Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Из бесед с архимандритом Софианом (Богиу)
Архимандрит
Софиан (Богиу; 1912–2002), 100 лет со дня рождения которого
исполняется в этом году, был одним из самых почитаемых румынских
духовников. Знаменитый иконописец, он писал Божественные образа не
только на холсте, но и восстанавливал, возрождал образ Божий в душах
людей, покрытых мраком суеты и задетых червем греха. Предлагаем
читателям ответы архимандрита Софиана на вопросы молодежной
студенческой аудитории, касающиеся молитвы и молитвенного делания.
- Батюшка, уточните, пожалуйста, различие между умом и
сердцем, которое проводят духовные святые отцы.
- Это различие легко провести потому, что есть два особых места, в
которых размещаются эти два центра. В голове размещается Ум,
включающий интеллект и память. Другим центром является сердце, где
находится чувство, где находится воля. Однако сердце духовное не
совпадает с плотяным сердцем. Сердце духовное - это центр, в котором
Бог живет в нас. Этот центр тоже называется сердцем. В этом центре,
в сердце, может жить Бог, но может жить и враг. И может жить любая
страсть. Иногда сам князь тьмы входит в святилище нашего сердца, и
тогда наша жизнь бывает жизнью пустой, жизнью злой, жизнью
помраченной, жизнью греховной. А когда Дух Святой пребывает в нас (а
мы и были созданы - иметь Его в нас), жизнь наша полна света, полна
человечности, любви, полна смирения. Таким образом сердце, о котором
вы меня спрашивали, является духовным центром каждого из нас.
- Что делать, если мой духовник, не занимающийся
сердечной молитвой, считает, что молодым необязательно заниматься
ею, и ориентирует нас на социальное христианство, а не на
мистическое?
- Я думаю, что не бывает христианской жизни без того, чтобы она была
в то же время мистической, то есть таинственной, связанной с Богом.
Я не знаю таких христиан, которые не были бы одновременно и
мистиками. Я имею в виду настоящих христиан, которые исповедуются,
которые причащаются Таин Церкви, которые освящают свою внутреннюю
жизнь. Это состояние мистическое, таинственное, сокрытое. Войди в
клеть твою и помолись Отцу твоему, Который втайне![1]
Как ты можешь молиться, не веря в Того Отца Небесного, Который
сокрыт в сердце твоем и видит твое внутреннее душевное состояние?
Как ты можешь быть хорошим христианином без Этого Духа, полученного
в Крещении, без этой энергии, этого горения души, с которым тело
наше становится совершенной машиной?
Таким образом, в каждом из нас есть таинственный, мистический центр.
К этому центру направляются все наши отношения с ближним, наша
любовь, доброта, милость, смирение, умиление, наше благочестие; все
связано с тем мистическим центром в нас, где обитает Бог, и Царство
Его, и Дух Святой. Так что я не знаю, какая жизнь может быть у нас
без молитвы, без этого мистического центра, без этого места Божия в
нас.
У язычников была общественная жизнь, и они занимались только этой
горизонталью жизни. Но Господь наш Иисус Христос говорит нам в
Нагорной проповеди и это слово: ищите прежде Царства Божия и правды
Его, и это все приложится вам (ср.: Мф. 6: 33). Поэтому я не думаю,
что возникнет препятствие к занятию общественной работой, если у
тебя будет неиссякаемый источник — присутствие Бога в тебе самом.
- Бывают ли услышаны Богом молитвы тех людей, которые не
исповедуются годами? И тех, которые живут в больших грехах?
- Если молитвы возносятся подобно молитвам мытаря из Евангелия[2], с
уничижением и болью сердечной, не осуждая другого, испрашивая
прощения за свое былое окаянство, тогда Бог слышит их. Ибо именно
для спасения грешных Бог воплотился в истории. Разбойник на кресте
сказал всего лишь несколько слов и спасся, был прощен[3].
Блаженный Августин говорит и такое слово о разбойнике на кресте:
«Счастливый разбойник! Всю свою жизнь он крал, а в конце похищает и
рай!» Таким образом, Бог слышит молитву, приносимую человеком в
уничижении, раскаянии, сожалении обо всем, что было плохого в его
жизни до того момента, когда он задумался о том, что существует Бог,
и понял, что несет в этой земной жизни какую-то ответственность.
- Существуют ли на молитве искушения слева и искушения
справа? Что это такое?
- Да. Есть искушения и слева, и справа. Искушения слева очень хорошо
известны: пьянство, леность, блуд, воровство, месть, гнев - всё это
искушения и грехи слева. Искушением справа может стать чрезмерный
пост.
Пост назначен святыми отцами, чтобы служить нам на пользу, для
стяжания внутренней и телесной чистоты. Однако пост должен быть не
только телесным, но и душевным. Сегодня я слышал нечто весьма
интересное. Один человек говорил, что встретил в каком-то месте
людей, которые не ели брынзу по той причине, что она заквашивается
на сычуге, а значит, к брынзе примешано немного крови. Это
крайность. Нигде у святых отцов в духовной жизни нет столь строгой и
в то же время ложной разборчивости. Итак, пост, если он не
совершается с рассудительностью, чтобы быть действительно полезным,
и не соединен с добротой сердца, хранением уст, воздержанием от
осуждения другого человека, - не есть пост. Осуждение ближнего очень
грешно пред Богом: ты можешь умереть с голоду, иссохнуть от жажды,
но если ты питаешь злобу на ближнего и говоришь о нем плохо в его
отсутствие, - твой пост напрасен.
Также и дела, совершённые с благим намерением - освятить нашу жизнь
- могут стать крайностями. Это всё падения справа. По причине
добродетелей ты сбиваешься с пути. Поэтому хороша та мудрость,
которой мы просим у Бога, чтобы Он осветил нам путь и мы шли царским
путем, как говорят святые отцы, этим «Via aurea» - золотым путем, и
не грешили.
Пост наш да будет благоразумным, воздержание - воистину
воздержанием, хранение чувств да будет искренним. Покаяние да не
будет фальшивым. Молитва да будет со вниманием, умилением и
смирением, и тогда всё будет идти хорошо. Напротив, если молитвы
наши совершаются одними устами, то, как бы длинны они ни были, эти
молитвы помогают очень мало - в той мере, в какой мы, время от
времени, бываем внимательны к тому что говорим. Есть такие бедные
христиане, которые прочитывают акафисты и псалмы, много псалмов и
много акафистов, однако потом сознают, что читали их одними устами,
а сердцем и умом отсутствовали в том, о чем читали.
-
Батюшка, что вы скажете о тех, кто практикует умную молитву, но
придерживается иных учений, чуждых Православию? Например, занимается
йогой или парапсихологией.
- Думаю, Бог не внимает их молитвам. Эти практики являются
процедурами чуждыми нашему народу, нашему менталитету, они возникли
не во Христе и не ради Христа. Это какое-то лицемерие на молитве,
какое-то прельщение. Всё смешивают, чтобы это казалось нам истиной:
йогу, например, с молитвой Иисусовой. Однако между небом и землей -
огромная разница!
Есть такие ведьмы и колдуны, которые держат у себя иконы. И, глядя
на икону, произносят какие-то слова, какие-то гадания. Это обман
верующих, которые ходят за советом к таким людям. Дух Божий не может
мириться с подобной ложью, с подобным лицемерием. По делам их
познаете их[4]. Если хорошенько и внимательней посмотреть на жизнь
таких людей, смешивающих Иисусову молитву с йогой, то мы увидим, что
они, как правило, сбились с пути истинного, их жизнь иная. Именно в
йоге случаются очень спорные вещи. Там много неприличного бывает.
Тот, кто практикует йогу, знает, о чем я говорю.
- Может ли вступление в брак послужить препятствием на
пути сердечной молитвы?
- Может послужить препятствием. Но я знаю семейных людей, которые
очень эффективно молятся этой молитвой. То есть, даже если ты женат,
даже если у тебя есть семья, все-таки можно молиться, хотя и с
трудом.
- Прокомментируйте, пожалуйста, библейский стих: где
сокровище ваше, там будет и сердце ваше[5].
- Думаю, тут не нужно сложных комментариев, действительно, - то, что
больше всего привлекает нас, то и занимает наше внимание.
Под сокровищем в первую очередь имеется в виду копейка или доллар.
Есть такие люди, которые заняты только тем, чтобы обогатиться. В
настоящее время люди делятся на три категории: бедные, средние и
очень богатые. Думаю, сердце очень богатых частенько находится там,
где деньги: как их раздобыть, как приумножить, чтобы все больше
возрастал доход, росло это сокровище. И во время молитвы, во время
чтения Священного Писания, «Добротолюбия» и других священных и
благословенных текстов их внимание делится между этим сокровищем,
способами его увеличения и тем о чем говорится в книге, которую они
читают. Ум, как правило, чаще уносится туда, где материальное
сокровище, чем туда, где сокровище духовное (то, что читается для
души и для своего спасения). Поэтому и сказано: где сокровище ваше,
там будет и сердце ваше. С этим, я думаю, может согласиться каждый
по собственному опыту.
Святой Антоний, например, освободился, полностью отрешился от
земного имущества: после смерти родителей раздал имущество нищим, а
сам - может даже без котомки в руках - ушел в пустыню. Был у него
один горожанин, который приносил ему время от времени немного
сухарей и воды, а от всего прочего имущества - а ведь семья его
родителей была богатой - он избавился. И поэтому ему уже незачем
было думать об этом имуществе, этом сокровище, - его попросту больше
не было. Сокровище было отдано в руки нищих Царствия Божия ради.
Поэтому там, где было сокровище его, - то есть у Бога, ибо он отдал
всё, - там было и сердце его. И так поступали все святые,
отказавшись от имущества.
- Как понять: какой путь надо для себя выбрать - брак
или монашество?
- Брак - это нормальный путь жизни. С самого основания мира люди
существовали в паре. Мы знаем первую пару - это наши прародители,
Адам и Ева. Им была дана от Бога такая заповедь: плодиться и
размножаться[6]. Итак, семья была учреждена ранее всего, еще при
основании человеческого общества, и является родником жизни.
Благодаря этой форме жизни - браку - человек становится творцом,
мужчина и женщина умножают род человеческий. Этот образ жизни есть
всеобщее призвание человечества.
Монашество - это евангельский совет[7], и те, у кого есть призвание,
те приходят к монашеству. Тот, кто призван, кто побуждается из
глубины своего существа, тот приходит к монашеству. Между тем и
другим образом жизни имеется большое различие. У монаха одна миссия,
а у семьи - другая.
Жизнь семьи с ее заботами, с ее повседневными проблемами зачастую
обращена только вниз или по горизонтали, у нее нет времени на то,
чтобы взглянуть еще и наверх. Монастырский послушник, который
приходит в монастырь, (особенно специально для этой цели - связи с
Богом) такой может вмешаться, чтобы привлечь внимание, просветить ум
и устремления людей, говоря им, что впереди - по ту сторону этой
земной жизни - имеется еще один остаток жизни, причем нескончаемый.
Чтобы мы задумывались, таким образом, о том, что будет по ту сторону
могилы, о чем мы часто забываем. Мы трудимся и с утра до ночи
зарабатываем на кусок хлеба, крышу над головой и развлечения и
забываем, что в один из дней умрем и должны будем дать отчет в
каждом слове праздном, сказанном нами за свою жизнь; об этом говорит
нам Сам Христос Спаситель[8].
Долг монаха, как и священника, - высоко держать этот фонарь и
просвещать мрак нашей повседневной жизни. Думаю, это и есть миссия
монаха по отношению к семье.
-
Когда человек молится, Бог слышит его?
- Это верно, что человек, когда молится, чего-то ждет от Бога -
помощи, которую никто ему оказать не может, кроме Него. Часто связи
с людьми оказываются бесполезными. А когда он начинает молиться и на
деле следовать советам Божиим, тогда ощущает сильную помощь. Бог
никогда не учит нас плохому, Он всегда учит тому, что полезно для
нас.
- Что вы можете сказать о силе молитвы, которой обладали
церковные люди во времена гонений?
- В тюрьмах за нами так сильно следили и так притесняли, что мы не
могли обращаться никуда - только вверх, по вертикали, к Богу.
Человек сильнее всего молится в напастях. А в тюрьме действительно
были великие напасти!
Молитвы узников принимались Богом, узники были угодны Богу, и потому
Он их укреплял. Так что при всех ужасах, при всей злобе, которые
обрушивались на несчастных заключенных, они все-таки сохраняли в
душе безмятежность и радость, которой неоткуда было прийти, кроме
как свыше, от Бога. Молитвы узников были, наверное, сродни молитвам
святых пустынников и мучеников, сжигаемых на костре: под ними пылал
костер, а они были веселы, они служили Богу и благодарили Его за эту
свою жертву, которую они приносят Ему, пред Ним.
Примерно такими же были и эти молитвы в тюрьмах для очень многих
узников. А нам, внешним, их молитвы и пережитое внушают мысль, что
нужно смиряться, браться за труды, нести подвиги, насколько это
возможно: посты и молитвы, поклоны, терпение оскорблений, наносимых
нам в жизни, терпение безропотное. И тогда наши молитвы принимаются
Богом, как молитвы узников.
- Как можно в условиях современной жизни стяжать дар
молитвы Иисусовой, когда, как известно, ум нынешних христиан намного
рассеяннее, чем у христиан былых времен, а ритм нашей жизни очень
мешает сосредоточить свой ум и глубоко исследовать себя?
- Это правда - то, о чем вы говорите. Таков ритм современной жизни -
это жизнь в спешке, жизнь в суете, жизнь, полная движения. Но и
молитва эта очень краткая. А моления пустынников продолжались весь
день и всю ночь. Так, один святой в «Добротолюбии» говорит, что он
молился с утра до вечера, а когда уставал молиться, прочитывал все
Священное Писание; таким образом, его жизнь постоянно находилась на
связи с Богом. Как он творил молитву - преклонив колени или стоя,
воздевал ли он руки или складывал их на груди - мы не знаем! У
разных людей движения разные. Но его молитва удерживала на одном
месте - в его молитвенном уголочке.
Бог будто специально для этой нашей современной жизни установил
молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!»
Будем произносить хотя бы окончание, вывод этой краткой молитвы:
«Иисусе, помилуй мя!» В какой бы спешке мы ни находились в этой
нашей повседневной жизни - на лекциях ли мы сидим или на семинарах в
университете, на работе или едем куда-то, общаемся ли с кем-нибудь,
- мы время от времени можем, но как можно чаще, произносить:
«Иисусе, помилуй мя!»
Эти слова суть Иисусовой молитвы. Слово «Иисусе» указывает на
вершину нашей христианской жизни - Бога со всем Царством Его, а
слова «помилуй мя» - это нижнее состояние, состояние ничтожности,
напастей, в которых мы зачастую пребываем. Хотя бы эти слова будем
произносить в суете нашей жизни. Три слова! А если мы будем
произносить всю молитву целиком, то это будет лучше всего.
Она очень короткая. И эту молитву нужно произносить как можно чаще,
как бы мы ни были заняты. Я знал одного делателя сердечной молитвы,
который, я это точно знаю, молился непрестанно. Когда он рассказывал
очень серьезные вещи из своей страдальческой жизни времен русской
революции, я положил ему руку на плечо и спросил: «Отец Иоанн[9], вы
теперь молитесь?» Он захватывающе рассказывал, а сердце его
молилось. Молитва вошла в его сердце, а когда эта молитва входит в
сердце, мы молимся, как дышим.
Так что в современной жизни со всей ее спешкой, с ее скоростями, при
всей нашей суете мы можем питаться от этой молитвы вполне
достаточным образом.
- Отец архимандрит, каким должно быть повседневное
молитвенное правило студента?
- Некогда в Афинах учились двое студентов, производивших сильное
впечатление на своих современников. Их звали Григорий и Василий.
Одного все христианство сегодня поминает как святого Василия
Великого, а другого - как Григория Богослова. Это была счастливая
двоица афинских студентов, которые, помимо своих занятий, изучали и
Евангелие. Две тропинки были в жизни этих студентов, как говорит
святой Григорий, товарищ святого Василия: одна вела в школу, а
другая - в церковь.
Так должны слагать свою жизнь и наши нынешние студенты - между
занятиями и молитвой. Не знаю, как им удается справляться с
современной программой, но кроме телесной пищи, которую мы
волей-неволей ищем и усваиваем, нам необходима душевная пища, без
которой мы умираем. Да, умираем, хоть и живы! Умираем душевно.
Становимся бесплодными, окамененными, черствыми, бесчувственными,
злыми, завистливыми, гордыми и так далее - без этой душевной пищи. И
поэтому хорошо было бы, чтобы мы питались и той, и другой пищей. Как
говорит Спаситель Христос: ищите прежде Царства Божия и правды Его,
а все остальное приложится вам![10]
- Почему говорят, что молитва - это разговор с Богом,
когда в действительности говорим только мы?
- Это все-таки разговор, потому что Бог внимает нашим молитвам.
Когда мы говорим с кем-нибудь, то тот, другой, слушающий,
сочувствует, одобряет то, о чем мы говорим. Или - время от времени,
как придется - Бог не внимает нашей молитве. Это ответ со стороны
Бога. Или же Он слышит нашу молитву, и тогда это все-таки диалог,
общение, тесное единение с Ним.
- Иногда сердце хочет петь славу или благодарение Богу
своими словами. И можно ли молиться вдвоем или небольшой группой и
как?
- Здесь на самом деле не один, а несколько вопросов. Во-первых, эта
молитва, возносимая совместно, очень угодна Богу. Я уже говорил вам
об этом, что в тот момент, когда святой Петр был арестован и,
закованный в цепи, брошен в темницу, где-то, в каком-то доме всего
несколько людей возносили молитвы о нем. Однако эти несколько людей
были, как стрелы - если позволительно так будет сказать, - обращены
умом к небу, к Богу. У всех было одно желание, одно чаяние, одна
молитва. Все молились об одном - чтобы святой Петр был избавлен от
смерти, ибо на следующий день его должны были вывести и казнить на
глазах у всех иерусалимлян, и апостол должен был умереть. Тогда
христиане молились, чтобы он был избавлен от тюрьмы, а фактически -
чтобы он был избавлен от смерти. И поскольку все молились в одном
желании, с одной мыслью, Бог услышал их молитву[11].
Так что когда несколько человек молятся вместе утром или вечером -
как мы молились, например, в интернатах (или в других местах, где я
был), когда нас выводили из спален на монастырский или школьный
двор, и один читал молитву, а остальные слушали, - это прекрасное
дело, однако при том обязательном условии, что все должны быть
внимательны к словам молитвы.
Молитва индивидуальная лучше, как мне кажется, потому что, когда я
начинаю блуждать умом и становлюсь невнимателен к тому, что
произнес, я возвращаюсь назад и повторяю молитву. Я внимаю, каюсь и
задерживаюсь на некоторых местах или фрагментах молитвы. Я совершаю
ее сам, один. А когда со мной несколько человек, я не могу всех
остановить, чтобы заново начать молитву с того самого места, где я
начал блуждать умом. Поэтому я и говорю, что групповая молитва очень
хороша, когда все единомысленны в молитве и внимательны к тому, что
говорится. А если происходит так, как я сейчас сказал, тогда лучше,
чтобы молитва была индивидуальной, чтобы каждый молился отдельно, в
тайне жизни своей.
- Некоторые батюшки говорят, что единственная общая
молитва, которая допускается Церковью, - это молитва во время
богослужений, в противном случае мы рискуем стать пиетистами. Что вы
можете сказать об этом? И что такое пиетизм?
- Пиетизм - это формальная молитва. Однако общая молитва крайне
необходима в храме: богослужение вечерни, утрени, святой литургии не
может совершать каждый человек по отдельности. Оно должно
совершаться в каком-то особом доме - в доме Божием - публично. Один
служит, а остальные внимают тому, что говорится в алтаре, на солее
или клиросе. И тогда тоже необходимо внимание, потому что и во время
богослужения в церкви находятся такие люди, которые мешают другим.
Они могут задавать вопросы, даже когда в святом алтаре поют: «Тебе
поем, Тебе благословим…», то есть в самый священный момент святой
литургии, - вопросы, ну, например, о том, как надо… варить варенье,
или о чем-нибудь еще из области быта, из домоводства. И прерывают
молящегося, потому что он слушает, о чем его спрашивает ближний, и
лишается благодати молитвы, этой стрелы, которая всегда должна быть
нацелена к Богу, присутствующему на святом престоле. А тогда ведь
освящаются святые тайны, дары, приносимые верующими, прелагаются в
Тело и Кровь Спасителя - это самый священный момент святой литургии.
Бывает, что и в другие моменты службы тоже задевают тебя, спрашивают
о чем-то или рассказывают такие вещи, о которых ты мог бы и попозже
узнать или не знать вообще. Если бы не узнал об этом, ты нисколько
не пострадал бы, тебя только отвлекают от молитвы.
[1] См.: Мф. 6: 6.
[2] См.: Лк. 18.
[3] См.: Лк. 23: 40–43.
[4] См.: Мф. 7: 16.
[5] Мф. 6: 21.
[6] См.: Быт. 1: 28.
[7] См.: Мф. 19: 29.
[8] См.: Мф. 12: 36.
[9] Отец Софиан говорит, по всей видимости, о протоиерее
Иоанне Кулигине, воспитаннике Оптиной пустыни с 1911 г. В 1945 г.
отец Иоанн оказался в Бухаресте, где вокруг него и создалось
знаменитое румынское движение ревнителей молитвы Иисусовой –
«Неопалимая Купина» («Rugul Aprins»).
[10] Ср.: Мф. 6: 33.
[11] См.: Деян. 12.
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Источник:
Православие.ru
Другие способы внести пожертвование
|