Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XX Международных
Рождественских образовательных чтениях
23 января 2012 года в Гостином дворе в Москве состоялось
торжественное открытие XX Международных Рождественских
образовательных чтений «Просвещение и нравственность: забота Церкви,
общества и государства».
Церемонию открытия и первое пленарное заседание возглавил Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который обратился к
собравшимся со вступительным словом:
Уважаемые представители государственной власти!
Преосвященные
архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно
приветствую всех собравшихся для участия в работе ХХ Международных
Рождественских образовательных чтений.
Рождественские чтения — это важный церковно-общественный форум, в
ходе которого мы ежегодно подводим итоги в сфере развития
православного образования. Это масштабное собрание, с участием всех
епархий, позволяет увидеть, как мы исполняем завет Христов идти по
всему миру и проповедовать Евангелие (см. Мк. 16:15), донося знание
о Слове Божием каждому, кто в нем нуждается.
Прежде чем перейти к конкретным частным вопросам религиозного
просвещения, актуальным вопросам, которые высвечивает переживаемое
нами время, я хотел бы кратко сформулировать сущностные проблемы
всей системы образования, с которыми сегодня сталкиваются не только
Россия, не только страны исторической Руси, но и большинство
государств мира.
На современном этапе развития общества вопросы воспитания и
образования молодого поколения должны стать предметом особой заботы
как самого общества, так государства и Церкви, ибо в условиях быстро
растущих технических возможностей и увеличения объема получаемой
информации юношество оказывается перед лицом большой опасности,
когда из мощного информационного потока тяжело извлечь то основное,
что необходимо для интеллектуального, духовного и культурного
развития личности. Все большую популярность получает убеждение, что
для юного человека овладение технологиями и последними данными
важнее систематичного глубинного изучения науки и культуры.
Воспитательная же компонента в образовании и вовсе зачастую
оказывается сокращенной с целью экономии времени для новых
дисциплин. Доступ к Интернету и различным электронным базам данных
создает иллюзию некоего информационного всевластия, возможности в
любой момент ответить на любой вопрос. Подобно тому, как г-жа
Простакова из бессмертной комедии Фонвизина удивлялась, зачем
дворянину учить географию, если извозчики и так знают, куда везти,
современные юноши и девушки часто не считают нужным по-настоящему
запоминать что-либо и учить, ибо вся информация в полном объеме
добывается простым нажатием кнопки «Enter». Такой подход к знаниям и
информации надмевает человека и ставит в опасное положение — и с
точки зрения нравственной, и с точки зрения бытовой безопасности.
Ведь Интернет не всегда под рукой, и даже эффективное формулирование
запроса в поисковой строке требует определенных фоновых знаний и
сообразительности.
В этих условиях постоянно обновляющейся новостной повестки дня в
особый список риска попадают науки и знания, отсылающие молодого
человека к прошлым эпохам, к его корням. «Зачем знать, что было
три-четыре века назад, если в эти дремучие времена не было айпедов и
не было придумано ни одной дельной игрушки?» — так или
приблизительно так может думать современный подросток. История,
культура, фольклор, классическая литература окутаны туманом
давнопрошедшего времени. А между тем именно за счет приобщения к
литературному, художественному и религиозному наследию формируется
личность человека и развивается цивилизация. Народные песни, сказки,
пословицы и поговорки приобщают человека к ценностям его народа и
региона, классическая литература содержит примеры нравственного
поведения и формирует навык умозрительного прогнозирования. Наконец,
религиозное образование и святоотеческое наследие приводят человека
к постижению Божественного замысла о нем, учат его нравственному
самостоянию и жизни в согласии с Евангельскими заветами.
Как сказано в недавно утвержденном Священным Синодом документе «О
религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской
Православной Церкви», «церковное учительство принципиально шире и
глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и
информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является
благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и
Его Церковью».
Все вышесказанное простительно не понимать юношеству, но нам с вами
будет непростительно забыть слова святителя Филарета Московского о
том, что «просвещение приносит благие плоды обществу только тогда,
когда основанием ему служит вера».
Рецептивный принцип образования был осмыслен еще в древнем мире, а
список наук, формирующих юношу интеллектуально и духовно для его
дальнейшего служения обществу и государству, получил название
humanitas. От этого понятия и возник комплекс тех наук, которые в
новое время были названы гуманитарными. Еще первый в истории
профессор, известный римский оратор Марк Фабий Квинтилиан,
подытоживая все знания античной эпохи о воспитании талантливого
оратора, достойного публичного деятеля, писал, что неправильное
воспитание и обучение, невнимание к гармоничному развитию человека
приводит к падению нравов в обществе и кризису государства.
Поэтому неслучайно, что тема наших нынешних Чтений звучит как
«Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и
государства».
Совместная задача общества, Церкви и государства состоит, во-первых,
в повышении уровня компетентности всех участников образовательного
процесса — не на уровне пользовательских навыков, а в форме
полноценного обладания знаниями и умения сопрягать информацию из
различных сфер с практикой. Вторая составляющая нашей миссии —
воспитательная. Мы должны вместе формировать духовно сильное и
нравственно здоровое юношество, которое будет созидать завтрашний
день нашей страны, а сегодня не допустит распада государства,
помрачения общественного сознания в молодежной среде.
Завершая свою вводную часть, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что
ответственность и учителя, и священника, и чиновника определяется
уровнем профессиональной и нравственной подготовки как наших
учеников, студентов, курсантов, кадетов, так и всех других, к кому
эти категории лиц обращают свое слово. Познавательная ценность
обучения должна органично сочетаться с воспитательной функцией. Это
единственный путь к цельности мировоззрения взрослеющего человека.
Только так мы воспитаем людей, которые смогут созидать, изобретать,
принимать решения, в том числе в нравственной сфере, основанные на
Божественных заветах и опыте культуры.
Теперь перехожу к обзору изменений, произошедших в сфере церковного
образования и катехизации за прошедший год.
Сегодня во всех странах исторической Руси существует большой запрос
на культуру и духовное наследие Православия — традиционной для
большинства жителей этих государств религии. Наши соотечественники
хотят пребывать в православной культуре и получать знания о ней, и
мы должны сделать все, чтобы полноценно отвечать на этот запрос. Мы
призваны давать знания о Православии и тем, кто давно живет в
Церкви, и тем, кто только учит наизусть «Символ веры».
Эта потребность общества в православной вере и культуре создает поле
для сотрудничества Церкви и государственных институтов. Ведь
знакомство человека с ценностями Евангелия преображает его личность,
меняет образ мыслей и поведение — как в его личной, так и в
общественной жизни. Православное просвещение — это еще и способ
нравственного оздоровления общества, путь к достижению его
устойчивости и к выработке иммунитета против многих социальных
недугов. Мы не можем считать себя застрахованными от социальных
потрясений, кризисов и революций до тех пор, пока не сформируется то
самое нравственное поколение людей, которое будет способно,
руководствуясь не своим инстинктом, а своими убеждениями, отличать
добро от зла и правду от лжи.
Вот почему вопрос воспитания, если мыслить стратегически, смотреть в
будущее, в том числе в будущее наших стран, — это не вопрос 29-й в
государственной повестке дня и не самый последний вопрос в программе
политических партий, как это иногда бывает. Это самый главный,
фундаментальный вопрос. Без этого ничего не получится, без этого мы
все будем легко управляемы. А в условиях развития массовых
коммуникаций, Интернета эта управляемость обеспечивается технически
очень легко.
Отрадно отметить, что за последние десятилетия Церкви удалось
достичь взаимопонимания с государством по ряду вопросов в области
православного образования. Наш диалог продолжается, и выражаю
надежду, что мы сможем прийти к согласию по всему спектру тем,
касающихся образовательной сферы.
Сегодня интересы Церкви представлены в законотворческом процессе,
связанном с образованием. Юридическая служба Московской Патриархии и
профильные синодальные структуры участвуют в этом процессе. Ими были
сформулированы предложения в действующее законодательство и в проект
Федерального закона «Об образовании», который должен в том числе
содействовать развитию такой социально значимой практики, как
преподавание Основ православной культуры; однако существует еще ряд
проблем, требующих своего разрешения.
Проект закона уже предполагает возможность реализации в духовных
школах программ профессионального образования по госстандартам с
последующим получением выпускниками дипломов государственного
образца.
Кроме того, необходимо закрепить участие Церкви в подготовке
учителей и в экспертизе учебников и пособий в этой области. Только
законодательные гарантии конфессиональной экспертизы, участия Церкви
в подготовке учителей могут быть защитой от искажений при
преподавании любой религиозной культуры в школе. С такими
искажениями мы уже столкнулись в ходе эксперимента по преподаванию
ОПК в рамках курса Основ религиозной культуры и светской этики.
Данный опыт необходимо учесть в будущем и сделать соответствующие
выводы, чтобы подобная ситуация не повторилась еще раз.
Также насущно необходимо создание правовой базы, которая бы
гарантировала бюджетное финансирование православных
общеобразовательных организаций. В этом направлении проделана
определенная работа, сформулированы соответствующие поправки, как к
федеральному, так и к региональному (в частности, к столичному)
законодательству, которые в данный момент рассматриваются
профильными государственными структурами. Надеемся, вопрос будет
решен положительно.
Отдельный вопрос — статус кадетских казачьих корпусов. Необходимо
законодательно закрепить взаимодействие кадетских корпусов с
православными религиозными организациями, что важно для
духовно-нравственного и патриотического воспитания кадетов.
Воспитанники должны иметь возможность совместно молиться в течение
дня, участвовать в богослужениях. Такой уклад уже давно внедрен в
большинстве казачьих кадетских корпусов, но иногда встречает
протесты со стороны надзорных органов — по причине якобы
несоответствия данной деятельности светскому характеру образования в
государственных школах. Представляется, что в данном случае не
нарушается принцип светского характера образования в школе. Ведь
дети других религиозных традиций могут выбрать иные (не казачьи)
кадетские корпуса. Точно так же и сами кадетские корпуса, как и
другие муниципальные школы, не обязаны принимать всех детей
ближайшего микрорайона.
Вызывают тревогу все чаще звучащие предложения о внедрении института
так называемой ювенальной юстиции. На наш взгляд, в настоящее время
отсутствуют объективные и убедительные мотивы необходимости создания
нового правового механизма в этой области. Имеющаяся система норм
права предусматривает повышенную защиту прав детей и подростков и
дополнительные гарантии при осуществлении правосудия с их участием.
Другое дело, что нужно добиваться реальной и эффективной работы
имеющихся норм, в том числе института уполномоченного по правам
детей, с тем чтобы этот институт стал реальным органом, способным
положительно влиять на изменение ситуации к лучшему. Несмотря на
очень высокую активность тех, кто возглавляет этот орган, у него
недостаточно полномочий для того, чтобы в полной мере осуществлять
повестку дня. В любом случае за родителями должен быть сохранен
исключительный статус законных представителей своих детей. Нужно
защищать право ребенка жить и воспитываться в семье равно как его
безопасность.
Кроме того, крайне важно закрепить в национальном законодательстве
приоритетное право родителей воспитывать и давать образование своим
детям в соответствии с собственными религиозными и
мировоззренческими убеждениями, что находится в полном соответствии
со всеми международно принятыми актами в сфере образования, в том
числе европейскими. Необходимо также предусмотреть соответствующие
гарантии осуществления этого права. Школа должна учитывать пожелание
родителей воспитывать детей в своей религиозной традиции и с
уважением относиться к свободе их выбора, и уж никак не направлять
волеизъявление в ту сторону, которая желательна для директора школы
или для отдельных педагогов.
С
2009 года идет эксперимент по преподаванию в школах православной
культуры по выбору — в обязательной части учебного плана. С этого
года к процессу введения ОПК в основной части школьной программы,
хотя вначале и в очень небольшом объеме, подключаются все регионы
России. На этом этапе в Министерстве образования при участии
представителей религиозных организаций будут проработаны планы
расширенного преподавания религиозных культур по выбору не только в
4-5 классах, как было до этого, но и в других классах, о чем очень
ясно было заявлено участниками XIX Рождественских чтений год тому
назад.
В начале эксперимента было предложено преподавать ОПК только в 4-5
классах по одной четверти или по одному полугодию. Сейчас уже
накоплен достаточный опыт, преодолены многие искусственные страхи по
поводу «разделения детей по вере». В обществе сложилось
благоприятное отношение к участию Церкви и других религиозных
организаций в духовно-нравственном воспитании школьников.
Согласно рекомендации Комиссии по вопросам религиозных объединений
при Правительстве России, на местах, при введении преподавания Основ
религиозных культур и светской этики, должен использоваться
накопленный опыт духовно-нравственного воспитания молодежи с учетом
региональных этнокультурных и конфессиональных особенностей. Важно
сохранить, — и я уже говорил ранее, — тот объем преподавания ОПК,
который уже имеется.
Отдельная тема — ситуация в поликультурных регионах Поволжья,
Северного Кавказа, Сибири. Здесь нужна сугубая мудрость при
выстраивании взаимодействия епархий и светских образовательных
структур на уровне региона и отдельных городов.
За прошедший год было много сделано для укрепления епархиальных
отделов религиозного образования. Хочу выразить благодарность тем
архипастырям, которые сделали эти отделы более работоспособными,
материально обеспеченными, а также поблагодарить коллективы этих
отделов за их труды. Хотел бы призвать епархиальных архиереев и
впредь относиться к этому вопросу с максимальной ответственностью,
памятуя о последствиях наших успехов или неуспехов в этой важнейшей
области.
Также обращаю ваше внимание на то, что в школе иногда при
преподавании курса ОПК изучение православной культуры подменяется
неким общим религиоведческим курсом, исходящим из секулярного
подхода к религии. В этом случае искажается главная цель
духовно-нравственного образования, а именно приобщение ребенка к
традиции, в которой живет его семья. Нам придется терпеливо
преодолевать эти трудности.
Вместе с тем, видится необходимым найти механизмы правовой защиты
православных образовательных организаций, определить их статус и
значимость для Церкви на уровне Архиерейского Собора и Священного
Синода. Мы должны помнить, что православные школы и гимназии
создавались силами энтузиастов, которых не пугали ни чиновничьи
препоны, ни финансовые сложности, ни организационные проблемы. Эти
школы выживали в невероятно трудных условиях, и сегодня мы обязаны
им помогать.
Еще один вопрос — социальный престиж православных образовательных
учреждений. Надо сделать все, чтобы развеять мифы о маргинальности
наших школ, и нужно чаще говорить о большинстве наших гимназий,
которые очень часто являются лучшими школами в регионе, с самым
высоким процентом зачисления выпускников в высшие учебные заведения,
включая престижные московские вузы. Необходимо отбирать наиболее
компетентные педагогические кадры, уметь сохранять лучшие
образовательные традиции и использовать новые методические
разработки. Надо создать условия для постоянного профессионального
роста учителей, применять обязательную аттестацию по вероучительным
предметам. Там, где мы не дотягиваем, мы должны в самое ближайшее
время изменить ситуацию к лучшему. Православные гимназии не могут
быть середнячками — они могут быть только продвинутыми школами.
Только тогда они будут привлекательными, и только тогда наш опыт в
сфере общего среднего образования будет убедительным для других.
Предлагаю Отделу религиозного образования и катехизации разработать
свои предложения по данной теме, а епархиальным архиереям обратить
особое внимание на повышение уровня православных общеобразовательных
школ. И прошу проявлять большую заботу об их состоянии.
Обращаю особое внимание присутствующих на важность работы с
родителями. Сегодня в Церкви уже создано множество форм работы с
семьей на всех ступенях обучения, начиная с дошкольного возраста.
Это и беседы с родителями на духовно-нравственные темы, касающиеся
воспитания, и семейные праздники, и различные конкурсы и
соревнования. Особенно же важно совместное участие в богослужении.
Необходимо развивать такие эффективные формы работы с семьей, как
семейные форумы, семейные летние лагеря и совместные паломничества,
семейные трудовые отряды по восстановлению церковных святынь и
памятников культурного наследия. Вовлечение всей семьи в
осуществление того или иного проекта усиливает внутреннюю
солидарность членов семьи, воспитывает детей, устанавливает более
доверительные отношения между старшими и младшими.
Важно задействовать в рамках подобных программ и старшее поколение,
которое также нуждается во внимании детей и внуков. Юношеству
необходимо прививать почтительное отношение к старости, ибо, как
сказал поэт, «неуважение к предкам есть первый признак
безнравственности» (А.С. Пушкин). Семьи можно вовлекать в
волонтерские сообщества по оказанию благотворительной помощи
детям-отказникам, интернатам для детей инвалидов и сирот, а также
интернатам для престарелых, одиноким старикам.
Таким образом, мы приобщаем семьи к социальному служению, укрепляя
их нравственно и духовно через конкретные совместные добрые дела.
Такое служение поможет им осознать себя христианскими общинами,
свидетельствующими миру о Спасителе делами любви и милосердия.
Одним из важнейших направлений просветительской деятельности нашей
Церкви является катехизация — приобщение людей к истинам
православной веры, чтобы она не была лишь внешним атрибутом их
жизни, набором представлений о нравственных нормах, но была
внутренним стержнем, ориентиром, задающим ценностные координаты
бытия — в семейном, социальном, культурном и экономическом планах.
Только в таком случае человек становится подлинным гражданином
страны, служащим ее благу. Поэтому катехизацию нельзя рассматривать
как лишь узкоцерковную задачу — она превращается в объект интереса
всего общества.
В условиях кризиса института семьи, разрушения традиционных семейных
ценностей особое внимание надо уделять семейной катехизации. Надо
развивать опыт молодежных центров, где, в том числе, проводилась бы
духовная подготовка юношества, желающего в перспективе вступить в
брак.
Важно создавать в приходе условия, позволяющие всей семье органично
участвовать в его жизни и духовно развиваться, преодолевать
возникающие трудности семейной жизни. Один из путей к этому —
создание воскресных школ семейного типа, где дети и родители вместе
занимаются, вместе участвуют в паломнических поездках и других
мероприятиях. Привлечение к работе с семьей профессиональных
православных психологов позволяет помочь разобраться в трудных
семейных ситуациях.
На последнем заседании Священного Синода был принят документ «О
религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской
Православной Церкви», определяющий структуру и содержание
духовно-просветительской деятельности Церкви на ближайшую
перспективу. Именно этот документ, которой был предопределен
решением Архиерейского Собора 2011 года, сегодня полагается в основу
всей нашей деятельности в сфере образования и катехизации. Напомню,
что по решению Архиерейского Собора, в крупных городских приходах и
благочиниях вводятся оплачиваемые должности катехизаторов. Кроме
того, разрабатываются документы, регламентирующие подготовку и
аттестацию таких сотрудников, а также рекомендации к их
деятельности. В связи с этим призываю епархиальных Преосвященных,
председателей профильных епархиальных структур со всем вниманием и
ответственностью отнестись к воплощению в жизнь решений
Священноначалия.
В заключение хотел бы сказать, что от того, как все мы будем сегодня
служить высокой миссии православного просвещения, выстраивать
соработничество в этом направлении между церковными,
государственными, общественными институтами, зависит нравственный
климат в странах, в которых мы живем, и благополучие в обществе в
целом. Духовно сильная, нравственно здоровая, высокообразованная и
благовоспитанная молодежь — важнейшая цель наших совместных молитв и
трудов. Будем и впредь делать все возможное, чтобы вечные
евангельские идеалы оказывали определяющее влияние на формирование
образа жизни наших современников, становились приоритетными в выборе
мотивации их повседневных поступков.
Сам Господь да споспешествует всем нам поступать достойно звания, в
которое мы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и
долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять
единство духа в союзе мира (см. Еф. 4:2-4).
Благодарю вас за внимание.
Источник:
Патриархия.ru
|