Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец
Святитель
Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного
боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе
при дворе московских государей. Он родился в 1507 году. Его отец,
Степан Иванович, "муж просвещенный и исполненный ратного духа",
попечительно готовил сына к государственному служению. Благочестивая
Варвара, мать Феодора, кончившая свои дни в иночестве с именем
Варсонофия, сеяла в душе его семена искренней веры и глубокого
благочестия. Юный Феодор Колычев прилежал к Священному Писанию и
святоотеческим книгам, на которых зиждилось старинное русское
просвещение, совершавшееся в Церкви и в духе Церкви. Великий князь
Московский, Василий III Иоаннович, отец Иоанна Грозного, приблизил
ко двору молодого Феодора, которого, однако, не манила придворная
жизнь. Сознавая ее суетность и греховность, Феодор всё глубже
погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве
угнетала молодого подвижника, душа его жаждала иноческих подвигов и
молитвенного уединения. Искренняя привязанность к нему юного княжича
Иоанна, предвещавшая большое будущее на поприще государственного
служения, не могла удержать в граде земном взыскующего Града
Небесного.
В воскресный день, 5 июня 1537 года, в храме, за Божественной
литургией, Феодору особенно запали в душу слова Спасителя: "Никто не
может работать двум господам" (Мф. 6, 24), решившие его дальнейшую
судьбу. Усердно помолившись Московским чудотворцам, он, не прощаясь
с родными, тайно, в одежде простолюдина покинул Москву и некоторое
время укрывался от мира в деревне Хижи, близ Онежского озера,
добывая пропитание пастушескими трудами. Жажда подвигов привела его
в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. Там он исполнял
самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на
мельнице. После полутора лет искуса игумен Алексий, по желанию
Феодора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп и вручив в
послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра
Свирского (+ 1533; память 30 августа). Под руководством опытных
старцев инок Филипп возрастает духовно, усиливает пост и молитву.
Игумен Алексий посылает его на послушание в монастырскую кузницу,
где святой Филипп с работой тяжелым молотом сочетает делание
непрестанной молитвы. К началу службы в храме он всегда являлся
первым и последним выходил из него. Трудился он и в хлебне, где
смиренный подвижник был утешен небесным знамением. В обители
показывали после образ Богоматери "Хлебенный", чрез который
Заступница Небесная явила Свое благоволение смиренному
Филиппу-хлебнику. По благословению игумена, святой Филипп некоторое
время проводит в пустынном уединении, внимая себе и Богу.
В 1546 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосий посвятил
Филиппа во игумена Соловецкой обители. Новопоставленный игумен
старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее
основателей - преподобных Савватия и Зосимы Соловецких (память 27
сентября, 17 апреля). Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии,
принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным
Савватием, обрел каменный крест, стоявший когда-то перед келлией
преподобного. Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному
Зосиме (+ 1478), первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые
с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца.
Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был
принят новый устав. Святой Филипп построил на Соловках два
величественных храма - трапезный храм Успения Божией Матери,
освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал
как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора.
Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой
своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает
в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем
подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские
(память 3 июля), Вассиан и Иона Пертоминские (память 12 июня).
Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на
безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря,
получившее впоследствии название Филипповой пустыни.
Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного
подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его
когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет
в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника,
который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с
мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна
была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу,
гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви
казался ему наилучшим.
Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя
предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не
чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же
старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец,
Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому
Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного
управления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет
исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были
опорой московских государей прежние митрополиты. 25 июля 1566 года
свершилось посвящение святого Филиппа на кафедру Московских
Святителей, к сонму которых предстояло ему вскоре присоединиться.
Иоанн Грозный, один из величайших и самых противоречивых
исторических деятелей России, жил напряженной деятельной жизнью, был
талантливым писателем и библиофилом, сам вмешивался в составление
летописей (и сам внезапно оборвал нить московского летописания),
вникал в тонкости монастырского устава, не раз думал об отречении от
престола и монашестве. Каждый шаг государственного служения, все
крутые меры, предпринятые им для коренной перестройки всей русской
государственной и общественной жизни, Грозный стремился осмыслить
как проявление Промысла Божия, как действие Божие в истории. Его
излюбленными духовными образцами были святой Михаил Черниговский
(память 20 сентября) и святой Феодор Черный (память 19 сентября),
воины и деятели сложной противоречивой судьбы, мужественно шедшие к
святой цели, сквозь любые препятствия, встававшие пред ними в
исполнении долга перед Родиной и перед Святой Церковью. Чем сильнее
сгущалась тьма вокруг Грозного, тем решительнее требовала его душа
духовного очищения и искупления. Приехав на богомолье в Кириллов
Белозерский монастырь, он возвестил игумену и соборным старцам о
желании постричься в монахи. Гордый самодержец пал в ноги
настоятелю, и тот благословил его намерение. С тех пор всю жизнь,
писал Грозный, "мнится мне, окаянному, что наполовину я уже чернец".
Сама опричнина была задумана Грозным по образу иноческого братства:
послужив Богу оружием и ратными подвигами, опричники должны были
облачаться в иноческие одежды и идти к церковной службе, долгой и
уставной, длившейся от 4 до 10 часов утра. На "братию", не явившуюся
к молебну в четыре часа утра, царь-игумен накладывал епитимию. Сам
Иоанн с сыновьями старался усердно молиться и пел в церковном хоре.
Из церкви шли в трапезную, и пока опричники ели, царь стоял возле
них. Оставшиеся яства опричники собирали со стола и раздавали нищим
при выходе из трапезной. Слезами покаяния Грозный, желая быть
почитателем святых подвижников, учителей покаяния, хотел смыть и
выжечь грехи свои и своих соратников, питая уверенность, что и
страшные жестокие деяния вершатся им ко благу России и торжеству
Православия. Наиболее ярко духовное делание и иноческое трезвение
Грозного раскрывается в его "Синодике": незадолго до смерти по его
велению были составлены полные списки убиенных им и его опричниками
людей, которые были затем разосланы по всем русским монастырям. Весь
грех перед народом Иоанн брал на себя и молил святых иноков молить
Бога о прощении его исстрадавшейся души.
Самозванное иночество Грозного, мрачным игом тяготевшее над Россией,
возмущало святителя Филиппа, считавшего, что нельзя смешивать
земного и небесного, служения креста и служения меча. Тем более, что
святой Филипп видел, как много нераскаянной злобы и ненависти
скрывается под черными шлыками опричников. Были среди них и просто
убийцы, очерствевшие в безнаказанном кровопролитии, и
мздоимцы-грабители, закоренелые в грехе и преступлении. Попущением
Божиим история часто делается руками нечестивцев, и как бы ни желал
Грозный обелить пред Богом свое черное братство, кровь, пролитая его
именем насильниками и изуверами, взывала к небу.
Святитель Филипп решился противостать Грозному. Это было связано с
новой волной казней в 1567 - 1568 годах. Осенью 1567 года, едва царь
выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском
заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому
королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный
сурово расправился с заговорщиками и вновь пролил много крови.
Грустно было святому Филиппу, но сознание святительского долга
понуждало его смело выступить в защиту казненных. Окончательный
разрыв наступил весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта
1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как
обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался
благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые
опричниками: "учал митрополит Филипп с государем на Москве
враждовати об опричнине". Обличение Владыки прервало благолепие
церковной службы. Грозный в гневе сказал: "Нам ли противишься?
Увидим твердость твою! - Я был слишком мягок с вами", - добавил
царь, по свидетельству очевидцев.
Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех
противившихся ему. Казни следовали одна за другой. Участь
святителя-исповедника была решена. Но Грозный хотел соблюсти
канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде
над Главой Русской Церкви. Над Митрополитом Филиппом был устроен
соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы. Нашлись
лжесвидетели: к глубокой скорби святителя, это были иноки из
возлюбленной им Соловецкой обители, его бывшие ученики и
постриженики. Святого Филиппа обвиняли во множестве мнимых
преступлений, до колдовства включительно. "Я - пришелец на земле,
как и все отцы мои, - смиренно отвечал святитель, - готов страдать
за истину". Отвергнув все обвинения, святой страдалец пытался
прекратить суд, объявив о добровольном сложении митрополичьего сана.
Но отречение его не было принято. Мученика ждало новое поругание.
Уже по вынесении приговора о пожизненном заточении в темнице,
святого Филиппа заставили служить Литургию в Успенском соборе. Это
было 8 ноября 1568 года. В середине службы в храм ворвались
опричники, всенародно зачитали соборное осуждение, порочившее
святителя, сорвали с него архиерейское облачение, одели в рубище,
вытолкали из храма и на простых дровнях отвезли в Богоявленский
монастырь. Мученика долго томили в подвалах московских монастырей,
ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на
шею тяжелую цепь. Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь
монастырь. Там год спустя, 23 декабря 1569 года, святитель принял
мученическую кончину от руки Малюты Скуратова. Еще за три дня святой
старец предвидел окончание своего земного подвига и причастился
Святых Тайн. Мощи его были преданы земле первоначально там же, в
монастыре, за алтарем храма. Позже совершилось перенесение их в
Соловецкую обитель (11 августа 1591) и оттуда - в Москву (3 июля
1652).
Память святителя Филиппа праздновалась Русской Церковью с 1591 года
в день его мученической кончины - 23 декабря. С 1660 года
празднование было перенесено на 9 января.
После
мученической кончины святителя Филиппа († 23 декабря 1569 года) тело
его было погребено в Отроче монастыре, в Твери. Иноки Соловецкой
обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году
позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное
нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом
Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных
Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы (Шамина),
любимого наставника его в монашеских подвигах.
29 апреля 1646 года игумену Соловецкой обители Илии послана была
грамота Патриарха Иосифа о торжественном открытии мощей святителя и
чудотворца Филиппа. 31 мая мощи переложили в новую раку и поставили
в Преображенском соборе.
В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил
перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита
Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. По благословению Патриарха
Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами
святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. В руки святого
была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой
он молил о прощении грехов своего прадеда Иоанна Грозного, "склоняя"
свою власть перед властью церковной. 3 июля святые мощи встречали в
Москве: "пастырь, невинно изгнанный, был возвращен на свой престол".
В Успенском соборе "на самой средине стоял он 10 дней" и во все дни
с утра до вечера был звон, как в Пасхальную неделю. Затем святые
мощи были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря.
На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и
народом был воздвигнут крест, от которого получила свое название
Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала).
Источник:
Православие.ru
Другие способы внести пожертвование
|