__ |
Сретение Господне Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему,
с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех
людей, свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля. На
сороковой день после рождества Христова и по исполнении дней законного
очищения, Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в
Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа. По закону
Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих
первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом
полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона
Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для
жертвы принесли двух птенцов голубиных. Славянское
слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча».
Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Симеон Богоприимец
был человек праведный и благочестивый - по преданию, один из семидесяти двух
учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II (285-247
годы до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий
язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се
Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и
вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст.
Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не
умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи. Симеон
долго ждал исполнения обещания Божия - он жил, по преданию, около 300 лет. И
вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом
принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу
Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред
лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». (Лк.2:29-32) Эти
слова праведного Симеона стали молитвой, получившей название «Песнь Симеона
Богоприимца». Иосиф
и Богородица были удивлены такими словами. Симеон благословил их и,
обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: «Вот, из-за Него будут
спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие
пройдёт душу» (Лк.2:34-35). Данные
слова́ легли в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых
сердец». Тут
же, в храме, была благочестивая вдова Анна-пророчица, восьмидесяти четырёх
лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего
вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о
Нём всем в Иерусалиме. Сретение
символизирует собой встречу Старого и Нового Заветов. Епископ Феофан
Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискуплённое
человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…» |
|