Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
( † 5 декабря 2008 года )
Три
года назад не стало Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Тогда для многих, пусть и понимавших, что он тяжело болен, его уход
все равно отозвался глубокой сердечной болью. Все мы знали его
просто как нашего Предстоятеля, но немало и тех, которые знали
Святейшего очень близко, видели рядом с собой, сопровождали его
практически каждый день. Из этих воспоминаний, пронзительных и
теплых, часто по-научному точных в фактах, состоит книга «Путем
Христовым», которую издал Институт изучения реформ и
предпринимательства.
В книге представлена также и наиболее полная автобиография
Святейшего. Воспоминания Патриарха Алексия возвращают читателя во
времена, когда еще трудно было представить себе то возрождение
Православия, которое мы наблюдаем два последних десятилетия. Читая
эту книгу, понимаешь: сам Святейший всегда был уверен в том, что
будущее России невозможно без возвращения веры ее народу.
Ниже мы публикуем некоторые отрывки из воспоминаний Патриарха
Алексия.
Детство
Я единственный сын у родителей. У нас была очень дружная семья,
которую объединял особый дух православной церковности… это когда
жизнь неотделима от храма Божия, и сама семья, говоря словами
апостола Павла, становится домашней церковью. Помню не испытываемое
доселе волнение… и восторг, которые овладели мной однажды зимой в
храме, когда мне доверили разливать крещенскую воду. Это стало
первым моим послушанием… в шесть лет. С тех пор я твердо знал: стану
священником и никем иным! К такому выбору подвели меня мои бесценные
родители.
Было у меня в детстве особое занятие, которое я сам считал вполне
серьезным делом. Я служил. В крохотной пристройке возле дома я
оборудовал некое подобие храма. Там все было настоящее. Икона,
свеча, алтарь… Двоюродная сестра Лена очень хотела хоть одним
глазком заглянуть в алтарь. Однако я позволить ей этого не мог —
особам женского пола вход туда был, как известно, заказан.
Единственная возможность — устроиться уборщицей. Сестренка была на
все согласна, и мне пришлось принять ее на работу.
Совершать
службу я мог целыми днями. Мама помогала мне изготовлять специальные
облачения из своих старых платьев. А службу я знал наизусть с семи
лет. Родителей моих это увлечение смущало, и они даже советовались с
валаамскими старцами. Они сказали, если все делается серьезно — не
препятствуйте.
А разве можно забыть знакомство с первой религиозной книгой? До сих
пор помню запах ее страниц… Это было Евангелие. В 1936 году
драгоценный подарок мне сделала бабушка Аглаида Юльевна. Надписала:
«Алеше. Книга для чтения и назидания».
Мои родители ежегодно совершали паломничества… и неизменно брали
меня с собой. В 1930-х годах дважды посетили Валаамский монастырь.
Спустя годы я помню не только имена насельников Валамаской обители,
но и голоса порой, как мне кажется, слышу!.. Ближе всех принял меня
в свое сердце простой монах Иувиан — главный собиратель и хранитель
истории Валаамских подвижников… Письма о. Иувиана, полные
трогательной заботы и добра, хранятся до сих пор в моем личном
архиве…
Общение с Валаамскими насельниками не просто укрепляло мою духовную
жизнь, но, по сути дела, окончательно определило мой дальнейший
жизненный путь.
С самого начала гитлеровской оккупации на территории Эстонии
появились концлагеря. Мой отец-священник счел своим христианским
долгом посещать их, совершать духовное окормление заключенных,
помогать им, насколько это было возможно и дозволено немцами… Брал
мальчиком-псаломщиком и меня… Я никогда в своей жизни больше не
видел столько горя, страданий и трагедий, сосредоточенных на одном
пятачке земли.
Мы ездили по лагерям, расположенным в порту Палдиски, а также в
деревнях Клоога и Пылкюла. Заключенных там держали в нечеловеческих
условиях. Обращение к вере, духовная поддержка священнослужителей им
были крайне необходимы. Мы собирали продукты, одежду, лекарства для
этих забитых и голодных людей. В бараке нам выделяли комнату или
отгораживали закуток… Там размещали привозной престол, совершали
богослужение. Многих крестили. Именно в этих лагерях я впервые читал
Шестопсалмие.
Особенно было жалко детей. Иногда местным жителям удавалось
уговорить коменданта взять кого-то из обреченных ребятишек в свои
семьи. Вот и нам удалось спасти 15-летнего Васю Ермакова, его
младшую сестренку, семьи священников Василия Веревкина и Валерия
Поведского.
Служение
Много было в моей жизни тяжелых и даже трагических дней. Но время
учебы сначала в семинарии (1947 год), а спустя два года в Духовной
академии было самым счастливым… Особое наслаждение в те годы я
испытывал от участия в моей судьбе педагогов и наставников… Многие
из них прошли советские лагеря. Некоторые, имея высшее образование,
долгие годы зарабатывали себе на кусок хлеба в ремесленных училищах,
а то и вовсе прозябали на поденной работе. Но все невзгоды они
перенесли мужественно, не растеряв ни своего достоинства, ни
уникального интеллектуального багажа.
На всю жизнь я запомнил профессора А. Сагарду. Он читал у нас Новый
Завет, был человеком болезненным и крайне эмоционально переживал,
когда кто-то не был способен достойно ответить на его вопросы.
Однажды он взял в руки Евангелие, поднял над головой и произнес,
вкладывая всю свою душу в слова: «Вы должны полюбить эту книгу!» А
когда рассказывал о мучениках, его волнения и переживания были столь
сильны, что ему приходилось выходить из аудитории, чтобы
успокоиться. Сколько лет миновало — десятилетия! — только эти
картины до сих пор перед глазами, и убедительный трогательный голос
нашего педагога я слышу отчетливо…
После рукоположения меня назначили настоятелем Богоявленской церкви
шахтерского городка Йыхви в весьма тяжелом, мало благополучном
приходе Таллинской епархии. Мне казалось, что во время войны я
встретился с проявлением самого большого людского горя и ничего
более страшного на свете не существует. Ан нет... Едва ли не
ежедневно в допотопных шахтах под землей с людьми происходили
несчастья: обвалы, взрывы… Люди теряли кормильцев, приходили в
церковь отпевать их. Как священник, я обязан был разделить боль
каждого. На земле эту страшную жизнь сопровождали беспробудное
пьянство, драки… В таких условиях Господь судил мне начать свое
пастырское служение. Но я не стенал… Очень скоро я убедился, что
слово пастыря не доходит до верующих при переводе. Говорить
священнослужителю в церкви надо на родном для верующих языке.
Поэтому в эстонских приходах я впоследствии старался проповедовать
не очень длинно, но по-эстонски.
В Йыхви ко мне на службу приходило шестеро эстонцев… Они считали,
что причащаться нужно каждую неделю. В свое время запрет на
еженедельное Причащение толкнул их на переход из лютеранства в
Православие. Русские прихожане немало были смущены их поведением...
Эти прихожане жили в 80 км от нашего храма. В любую погоду — дождь,
снег, распутицу ли — эти люди на попутках, а чаще пешком добирались
до церкви. Я предложил тем, кто принялся осуждать…. брать пример с
того, как эти люди готовились к Причастию Святых Христовых Тайн, как
вычитывают на коленях правило, с каким… рвением делают это. И
осуждающие поняли тех эстонцев.
В 1960 году были запрещены пасхальные крестные ходы, якобы из-за
хулиганства во время ночной службы. В первый год и я подчинился,
служил на Пасху утром — во избежание недоразумений с властями. На
другой год решил: будь что будет, а отслужу все, как положено, ночью
народу собралось очень много. Разумеется, не было ни хулиганства, ни
эксцессов. С тех пор пасхальные богослужения снова стали совершаться
у нас ночью… У меня особая радость была: не поддался и отстоял
церковное право. Выходит, можно сопротивляться…
К началу 1960-х в РПЦ оставалось немного архипастырей, обладавших
систематической богословской подготовкой, полученной ими еще до 1918
года. ...Основная причина столь быстрого взлета молодых священников
в те времена — … демографическая пустота, которая, к несчастью,
образовалась в кадрах РПЦ после физического учнитожения огромного
количества священнослужителей. …Ничего необычно в моем наречении
нет. Не я один удостоился такой чести, но мне отрадно, что и я
оказался в их числе.
Монашеский постриг принял я, будучи протоиереем, 3 марта 1961 года в
Троицком соборе Свято-Троице-Сергиевой Лавры… Наречение во епископа
Таллинского и Эстонского… — 2 сентября.
Советская власть в лице уполномоченного Совета по делам религии…
приготовила мне достойный «подарок»: в первые дни моего архиерейства
мне сообщили, что… принято решение о закрытии Пюхтицкого женского
монастыря — единственного тогда в Эстонии… Был назначен и срок
разорения… — 1 октября 1961 года… Как я буду объясняться с паствой,
кому я смогу доказать, что не виновен лично в такой вопиющей
несправедливости… При каком архипастыре закрыли храм, тот и виноват!
С этим вопросом я обратился к уполномоченному С. Я. Кантеру…
Чиновник довел по соответствующим инстанциям мои доводы, найдя их
вполне резонными… и немедленно закрытие монастыря и храмов было
отложено до лучших времен.
Я был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных
сношений... Благодаря этому в 1962 году я сумел пригласить, а затем
привезти в Пюхтицы перевую делегацию Евангелическо-лютеранской
Церкви ГДР… Вскоре в немецкой газете Neue Zait была опубликована
восторженная статья с фотографиями. Не заметить ее во властных
структурах, где особенно тщательно фиксировалось иностранное слово в
наш адрес, просто не могли… Мой план спасения Пюхтиц сработал!
Время перемен
Наступил 1987 год. В первый момент перестройка меня окрылила. В
послевоенные годы особенно донимало нас всевластие Совета по делам
религий. И хотя с перестройкой влияние его вроде бы стало
ослабевать, однако это все равно оставалось нормой
государственно-церковных отношений… Я решился на поступок...
поворотный в моей судьбе. 17 декабря 1985 года я отправил письмо
генсекретарю ЦК КПСС М. С. Горбачеву… поставил вопрос о перестройке
государственно-церковных отношений… Михаилу Сергеевичу я все-таки
благодарен за его понимание, на мой взгляд, главного: вольно или
невольно генсек ЦК КПСС осознал, что вести войну с Церковью и верой
значит вести ее со своей собственной душой. А что касается перемен,
то они не могли не произойти.
В канун 1000-летия Крещения Руси мы обратились в Совет по делам
религии… чтобы достойно отметить юбилей Православия. Нам ответили,
что ни государство, ни общественность не будут принимать участия…
Это внутренний церковный юбилей, и нечего по такому поводу
будоражить народ... Тогда в 1983 году мы образовали свою комиссию и
стали по мере возможностей действовать. Начинать следовало с
создания духовного и административного духовного центра. Мы
попросили власть имущих, чтобы они передали нам один из московских
монастырей. Смотрели и Донской, и Новоспасский монастыри, но в них
исключалась возможность нового строительства. Был еще, конечно,
Данилов монастырь — в нем размещалась колония для несовершеннолетних
преступников. Но он был в таком неприглядном состоянии, что власти
нам его даже не предлагали. И все-таки мы остановились на этой
обители. ...Взялись за дело, и через несколько лет это место стало
практически неузнаваемым. ...И только одно мешало этой красоте
выглядеть по-настоящему празднично: соседний с монатсырем храм
Воскресения Словущего по-прежнему оставался обезглавленным, а в его
стенах выполняла очередной пятилетний план московская фабрика по
производству зонтов. Освободить здание храма должны были в 1987
году. Мы пригласили директора завода на заседание нашей комиссии,
где попросили его позволить нам привести Божий храм хотя бы с
внешней стороны в надлежащее состояние. ...Через неделю директор
заявил, что вопрос ремонта храма обсудил их партийный комитет и
вынес решение: коллектив фабрики зонтов не может трудиться под
крестами. На что я, не удержавшись, спросил: «А как же в Кремле, в
окружении крестов кремлевских соборов проходят съезды
коммунистической партии?» Он насупился и ушел. Вскоре храм начали
реставрировать.
Только перед главными празднествами, посвященными 1000-летию
Крещения Руси, в 1987 году, Михаил Сергеевич Горбачев принял в
Кремле Святейшего Патриарха Пимена и членов Священного Синода...
среди которых оказался и я. Мы поставили перед генеральным
секретарем порядка тридцати самых важных для нашей Церкви вопросов.
Он пообещал разобраться в ближайшее время. После этого действительно
начали изменяться отношения Церкви и государства, начали
возвращаться верующим некоторые храмы и монастыри. Празднование
1000-летия стало, по сути, вторым Крещением Руси.
Цитата
«Я часто молюсь, чтобы Господь дал нам быстрее понять, что выше
Закона может быть только Любовь, выше Права — лишь Милость, а выше
Справедливости — лишь Прощение.
Что касается моего личного ощущения от Патриаршего служения, то
определяется оно одной простой церковной заповедью: ”На крест не
просятся, но и с креста не бегают”. Скажу по секрету: главное для
меня — все-таки не исполнение административных обязанностей, пусть
даже на самом высоком уровне, а пастырское окормление своих
«словесных овец», своего народа. Основа этого служения — совершение
Божественной службы у престола Господня — занимает самое важное
место в моей жизни, дает силы нести все остальные послушания».
.
|