Поделись ссылкой с
друзьями |
|
"Государствообразующим народом является - русский"
Православные священнослужители
прокомментировали статью Владимира
Путина «Россия: национальный вопрос» …
Владимир
Путин выступил с авторской статьей «Россия: национальный вопрос».
Он, в частности, пишет:
«Русский народ является государствообразующим – по факту
существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять
цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по
определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских
азербайджанцев, русских немцев, русских татар… Скреплять в такой тип
государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания
«свой–чужой» определяется общей культурой и общими ценностями.
Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской
культурной доминанты, носителем которой выступают не только
этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо
от национальности. Это тот культурный код, который подвергся в
последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются
взломать. И тем не менее он, безусловно, сохранился. Вместе с тем
его надо питать, укреплять и беречь».
Между тем, отмечает Regions.Ru, в законах РФ эта особая роль
русского народа и русской культуры никак не закреплена, а все
попытки ввести в юридические документы само слово «русский»
наталкиваются на сопротивление.
«Следует ли, на ваш взгляд, законодательно закрепить
государствообразующую роль русского народа? Чем вы объясняете то
неприятие, на которое наталкивается эта идея?» - с такими вопросами
корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ,
считает, что законодательно закрепить статус русской традиции,
культуры, историко-религиозной традиции, было бы благоразумно с
точки зрения интересов государства.
«Действительно, мы живем в государстве, которое сформировалось
вокруг русского этноса, его ценностей, его исторического пути. Такое
государство может нравиться или не нравиться, - в любом случае, для
того, кто стоит во главе его и хочет сохранить это государство,
хочет его выращивать, другой опоры быть не может. Потому что другая
опора будет означать переориентацию уже на какие-то иные -
внероссийские приоритеты», - сказал он.
«Беда только, что обращаясь к наследию Достоевского,
премьер-министр, видимо, запамятовал, что для того было невозможным
говорить о русском человеке вне православия. Классической стала
фраза, вложенная Достоевским в уста одного из героев: что без Бога
русский человек – дрянь. Не стоило бы этого забывать. Религиозная
составляющая не может быть усечена или редуцирована при формировании
Русского мира», - отметил отец Максим.
«Идею,
высказанную В.В.Путиным, приветствовать, конечно, можно. Странно,
однако, что звучит она только теперь, хотя во главе нашего
государства уже так много лет стоит один и тот же круг лиц и,
казалось бы, можно было бы эту идею давно реализовать», - добавил
протоиерей.
«Нам, собственно, остается только посмотреть, где тут предвыборные
обещания и декларации, а что есть выражение внутреннего убеждения
человека, который это высказывает. Думаю, ближайшее будущее нам это
покажет», - заключил он.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма
Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на
Новослободской, также напомнил мысль Достоевского, что
«русский» и «православный» – синонимы: «Отберите у русского
Православие, и останется дрянь».
«Речь идет о духовной брани. Негативное отношение ко всему русскому
связано именно с тем, что для врагов русский - синоним
православного. Духовное зло находит приверженцев и обрушивается на
русский народ как на носителя православной духовности. До сих пор
русский народ все-таки остается православным, хотя очень многое
утрачено. Если Православия нет, то и русского народа нет. И сейчас
непонятно, сможет ли он сохранить то, что его формировало, что
формировало нашу государственность на протяжении тысячелетия», -
сказал он.
«Я не юрист и не политик, мне трудно судить, будет ли полезно ввести
в законодательство положение о государствообразующей роли русского
народа. Важно, что из этого последует. Не останется ли это только на
бумаге? Ключевой момент - чтобы государство официально поддерживало
православную веру, которая сформировала русский народ», - считает
протоиерей.
«Русская культура, о которой говорит Владимир Владимирович, -
православная по своей сути. И если русский народ будет хранить веру
православную, то, само собой, он будет оставаться и
государствообразующим народом», - уверен отец Александр.
«Определить, что такое русский народ или русский человек, я не
рискну. Посмотрите, сколько в Русской Церкви святых, - например,
новомучеников, - в которых ни капли русской крови нет, но, тем не
менее, это русские: по вере, по культуре, по языку, по
принадлежности к нашей истории», - отметил он.
«Говорить о современной культуре как о критерии чего бы то ни было
бессмысленно. Включите телевизор, зайдите в интернет. Вы увидите,
что там мало, что осталось от культуры вообще и еще меньше от
русской. Критерий – в Православии, в том, что вся жизнь народа
основана на нем, включая и культуру, и политику, и экономику. А
вместо этого что предлагают?» - закончил он риторическим вопросом.
Протоиерей Сергий Привалов, заведующий канцелярией
Синодального отдела по взаимодействию с ВС и правоохранительными
органами, предупредил, что оценивать мнение больших людей в
политике – дело неблагодарное.
«Комментировать предложения первых лиц государства должны все-таки
депутаты Госдумы, то есть по определению лучшие люди страны,
избранные народом. Не думаю, что решение такого сложного вопроса,
как национальный, входит в компетенцию священнослужителя. Это дело
специалистов. Им решать, следует ли пожелания руководства превращать
в законодательную инициативу. Могу лишь высказать свое частное
мнение», - предупредил он.
«Лично я не думаю, что принятие закона о государствообразующей роли
русского народа в нашей ситуации что-то принципиально изменит.
Русские составляют более 50% только в 74 из 89 субъектов Российской
Федерации. В большинстве национальных республик доля русских
колеблется от 30 до 50%. Доля русских в общей численности населения
неуклонно снижается», - перечислил отец Сергий.
«В Русской Православной Церкви национального вопроса нет как
такового. В храмах служат священники разных национальностей. И
причащаем мы из одной чаши представителей разных национальностей
независимо от их языка, традиций и культурной самоидентификации.
Важно только их отношение к Богу и принадлежность Православной
Церкви», - напомнил протоиерей.
«Другое дело, что государство должно в своей основе строиться на
фундаментальных ценностях. При всем уважении к христианству, к
Русской Православной Церкви, позиция государства отнюдь не
религиозная. Уважающая право граждан на исповедание своей веры, но
не религиозная. Поэтому отношение к национальному вопросу у Церкви
может быть одно, а у государства – другое», - считает
священнослужитель.
«Русский народ как этническое образование весьма сложен. Сколько
всего в нашей крови перемешано! Когда было единое государство, в нем
все были объединены единым русским языком. Да и сейчас некоторые
национальные меньшинства в нашем понимании, может быть, являются
даже более русскими по духу, т.е. относятся к фундаментальным
цивилизационным ценностям России с большим пониманием и
благоговением, чем многие русские по национальности, но отнюдь не по
духу - в силу отсутствия внутреннего духовного православного
воспитания», - заключил он.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков,
настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново
Щелковского района Московской области, сравнил русский
народ с человеком при смерти.
«Когда умирающий попадает в "скорую помощь", то вопрос, следует ли
делать ему реанимацию, для людей, исполняющих свой долг, не стоит.
Долг перед теми, кто оказался в нашей стране на грани выживания, - в
том, чтобы вернуть русских на должное место в российской
действительности. Причем сделать это надо не только формально,
закрепив это в каких-то правовых актах, - что, безусловно, тоже
необходимо. Это должен быть процесс, имеющий существенный,
всеобъемлющий характер, когда будут даны ответы и на главные
вопросы: что есть русский народ, откуда он пришел и куда он идет,
что его делает русским», - сказал он.
«Когда этот процесс пойдет, тогда мы получим желаемый результат,
получим восстановленную жизнь в Российском государстве и перспективу
на будущее. А если за этими нормативными актами не последуют
существенные процессы, то, боюсь, что русский народ будет уже
окончательно похоронен», - заключил отец Алексий.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в
Шубине, считает, что неприятие слова «русский» в
законодательстве обусловлено наследием революции и интернационала:
«По сути, эти события совершили насилие над русским народом и
культурой».
«Я был бы очень рад, если бы законодательно была закреплена
государствообразующая роль русского народа. Но не надо этого
добиваться любой ценой, лишний раз «дразнить гусей», чтобы в
очередной раз разжечь огонь ненависти», - говорит он.
«Думаю, сегодня принятие подобного закона не увенчается успехом,
поскольку межнациональные отношения крайне напряжены. Да, я считаю,
что государствообразующим народом является русский, а религией –
Православие. Но сегодня внести это в Конституцию, по-моему,
невозможно. Поэтому сейчас мы должны работать на укрепление нашей
государственности, - ведь "блаженны миротворцы". Все остальное –
возрастание роли нашей русской культуры – приложится, если не давать
повода для межнационального конфликта тем, кто его ищет», -
подытожил отец Александр.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения
Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана
Воронежского на Хуторской в Москве, убежден, что закрепить
законом государствообразующую роль русского народа можно и нужно.
«Исторически именно так всегда и было – русский народ объединял
вокруг себя другие народы, благодаря этому мы сейчас живем в России.
Но тут есть один момент, требующий конкретизации: что именно
является общими ценностями русского народа? Демократия и либерализм
или ценности христианские и православные?» - спрашивает он.
«Ценности, выраженные в культуре и традициях, - понятие довольно
абстрактное. На мой взгляд, пока более конкретно не определят, что
является этими общими ценностями, говорить о статусе русского народа
рано», - считает священник.
«Почему до сих пор законодательно не закреплена
государствообразующая роль русского народа? С самой революции он
всегда подвергался дискриминации, причем именно как носитель
христианских ценностей. Кому-то до сих пор это не дает покоя,
поэтому в законе старательно избегают упоминания слова "русский"», -
заключил отец Андрей.
Другие способы внести пожертвование
|