КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ,
ВЛАДЫКО...
В
третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после
Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения
верующим. При поклонении Кресту Церковь поёт: «Кресту Твоему
поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Эта песнь
поётся и на Литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет в
середине четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием
о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к
продолжению подвига поста. Святой Крест остаётся для поклонения в
течение недели до пятницы, когда он, после чесов, перед Литургией
вносится обратно в алтарь Поэтому третье воскресенье и четвёртая
седмица Великого поста называются Крестопоклонными.
КРЕСТ СВОЙ И КРЕСТ ХРИСТОВ
Господь
сказал ученикам Своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись
себя, и возьми крест свои, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).
Что значит крест свой? Почему этот крест
свои, то есть отдельный каждого человека, вместе называется и
Крестом Христовым?
Крест свой: скорби и страдания земной
жизни, которые у каждого человека – свои.
Крест свoй: пост, бдение и другие
благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу.
Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они
свои.
Крест свой: греховные недуги или страсти,
которые у каждого человека – свои. С одними из них мы рождаемся,
другими заражаемся на пути земной жизни.
Крест Христов – учение Христово (Псал.
118, 38, 120).
Суетен и бесплоден крест свой, как бы он
ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в
Крест Христов.
Крест свой делается для ученика Христова
Крестом Христовым: потому что ученик Христов твёрдо убеждён, что над
ним неусыпно бдит Христос, что Христос попускает ему скорби как
необходимое и неминуемое условие христианства, что никакая скорбь не
приблизилась бы к нему, если б не была попущена Христом, что
скорбями христианин усваивается Христу, соделывается причастником
Его участи на земле, а потому и на Небе.
Крест свой делается для ученика Христова
Крестом Христовым: потому что истинный ученик Христов почитает
исполнение заповедей Христовых единственной целью своей жизни. Эти
всесвятые заповеди соделываются крестом, на котором он постоянно
распинает своего ветхого человека со страстьми и похотьми его(Гал.
5, 24).
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
СИЛА КРЕСТА
Святая
Церковь, вынося из глубины алтаря с престола Животворящий Крест
Господень и предлагая его для поклонения и лобызания верных, какую
мысль имеет? Ту мысль, чтобы истинные чада её, проходящие поприще
поста и борющиеся со своею многострастною плотню и с диаволом,
который во время поста особенно разжигает стрелы свои в плоти их, –
взирая на Крест и живо представляя себе страдания Господа нашего
Иисуса Христа, нашего ради спасения претерпенные Им в пречистой
Своей плоти, – укрепились чрез то на борьбу со своею плотию, с её
страстями и похотями, и чтобы не жалели распинать её в страстях её и
мужественно боролись с противником, ополчающимся на нас
многоразличными искушениями. Смотрите, – как бы так вещает нам
Господь со Креста, – что претерпел для вас Я воспринятой Мною для
вашего спасения плотию Моей пречистой, неприкосновенной ни для
какого греха; вы ли откажетесь распинать во плоти своей различные
страсти и похоти? Вы ли не перенесёте некоторую горечь поста? Вы ли
не потерпите на время лишение сластей для укрощения плоти, которая,
чем более её услаждаешь и насыщаешь, тем более беснуется? Вы ли не
потерпите огненных стрел врага, когда Я позволил ему пронзить Свою
Божественную плоть всевозможными стрелами? Вот с какою мыслию
выносится ныне Крест для поклонения и лобызания. Итак, не унывайте
от поста и от борьбы со страстями и диаволом, а мужественно
боритесь, призывая в помощь Пострадавшего за нас и Крестом
победившего врагов наших, – и побеждайте. Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
ВСТАНЕМ СЕЙЧАС ПОБЛИЖЕ КО КРЕСТУ
…Мы
имеем Крест Христов как знамение нашего спасения. Он вселяет в
сердце даже самого великого грешника надежду на прощение и спасение.
Какие бы тяжкие тайные грехи ни носили мы
в душе своей, станем сейчас поближе ко Кресту. Станем с глубокой
верой потому, что «множество содеянных нами лютых» грехов теперь не
может приводить нас ни в сомнение, ни в отчаяние.
Но для этого мы должны подражать
благоразумному разбойнику в покаянии и Христу Спасителю в прощении
тех, кто нас обидел. Без этого не дерзнем обращаться с мольбой ко
Кресту. Не на одного только отвергшегося Петра смотрит с укором
Господь. Вместе со Словом Божиим в сердце каждого человека проникает
взор Христов. Он смотрит в душу человека, называющего себя верующим,
но своей жизнью не свидетельствующего о Боге. Глубоко смотрит в наши
души Господь, вновь распинаемый нашими грехами и оскудением любви и
преданности Ему. В Его взоре нет гнева, нет угрозы, нет даже упрёка,
а одна бесконечная любовь, одна бесконечная жалость к состоянию
нашего сердца.
И если сохранилась в нас хоть искра веры
в Бога, хоть немного любви к Нему, то мы можем почерпнуть в этом
взоре то, что почерпнул Пётр, – раскаяние и силу стать истинными
свидетелями Господа Иисуса Христа.
Тогда один только взгляд на Крест Христов
может утешить нас в несчастиях, вернуть на путь истинный, если
свернули с него, умирить ожесточенного, наставить неразумного.
Взирая на Крест Христов, мы видим в
Распятом на нём воплощение во всём совершенстве, во всём величии
всех добродетелей. И пусть этот Крест будет для нас не только
источником утешения и подкрепления в наших трудах и скорбях, но
пусть всегда будет нашим учителем.
Взирая на Крест Христов, не будем
забывать о том, какой великой ценой мы избавлены от вечной смерти.
Архимандрит
Иоанн Крестьянкин
26 марта 2011 года
|