На главную страницу

Поделись ссылкой с друзьями

Престольный Праздник в с.Мохча

В Праздник Вознесения Господня, в селе Мохча, Ижемского района, в Вознесенской церкви был Престольный праздник. Иеромонахом Германом (Юрченко) была отслужена Божественная Литургия. Храм, находящийся в разрушенном состоянии и ныне восстанавливаемый из руин силами членов прихода под руководством о.Германа, имеет богатую историю...
Согласно указу духовной консистории от 16 февраля 1830 года в с. Мохча началось строительство Вознесенской церкви с приделом Иоанна Предтечи. Строительство закончилось в 1838 году.
Здание церкви с внешней стороны имело вид креста. Престолов в нем было три: в главном холодном храме в честь Вознесения Господня, в теплом – с южной стороны в честь Собора Иоанна Предтечи, с северной стороны – в честь Введения во храм Пресвятой девы Марии.
Ф. А. Тентюкова в своей книге «Из прошлого Коми Края» вот как описывает архитектурные качества этого храма: « Церковь одноэтажная. К основному четверику примыкает пятигранная апсида и трапезная с двумя боковыми приделами в одну четверть цилиндра, которые надвигаются на храмовую часть. Двусветный храм покрыт сводом. Световой барабан и луковичная глава с крестом… Архитектура здания смешанная: от стиля барокко – форма завешенной колокольни и храма, ниши «второго света» надвигаются на храмовые приделы. От классицизма – сдержанные, строгие плоскости… На фасадах рисунок карнизов – утонченный, графичный, но не сухой. Красивы каменные своды трапезной с их четкими гранями.
В интерьере храма была стенная живопись, выполненная в 1889 году художником Александром Шишевым.
В гос. Архиве Республики Коми хранятся клировые ведомости Вознесенской церкви за многие годы. Они гласят, что в 1875 году в Мохче для обучения детей открыто сельское училище, в котором в 1893-1894 годах обучалось 65 мальчиков и 11 девочек. В октябре 1897 года в Мохче начала свою деятельность женская церковно-приходская школа, где в 1900 году обучалось 41 девочка. Здание для этой школы построил на свои средства местный крестьянин, церковный староста Федор Филиппович Сметанин, награжденный двумя серебряными медалями «За усердие». Учила многие годы девочек Мария Гривцова. Она же организовала хор девочек, учила играть их на разных музыкальных инструментах.
В 1873 году священник из Мохчи П. Михайлов писал: «Тринадцатилетняя жизнь и служба в Мохчинском приходе порядочно познакомили меня языком зырян. Тут я общался с зырянами и по части народной медицины: в известных наружных и внутренних болезнях подавал им возможную помощь». Михайлов не только хорошо изучил язык местных жителей, но и составил правила и таблицы по изучению ижемско-зырянского языка с указанием особенностей его. Свой труд он назвал «Практическое руководство к изучению ижемско-зырянского языка». Издана эта работа была в Архангельске в 1873 году.
В 1917 году в штате храма было три человека – священник, дьякон и псаломщик. Церковь имела 3 десятины и 484 кв. саженей пашни, 24 десятины и 1124 кв. саженей сенокосных угодий. Утварью, ризницей и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. В 1894 году свечей было продано 17 пудов и 30 фунтов, в 1900 году – 22 пуда.
Церковные служения в Мохче проходили пышно, привлекали большое внимание прихожан. В соответствии с указом синода от 13 января 1888 года в селениях Мохченского прихода ежегодно 11 июня устраивался крестный ход в память о прекращении в 1886 году скотского падежа.
В 1922 году в фонд помощи голодающим России началась компания по изъятию церковных ценностей. В телеграмме, адресованной Усть-Сысольской комиссии по изъятию ценностей, Ижмо-Печорский исполком сообщал: «…в Ижемской и Мохченской церквях осталось изъятию 5 пудов, 9 фунтов и 48 золотников, а изъято 27 фунтов 25 золотников.
Последним священником в Вознесенской церкви был А.А. Колчин. В мае 1925 года он был лишен избирательных прав, а в 1927 году подготовлены документы о закрытии Вознесенской церкви.
Но и после официального закрытия храма, церковные службы продолжались до 30-х годов 20 столетия.
Долгое время здание храма пустовало, а в 60-х годах здание храма оборудовали под маслосыр завод, который просуществовал более 40 лет. Эта технология связана с большой влажностью, и здание за годы эксплуатации сильно пострадало. В 2006 году маслосыр завод прекратил свое существование, и в течение 4 лет здание храма было бесхозным.
В апреле 2010 года жители села собрались на субботник для того, что бы убрать мусор из помещения храма, а также очистить прилегающую к храму территорию.
В настоящее время в селе создана инициативная группа и идет активная работа по сохранению здания церкви. Усилиями всего села проводятся субботники и собираются денежные средства. Люди приносят в храм иконы, церковную и другую необходимую утварь для проведения служб.
Намерения граждан отремонтировать здание очень серьезные. Частично отремонтирована обрушившаяся стена с северной части храма и кров крыши. Удалось оборудовать часть храма, где каждое воскресение (с 13 мая 2010 года) проходит молебен. На молебен прихожане приводят детей и внуков, посещают храм как женщины, так и мужчины. 8 июля 2010 года в нашей церкви был знаменательный день – впервые за 73 года бездействия церкви было проведено крещение. Крещение приняли 11 человек.
Духовным наставником восстановления храма и создания православной общины стал отец Герман. Также отец Герман дал в безвозмездное пользование необходимую церковную утварь (свечи, лампадки, подсвечники, иконы) для проведения церковных служб.

         

 

 

Филиппова Т.А.
использовалась краеведческая информация Н. К. Хатанзейского

4 июня 2011 года

 

На главную страницу