Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Слово в день Вознесения Господня
«Извед
же их (Апостолов) вон до Вифании, и воздвиг руце Свои, и благослови
их, и бысть, егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на
небо. И тии поклонишася Ему, и возвратишася во Иерусалим с радостию
великою» (Лк. 24, 50—52). Так окончилось земное поприще Спасителя
нашего и Господа! Много страдал Он, много и прославлен. Не было
скорби, как Его скорбь, и нет славы, как Его слава. Смирил Себе,
послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя: тем же и Бог Его
превознесе, и дарова Ему Имя, еже паче всякого имене, да о Имени
Иисусове всяко колено поклонится, Небесных, и земных и преисподних,
и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца
(Флп. 2, 8-11).
Узрим ли мы когда-либо эту славу Господа нашего? Узрим, ибо Господь
в последней великой молитве Своей Сам молил об этом Отца Своего: «Да
видят,- говорил Он,— славу Мою, юже дал еси Мне» (Ин. 17, 24). И
Ангелы, по Вознесении Господа явившиеся Апостолам,
свидетельствовали, что Господь придет ко всем нам в последний день
таким же образом, каким Апостолы видели Его восходящим на Небо
(Деян. 1, 2). Будем даже участвовать в славе вознесшегося Господа,
если только не сделаем себя недостойными, ибо Он для того и вознесся
на Небо, дабы приготовить его к принятию всех истинных
последователей Своих. «Иду,— говорил Он Апостолам, а в лице их и
всем нам, - уготовати место вам, и аще уготовлю место вам, паки
прииду и пойму вы к Себе, да идеже есмь Аз и вы будете» (Ин. 14,
2-3). Что это милостивое определение относительно нас нисколько не
переменилось и по Вознесении, свидетель тому святой Павел, который
говорит, что в последний День Пришествия Господа верующие восхищены
будут на облаках, в сретение Его на воздухе (1 Сол. 4, 17). Значит,
с ними, даже по видимости, произойдет нечто подобное тему, что
произошло ныне с Самим Господом на горе Елеонской...
Один путь, братие, которым можно достигнуть и нам высоты святой
славы,- тот же самый, которым восшел в славу Господь наш, то есть
путь креста, путь очищения, самоотвержения, путь внешних и
внутренних страданий. Памятуем ли мы это? И, памятуя, идем ли на
Небо путем Христовым?
Если Фавор земного счастья возвышает вас, братие, над всем земным и
приближает к Небу, то оставайтесь на нем! Возносящийся Господь
благословляет высоту вашу. Только блюдитесь, чтобы на этом Фаворе не
погрузиться в сон, и когда Моисей и Илия будут говорить о кресте, на
котором должно распинать ветхого человека, вам не заговорить о
создании для этого человека не одной, а трех скиний. Помните, что
путь на Небо не с Фавора, а с Елеона; а к Елеону надо идти чрез
Гефсиманию и Голгофу.
Путь Господень должен быть путем всех и каждого. За всех нас равно
пострадал Господь наш; для всех равно отверсто и Небо. Итак, вопрошу
всех и каждого: на многое ли в нашей жизни можем указать мы и
сказать, что это так сделано или оставлено нами потому, что мы
предназначены для Неба, что нам должно быть некогда с нашим
Господом? Можем ли указать в наших поступках хотя на что-либо
подобное? Удержались ли мы хотя один раз от греха, сделали ли хотя
одну добродетель при мысли, что Господь наш взирает на нас с Небес?
Как ни мал вопрос этот, но едва ли не найдется между нами людей,
которые не смогут и на него ответить утвердительно. Что же значит
наша вера в Вознесшегося Господа? Верим или не верим Ему? Если
верим, где дела? Если не верим, для чего носить и Имя Его? Кто
истинно верит в свое Небесное предназначение, тот не может быть
земным: у того уверенность эта по необходимости бывает началом,
одушевляющим весь образ его мыслей и чувств, всю его жизнь и все
отношения. Истинный христианин во всех обстоятельствах жизни, при
всех случаях помнит, что он наследник Неба, сонаследник Христу, и
действует сообразно своему предназначению. Всматриваясь в его жизнь,
всякий заметит, что он живет не столько настоящим, временным,
сколько будущим, вечным, что сердце его где-то далеко, не в этом
мире, что жизнь его таится высоко, в Боге. Такими точно и казались
некогда христиане язычникам.
Но много ли, братья, такого в нас? Есть ли хотя что-либо неземное,
Небесное, Христово? Если есть, то мы, подобно Апостолам, можем
возвратиться в дома свои от горы Елеонской с радостью. Благословение
возносящегося Господа в таком случае принадлежит и нам, равно как и
обетование Святого Духа. При сошествии Своем Он не пройдет мимо тех,
которые принадлежат Христу.
В противном случае нам принадлежит, и еще с большей силой, упрек,
сказанный Ангелами Апостолам при Вознесении Господа. С большей,
говорю, силой, ибо им сказано было: «Что стоите зряще на небо?»
(Деян. 1, 11) за то только, что они, по своей любви и усердию, долго
взирали на небо, принявшее их Господа и Учителя. А нам надо сказать
другое: сынове человеческие, что стоите зряще не на Небо, а на
землю? Обратите очи к Небу, воззрите на Спасителя вашего, давно на
вас взирающего. Вступите на путь к Небу, давно пред вами лежащий;
для легкости на нем сбросьте все тяжести греха, вас подавляющие,
приимите в руки ваши крест и идите к своему Спасителю, пока Он
благословляет вас на путь этот, пока не затворилось отверстое Небо,
пока Ангелы, Небесные и земные, приглашают вас в обители Отца
Небесного.
Слышим, слышим, блаженные Небожители, голос ваш и хотим вступить на
путь Господень; только подкрепите нас и сопутствуйте нам вашей
помощью. Наипаче же Ты Сам, Милосердый Спаситель наш и Господи, Ты
Сам не оставь нас сирых духом и немощных. Призри с Небес на благое
произволение и немощь нашу, виждь и благослови нас на путь Твой,
облеки на нем силою свыше и утверди колеблющиеся стопы наши, пока не
прейдем в гору святую Твою и не соединимся с Тобою. Аминь.
(Печатается в сокращении по изданию: М. Погодин. Венок
на могилу Высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа
Таврического. М., 1867)
Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и
Таврический
ЖМП 1978, 5
Источник:
Православие.ru
Другие способы внести пожертвование
|