей - или с Богом наследует вечное блаженство, или с диаволом вечное мучение. |
|