Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Протоиерей Александр Авдюгин: Новый год по-православному
Слава
Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя
православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но
обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или
«С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у
православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть
человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и
любимой, но все же созданной в услужение человеку.
Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на
приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи, радио
и телебеседы, будет иного плана: «Как встречать Новый год в
Рождественский пост?» Причем в разрешении этого камня преткновения
зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решения
Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что
«неверный в малом и в великом неверен будет».
Возможно ли сочетание того и другого?
Ведь, с одной стороны, в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто
приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь
разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…», а с другой,
апостольское: «Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто
различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для
Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога;
и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим.14:5-7).
Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное
посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь не
скоромной трапезой и необходимость выполнения постовых предписаний?
Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к
Тане, и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих,
обязательно с подарками придет?
Позволю себе не согласиться с весьма уважаемым пастырем и прекрасным
проповедником отцом Дмитрием Смирновым, который предлагает следующий
выход: «Если не хотите обижать неверующих домашних — начните пост на
неделю раньше. Нужно сохранять трезвый взгляд. Самое существенное —
любовь». Любовь действительно — «самое существенное», но ведь пост —
тоже выражение любви, причем любви к Богу. Менять веками
установленные «рамки» поста, значит идти на поводу протестантов, где
благочестивые традиции не в чести.
Говорить же сегодня о переносе даты начала Рождественского поста или
Рождества, сколь бы ни были аргументированы эти предложения,
изначально нет смысла. 7 января, то есть 25 декабря по старому
стилю, было и останется православным Рождеством. В то же время
игнорировать государственный праздник, да еще и повсеместно любимый,
— значит поставить себя в маргинальную позицию и, что еще хуже,
впасть в грех осуждения и превосходства. За негативными
последствиями подобного отношения далеко ходить не надо. Вот одно из
мнений, которое было высказано в моем интернет-блоге, когда
обсуждалась эта тема:
«Новый Год — это пародия на Рождество Христово. Известно, что
греческое слово «антихрист» означает не только «противо-Христос», но
и «прежде-Христа». Значит, неправославный светский праздник,
пародирующий Рождество Христово и предшествующий ему, заставляющий
простых людей нарушать как постный режим, так и покаянное настроение
поста — хлопушками, огоньками, салатами оливье и пенистым шампанским
— является «антихристовым» в чистом виде»
Ни много ни мало — все те, для кого Новый год праздник, отправлены в
воинство врага рода человеческого. Последователи столь одиозной
позиции отнюдь не маргинальны и не редки. Некоторые православные
издания осуждают новогодне-рождественские поздравления, направляемые
священноначалием государственным структурам и руководителям,
негативно воспринимаются благотворительные мероприятия Церкви, если
они приурочиваются к новогодним дням. Приводится масса доводов о
«неправославном» происхождении Нового года, о «языческом культе»
Деда Мороза и Снегурочки и пр.
Неудивительно, что некоторые не в меру ретивые хранители «преданий
старины глубокой» вносят в перечень несомненных грехов новогодний
фейерверк, елочные украшения и маскарадные костюмы, причем страдают
от этого прежде всего дети.
Скажите, как отнесется в будущем к Православию и Церкви ребенок или
подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих
сверстников, будет слышать от «воцерковленных» родителей лишь
запреты, упреки и осуждение?
Несомненно, каждый праздник должен быть благочестив и не нести собой
греховное начало. Необходим принцип: «что чрез меру — то от
лукавого». Ведь не секрет, что нынче любое торжество обязательно
сопровождается усиленным потреблением напитков отнюдь не
способствующих нравственному началу.
«Ты что, уже с утра празднуешь?» — стало повсеместной фразой, как,
впрочем, и сверхбойкая торговля спиртным в преддверии любых общих
торжеств. Сочетание понятия «праздник» с неудержимым разгулом — беда
давняя, но бороться с ним лишь запретными мерами — себе же во вред.
Принцип «запретный плод сладок» срабатывает всегда.
Искать же где-то на стороне, в иных конфессиях или религиозных
верованиях принцип симфонии народного или государственного праздника
с православной традицией не надо. Он у нас у самих присутствует.
Все мы прекрасно знаем, что, например, праздник Рождества Иоанна
Предтечи установлен церковью в день древнего торжества Ивана Купалы.
Установлен промыслительно и с совершенно четкой целью: лишить этот
день языческого содержания. И ведь это удалось. Несмотря на прыжки
президентов некоторых постсоветских стран через костер, Иван Купала
стал лишь этнографическим событием, да костюмированным маскарадом.
Шествуя путем фарисейского буквоедства, мы отбиваем у близких и
неблизких всякую охоту и стремление перешагнуть церковный порог.
Более того, совершенно не берется в учет и отбрасывается указание
апостола Павла, что «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы,
ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8).
Смысл
поста не в том заключается, чтобы не съесть чего-то скоромненького.
В ином он, смысл этот — в памяти, что пред Богом ходим. Боюсь, что
не радуем мы Божью любовь своей насупленностью, запретными мерами и
стремлением создать из себя праведников-наблюдателей, которые
свысока и с осуждением наблюдают за праздником большинства наших
близких. «Любовь выше поста», — говорил святитель Тихон Задонский.
Не понимать этого — значит шествовать по пути тех, кто сегодня
закопал себя в Пензенской области в яму и с гордостью кричит чрез
земляную дыру о своей праведности и «истинноправославности».
Надобно служить другим, а не заниматься самим собой. Если из-за
твоего поста плачет ребенок, то в будущем, как бы ты не старался, он
не будет прихожанином Православной Церкви, а твои родные между
собой, что бы ты ни слышал (они ведь тебя любят), обязательно
сделают вывод: «Вот до чего попы довели».
Рождественский пост — установление святоотеческое и он, безусловно,
нужен и необходим в деле нашего личного спасения, но не будет
«толку» в деле собственного духовного совершенствования, когда пост
наш принесет горе и озлобленность.
Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание
Рождества Христова.
Как?
Да очень просто.
Помните: «Вот и дедушка Мороз, он подарки нам принес»? А разве
святитель Николай подарки нужные не дарил? Загнали мы нынешнего Деда
Мороза в Лапландию, а он-то с Николая Чудотворца списан. Или елочные
новогодние гирлянды: они нынче в конце декабря замигают
разноцветьем, именно тогда, когда звездочка Вифлеемская в преддверии
Рождества зажглась. Детские хороводы (да и взрослые тоже) пред елкой
— чем же они хуже ангельского пения «Слава в вышних Богу»? Или в
словах руководства государственного в предновогодних обращениях не
слышится просьбы: «И на земле мир, и в человецех благоволение»?
Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям.
Главное, чтобы в меру все, по тому определению, которое преподобный
Амвросий Оптинский предложил: «Смотри, Мелитона, — держись среднего
тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко;
а ты, Мелитона, держись среднего тона».
Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю
ночь ты изначально помолишься, а в нашем граде молебные пения в
храмах и этой ночью совершаются, постараешься простить всех и ни на
кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом
поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки
скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.
Вместо же мирского тоста рекомендую вот эти слова митрополита
Антония Сурожского прочесть:
«Новый год перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая
возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем,
чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе,
будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное,
встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное —
потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь,
чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое — чтобы и нам
приобщиться свету, быть детьми света.
Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу
года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя,
что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден,
и что у многих в нашей малой общине и через нас — во всем мире —
любовь, свет, радость».
И это будет по-православному!
|