Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Протоиерей Димитрий Дудко:
Радоница. Умереть – это ненормально
Сегодня
Радоница. Радоница — радоваться. С приветствием «Христос воскресе»
мы обращаемся ко всем усопшим. Если образно выразиться, мы как бы
сходим в ад, чтоб известить пленников, чтобы со всеми умершими
заговорить человеческим языком.
Сошёл туда Христос, сегодня сходим мы. Но
это только наше логическое построение. С сошествием Христа в ад ада
нигде нет, нет смерти, нет умерших, и так называемым умершим мы
говорим так же, как и живым: Христос воскресе! И если бы мы имели
настоящий слух, не тот, которым различаем только земные звуки, мы бы
услышали: воистинну воскресе Христос. И их «воистинну воскресе»
прозвучало более бы слышно, чем наше. Потому что они больше знают,
чем мы.
Мы смотрим как бы сквозь тусклое стекло,
гадательно, они смотрят так, как и нужно, видят воочию, что там
есть. А там есть жизнь, и жизнь настоящая. Здесь тоже то, чем мы
живём, называем жизнью, но это не жизнь, в лучшем случае это для нас
отпущенное время, чтоб достигнуть настоящей жизни, в худшем случае —
мелькнувший миг, вот есть — и сразу его нет. А там только «есть»,
«нет» там не может быть. Но во всё это нам нужно проникнуть верой, и
верой в Воскресшего Христа. Христос воскресе и запоры ада разрушены,
Христос воскресе и нет смерти, Христос воскресе и для всех нас
наступило торжество жизни, но мы ещё на земле и торжество жизни для
нас не так понятно.
Откроем Деяния Апостолов и Евангелие на
сегодняшний день.
В Деяниях рассказывается, как Апостолы
проповедовали Христа воскресшего, и к ним приступили священники, и
начальники стражи при храме, и саддукеи, досадуя на то, что они учат
народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых, и до сих пор
досадуют, что в Иисусе проповедуют воскресение. А как же без этого,
без воскресения Христова, только мертвецы на кладбище, да мы,
готовящиеся стать мертвецами.
С воскресением Христовым нет мертвых, и
мы не будем никогда мертвецами. Но люди не хотят этого понимать, за
такую радостную проповедь гонят. Как далее говорится в Деяниях: и
наложили на них руки и отдали их под стражу до утра. Но вопреки
этому многие же из слушавших слово уверовали, и число таковых людей
около пяти тысяч. Да и как не веровать, ибо душа человеческая —
подобие Божие и не смиряется с тем положением, что умереть — это
нормально. Умереть — это именно ненормально. Когда умереть нам
кажется нормально, это показатель только того, чем мы живём. Живём
тем, что ведёт к смерти, и естественно, нам смерть кажется
нормальным, а смерть — это не нормально, нужно жить высшими
интересами, как говорится, интересами духа, тогда для нас смерть не
нормально, нормально только жизнь, и при том жизнь не временная, а
вечная.
Иногда
у проповедающих воскресение, спрашивают, какой силой или каким
именем вы это делаете, и ответ может быть один: именем Иисуса Христа
Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых.
Оттого мы вопреки всему говорим: Христос воскресе, и невольно душа
человеческая отвечает: воистинну воскресе. Оттого мы обращаемся к
мертвым, как живым, и они отвечают нам, как живые: воистинну
воскресе Христос.
В Евангелии (это обычное, которое
читается над покойником) говорится: ибо так возлюбил Бог мир, что
отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не
погиб, но имел жизнь вечную.
Всякий верующий в Христа не погибает, но
имеет жизнь вечную. Только вера должна быть не мертвой, а живой. А
живой она тогда является, когда связана с добрыми делами, ибо не
послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был
спасён через Него. Отсюда и нам запрещается осуждение друг друга… Не
судить, а спасать.
Судящий другого судит самого себя. Мир
должен быть спасён, всё для того, чтоб спасти мир, как бы это ни
было трудно. Вот точное определение неверия: суд над собой. Не
веришь -значит, для тебя нет ничего живого, ты мертв. Суд не как
осуждение, а как правильное понимание сущности состоит в том, что
свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому
что дела их злы. И всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к
свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А
поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому
что в Боге соделаны. Если наша совесть чиста — и для нас дорог свет,
кто прячется в тьму, тот прячет свою совесть. К свету! К свету
Христову, вот единственный наш путь, в нем истина и жизнь. Христос
воскресе! Пусть же ответ «воистинну воскресе» не останется только
словами. Будем жить для воскресения Христова, чтоб не только
поминать усопших, а встретиться с ними в вечности, встретиться и
обрадоваться, и радости нашей не будет конца. Христос Воскресе!
Проповедь произнесена 4 мая 1981 г. в
селе Виноградово.
|