На главную страницу

 Поделись ссылкой с друзьями

«Возрождение России мы должны начинать сами…»

Беседа с Николаем Лудниковым, главным редактором газеты Удорского церковного округа «Колокол Севера» и его супругой - Вероникой Лудниковой, руководителем духовно-просветительского центра «Сретение» при храме святителя Стефана Пермского г. Ухта

Корреспондент: - Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о себе.

Николай: В Церковь пришел уже зрелым человеком. 5 сентября мне исполнится 57 лет, хотя я не ощущаю своего возраста. С выходом на пенсию бытие мое заиграло новыми красками, наконец-то я стал заниматься своим любимым делом – литературной деятельностью. Божией милостью, я попал в православную среду, под своды храма, где для меня началась новая жизнь, полная интересного и неизведанного.

По настоящему верующим христианином я стал после Великорецкого крестного хода, в который попал в 2004 году. Узнал я о нем случайно, хотя, как сейчас я понимаю, ничего случайного в нашей жизни не происходит. Прочитал в газете «Комсомольская правда» материал Николая Варсегова, посвященный этому крестному ходу. Меня это «зацепило», стало интересно, и на будущий год я решил принять в нем участие. Взял отпуск, прочитал о том, что нужно взять с собой и поехал в Киров. Там узнал у таксистов, где находится монастырь, устроился в гостинице, а утром подошел к Свято-Серафимовскому собору. Так для меня начался мой первый Великорецкий крестный ход. Были сомнения, страхи: а дойду ли, а хватит ли сил, где ночевать, где питаться? Но, как-то так случилось, что еще до первого привала, обрел новых знакомых. Они шли уже четвертый или пятый раз и с ними было легче. В тот раз, милостью Божией, на всех ночевках я спал в домах, а это очень важно для того, чтобы восстановить силы после длительного перехода, особенно под дождем, в холодную погоду.

После этого крестного хода я стал регулярно посещать храм Покрова Пресвятой Богородицы на проспекте Зерюнова в Ухте. Настоятелем его в то время был отец Олег Климов, который помог мне в моем духовном становлении. Батюшка привлек меня в Церковь, и с 2004 года я стал сотрудничать с православной газетой «Колокол», которую возглавляла Вероника – моя будущая жена.

Великорецкий крестный ход стал частью моей жизни, и я уже не мыслил себя без него. Конечно, там тяжело и физически и духовно, но именно там я впервые начал понимать, что значит по-настоящему молиться. Частенько на службах в храме посещают посторонние мысли - о проблемах на работе или со здоровьем. В крестном ходу все по-другому. Когда идешь на последнем издыхании, преодолев 30 или 40 километров, то именно в этот момент начинаешь понимать, что только Господь и Николай угодник в состоянии вдохнуть в тебя свежие силы. И по молитве происходит именно так. Глядя на то, как сходят с крестного хода здоровые мужики, действующие спортсмены, понимаешь, что физическая подготовка, сила и выносливость не играют в данном случае никакой роли. Здесь главное – твоя личная вера в Бога. Ярким примером этому являются 80-летние старушки, отец Моисей, который ходил в крестный ход в 87 лет, будучи еще мирянином. Сейчас он монах и ему идет 94-й год, дай ему Бог долгих лет жизни. Видя все это, прекрасно понимаешь, что без Божией помощи ничего сделать не можешь, ты слаб, ты нищ духом и без молитвы к Богу – ты никто, просто существо, которое потребляет, не создавая ничего взамен. Это ощущение потом живет в тебе весь следующий год, до нового крестного хода. И вот это ощущение сопричастности к чему-то важному и нужному – оно дорогого стоит, и ты хочешь вновь и вновь окунуться в эту непередаваемую атмосферу труда и молитвы, совершенствования своей души.

Ведь, по большому счету, все мы в этом мире – потребители. Мы кушаем, пользуемся какими-то услугами, покупаем машины, телевизоры, одежду. И мы уже настолько погрязли в этом потреблении, что оно стало греховным. Нам мало просто хорошей машины – нам надо очень хорошую. Нам не нужны фуфайка, лапти или валенки – нам просто необходимы супердорогие, модные вещи. Это потребление становится самоцелью, и человек под этим бесовским воздействием вырождается, превращается в животное. Сопротивляясь этому давлению и попадая в крестный ход, осознаешь, что ты человек, что ты тварь Божия, а не животное, которое живет по инстинктам и дьявольским подсказкам. Это понимание тоже дорогого стоит.

Думаю, что настоящие православные служители Церкви как раз и формируются в таких крестных ходах. Ведь молодому человеку, пришедшему в духовную семинарию, и не имеющему за плечами службы в армии, жизненного опыта, очень проблематично стать хорошим священником.

В крестном ходу, пройдя его несколько раз, молодой человек, находясь в православной среде, начинает понимать, что ему надо в этой жизни, кем он хочет быть и для чего. И если в этой атмосфере у него появляется желание стать священником, то это очень ценно. Испытав, что такое настоящая молитва, увидев настоящих подвижников Православия (их немного в крестном ходу, но они есть), и, возжелав стать подобным им, молодой человек накрепко прикипает к Святой Православной Церкви. Примеров тому очень много.

Корреспондент: Насколько мне известно, Вы написали книгу о Великорецком крестном ходе?

Николай: Да. После восьмого крестного хода у меня возникла мысль: а почему бы не написать книгу о Великорецком шествии? Материала на том момент скопилось уже порядочно. Подобрался замечательный авторский коллектив. Вероника, моя супруга, соответствующим образом обработала, отредактировала мои статьи о крестном ходе, мы подобрали фотографии и скомпоновали все это в формат книги. Мне бы хотелось поблагодарить за помощь Романа Маковского, который осуществил компьютерную верстку и изготовил оригинал-макет. Елена Фельк – очень грамотный человек с духовным образованием – была корректором.

Зимой мы отвезли макет книги в Киров, чтобы получить благословение на издание от Высокопреосвященнейшего Хрисанфа, митрополита Вятского и Слободского. Протоиерей Андрей Дудин, на тот момент, начальник канцелярии и епархиального архива, а также помощник предстоятеля Великорецкого крестного хода ознакомился с нашей книгой, предоставил нам дополнительные фотографии для издания и организовал нашу встречу с владыкой. С благословения митрополита Хрисанфа, мы приступили к изданию книги, и в 2010 году «Записки странника» вышли в свет.

Книга пошла по России, да и не только. Когда мы продаем ее на реке Великой, то ее покупают не только россияне, но и украинцы, и прибалты, и жители дальнего зарубежья. В этом году «Записки странника» увез с собой японец, который тоже шел в крестном ходу.

Насколько мне известно, под впечатлением этой книги только у нас в Ухте порядка пятидесяти человек пошли в Великорецкий крестный ход и с тех пор ходят регулярно. Благодаря этому православному шествию создаются новые семьи, восстанавливаются разрушенные, рождаются дети. То есть бывали такие случаи, когда женщина долго не могла родить, а сейчас уже многодетная мать. Не хочу хвастаться, но еще ни один человек, прочитавший эту книгу, не сказал, что она вышла неудачной. То есть милостью Божией получилось, как говорится, «попадание в десятку».

Корреспондент: Вероника, а как состоялся Ваш приход к Православию?

Вероника: Чем старше я становлюсь, тем более убеждаюсь в том, что жить надо по Божиему промыслу. Стараться понять Его волю о себе и поступать в соответствии с ней, и тогда жизнь действительно наладится. В Церковь люди приходят по разным причинам, но в основном человека к Богу приводит горе. Так случилось и со мной, но вера, Православная Церковь помогли мне полностью изменить жизнь. Я - профессиональный журналист, выпускница факультета журналистики Уральского государственного университета. В СМИ работаю с 1994 года. Начинала в газете «Ухта», где и проработала большую часть своей трудовой жизни. Когда я пришла в Церковь, для меня сразу нашлось два послушания, от которых я не стала отказываться – меня пригласили на клирос, поскольку у меня закончена музыкальная школа и есть некоторый опыт хорового пения, и предложили издавать православную газету «Колокол». Первым редактором издания был мой друг Валентин Приходько, его больше с нами нет, Царство ему Небесное. Он очень хорошо знал меня, и, несмотря на то, что сам был далек от журналистики, обладал удивительным талантом находить нужных людей, подбирать команду. Это удается далеко не каждому, а Валентин мог собрать вокруг себя и своей идеи группу единомышленников. Он был блестящим организатором. Сейчас человека уже нет, а дело его живет и это говорит о многом. Тогда он нашел меня, и мы вместе стали выпускать газету.

Благодаря «Колоколу» мы познакомились с моим будущим мужем Николаем - он приносил нам материалы для публикации, а я их редактировала. Проходил год за годом, было много событий и в гражданской жизни, и в церковной, и много раз мне хотелось бросить это дело. Но наши батюшки меня поддерживали, и как-то находились и время, и силы для издания газеты. Работали мы тогда бесплатно, во славу Божию. Сначала «Колокол» был приходской газетой храма Покрова Пресвятой Богородицы. Потихоньку мы росли и расширялись, и сегодняшнее издание уже не сравнить с газетой того времени.

Изначально у нас был принцип: как можно меньше перепечаток из Интернета и других СМИ, и как можно больше собственных материалов. Если происходило какое-то событие, то мы давали к нему комментарий нашего священника. Пускай он был не такой блестящий, как у того же отца Всеволода Чаплина или отца Димитрия Смирнова, но это был наш комментарий. Тогда мы целые выпуски посвящали церковным праздникам, православным традициям, но обязательно в нашем, местном изложении. Так для людей доступнее и ближе.

Работа в православной газете сблизила нас с Николаем. Мы расписались, повенчались, и когда стали жить вместе, то очень скоро почувствовали, что означает Венчание, и как оно укрепляет брак. Живем мы вместе не столь и долго – четыре года, но я не помню, чтобы мы за это время хотя бы раз всерьез поругались. Некоторые говорят: «Да мы всю жизнь живем так». Да лукавят они - не «так». Считаю, что наш брак, венчание добавили нам творческих, физических и интеллектуальных сил. Нас стало как бы больше. Появилось множество новых проектов. Еще до замужества я ездила молиться в Питер к святой Ксении Петербуржской, и регистрация нашего брака выпала как раз на день ее памяти. Мы искренне считаем, что она является покровительницей нашей семьи, и когда случаются какие-то сложные моменты, мы вместе поем акафист блаженной Ксении, и не было ни одного раза, чтобы она не помогла.
Николай: А венчались мы в день новомучеников и исповедников Российских, в престольный праздник одного из наших храмов. И ни ту, ни другую дату мы не подгадывали специально.

Корреспондент: Слушаю ваш рассказ, поневоле вспоминается: любовь это когда двое смотрят не друг на друга, а в одном направлении. Можно ли так сказать о Вас?

Николай: С абсолютной уверенностью. Друг на друга мы смотрим периодически, а в одну сторону глядим постоянно. У нас общее дело – это и газета, и духовно-просветительский центр «Сретение». Без Вероники я не мыслю существование газеты – она прекрасный журналист, специалист во всех вопросах, касающихся верстки, редактирования материалов, придумывания заголовков.

Вероника: У нас много общих дел и проектов. Когда мы стали жить и работать вместе, то у нас родился и замысел написать книгу «Записки странника». Мы создавали ее сообща, это была замечательная совместная работа. Кстати, этой книги могло бы, вообще не быть, но с Божией помощью и по благословению владыки Хрисанфа, все у нас получилось. Если, честно, то, ознакомившись с типографскими расценками, я не верила, что мы сможем ее издать. Первый тираж в 1000 экземпляров мы издавали на собственные средства: половину вложили мы с Николаем и половину нам дал отец Вадим Голубев, благочинный Ухтинского церковного округа.

На первую презентацию мы постарались пригласить максимальное число тех людей, которых могла бы заинтересовать эта книга. Пришел и Виталий Анатольевич Габуев, послушал нас, вдохновился и помог нам со средствами на издание второго тиража. Мы смогли выпустить 5000 экземпляров и впервые поехали с нашей книгой на реку Великую.

Корреспондент: Вероника, расскажите нашим читателям о духовно-просветительском центре «Сретение», который Вы возглавляете.

Вероника: Это тоже промысел Божий, уникальная, удивительная история. Еще год назад мне и в голову не могло прийти, что я буду постоянно работать в Церкви. Последние два года меня тяготило то, что я занимаюсь нелюбимым делом – работала ответственным секретарем в городской газете. Что подразумевает такая работа? В первую очередь – правку чужих текстов. Работа, отнимающая очень много времени и к тому же неблагодарная. Да и материал, который приходилось читать с утра до вечера, редко доставлял удовольствие.

И вот, в конце прошлого года произошла нелепая ситуация – на работе, куда я пришла по приглашению руководства, решили сократить мою должность. Накануне вечером я пропела акафист Божией Матери «Скоропослушнице» о помощи в делах, а утром меня вызвал главный редактор и сообщил о том, что в моих услугах не нуждаются. Сначала я была настолько ошарашена, что слегла на две недели. Отец Евгений Александров, настоятель Свято-Стефановского храма и благочинный Удорского церковного округа не благословил меня подавать в суд, а предложил работу в Церкви. Надо сказать, что у нас давно родилась идея создать духовно-просветительский центр в Ухте. Мы даже собирали по этому поводу общегородской круглый стол, но дальше разговоров дело не пошло. Поговорили и забыли, но не мы с мужем. У меня были подготовлены документы, положение о Центре, и вот со всем этим я пришла к отцу Евгению. Он выслушал нас и сказал: «Хорошо. Давайте делать Центр». С февраля месяца мы приступили к работе. Отремонтировали и обставили комнату в Стефановском храме. Замечателен тот факт, что у нас в приходе нашлись три дизайнера и один художник-оформитель. Это замечательные женщины, всегда готовые помочь. Когда у меня появляется какая-то новая идея, то стоит только позвонить, и вот мы уже собрались, все быстренько обсудили и приступили к реализации. Они помогали мне оформлять сцену к празднику православной книги и конкурсу чтецов. На Пасху мы подготовили общегородскую художественную выставку народного творчества.

Естественно, после сокращения у меня появилось больше времени и высвободилось столько энергии, что я тут же занялась родной газетой. Мы зарегистрировали ее в в Управлении по надзору в сфере массовых коммуникаций, немного изменив название на «Колокол Севера». Во время приезда владыки Питирима мы благословились у него на получение грифа Синодального информационного отдела РПЦ и получили его. То есть произошло очень много событий, знаменующих собой переход газеты на качественно новый уровень.

У нас есть еще один интересный проект. Когда я еще училась в университете и работала в городской газете, выпускала страничку, где писали дети. Руководитель моей дипломной работы помогла мне составить программу - «Введение в журналистику». Сейчас я несколько изменяю ее, чтобы более приблизить ее к православному видению жизни. И на основании этой программы веду: «Школу журналистики». К нам приходят дети со всего города. Занятия проходят в стенах Стефановского храма, и это тоже своего рода миссионерская работа. Потому, что я не только учу, как правильно писать, но и рассказываю о Православии, о храме, об иконах и вижу, что детям это интересно. Я ничего им не навязываю, больше говорю о светских вещах, чем о духовных, но в любом случае я объясняю, какой должна быть настоящая журналистика. Ведь если даже взять советское время, которое мне удалось застать, то тогда было понятие о морали, о журналиткой этике, о том, что можно и что нельзя. В университете это нам преподавали. А что творится сейчас? Чем меньше этики и морали в публикациях, тем веселее, интереснее, тем «круче». Некоторые из тех газет, что кладут нам в почтовые ящики, просто боюсь открывать. Такие бесплатно распространяемые издания попросту опасно давать детям в руки.

Корреспондент: А каково ваше мнение о современной светской журналистике?

Вероника: Она вырождается. Идет какая-то тенденция на оглупление читателя. В свое время мне попалась книжка под названием: «Пресса Шпрингера оглупляет». (прим. авт. -Для тех, кто не знает - концерн «Аксель Шпрингер», выпускает известную газету «Бильд» в Германии и много других изданий, в частности журнал «Maxim»). Так вот Шпрингер изначально отталкивался от того, что газета должна быть понятна любой домохозяйке. В ней должно быть больше картинок. Издание изначально было рассчитано на невысокий интеллектуальный уровень читателя. То, над чем смеялись и критиковали в советское время, расцвело сейчас пышным цветом. Как можно больше картинок, полное отсутствие анализа, полное отсутствие личного журналистского отношения к происходящему. Просто: факт – картинка, факт – картинка. И все. Эффект комикса. Причем чем скабрезнее будет кадр, тем лучше и интереснее.

Корреспондент: Вы считаете, что есть такие вещи, о которых, вообще, нельзя писать? Своего рода табу?

Вероника: Конечно, есть. Например, смакование подробностей автомобильных аварий, несчастных случаев и стихийных бедствий. Если сейчас включить новости по телевизору, то с чего начинается видеоряд? С трупов. И самое страшное, что люди к этому привыкли. Считаю, что та цензура, которая была в советское время, была благом. В первую очередь для читателя. В начале своей журналисткой деятельности я не чувствовала какого-то давления со стороны цензуры, писала критические статьи, и они публиковались, а главное, принимались меры, и никто меня за это не наказывал. Власть прислушивалась тогда к печатному слову. А сейчас можно писать все, что угодно, и ничего не изменится. Как говорится: «собака лает, караван идет». И это тоже обратная сторона вседозволенности в области СМИ.

Корреспондент: То есть Вы за цензуру?

Вероника: Да я за цензуру. И в первую очередь за цензуру в Интернете. Информационный ресурс, к которому имеют свободный доступ дети, не должен быть помойкой.

Корреспондент: Вероника, а как Вы представляете себе будущее бумажных изданий? Они отживают свой век и Интернет совсем вытеснит их, или у них есть будущее?

Вероника: Я думаю, что наши православные издания, по крайней мере, еще поживут. У нас небольшой тираж, но читатели любят нашу газету, передают ее друг другу, бережно к ней относятся. Это та газета, которую не выбрасывают. Многие делают подшивки.

Но насколько я знаю, крупные светские издания, та же газета «Коммерсантъ», готовятся к прекращению печати и переходу в Интернет, потому, что выпуск газеты на бумажном носителе становится экономически нецелесообразным.

Николай: Мне кажется, что выживут те издания, которые смогут стать высокодуховными. Потому, что на высокое искусство спрос есть всегда. В Интернете совершенно другое восприятие. Одно дело прочесть книгу в красивом бумажном издании, и совсем другое - с экрана монитора.

Корреспондент: В заключение нашей беседы хотелось бы спросить - вы занимаетесь духовно-просветительской, издательской деятельностью, фактически – миссионерством. Верите ли вы в духовное возрождение России?

Николай: Верю. Когда человек опускается все ниже и ниже, его считают за скота, и пичкают дикими театральными постановками, «произведениями», когда попса оглупляет все и вся, когда информационное пространство вокруг нас забито этой гадостью, то народ абстрагируется от этого - люди перестают смотреть телевизор, ходить на концерты. Ведь чем можно объяснить успех тех же «Бурановских бабушек»? Нельзя сказать, что они профессионалы, вокал и музыка средненькие, песня тоже не шедевр. Но искренность и любовь, которую видно в глазах каждой из них, привлекли симпатии всего мира. Мы все, и на Западе, и в России уже настолько отвыкли от искренности и привыкли к «глянцу»… А тут увидели: вот оно! Есть искренность, есть любовь, есть самопожертвование! Кстати, «Бурановские бабушки» хотят строить на свои гонорары храм.

Есть какая-то критическая точка, дальше которой падать уже нельзя. Мне кажется, что это уже близко, и вот когда все мы: и народ, и наши руководители, которые говорят одно, а делают противоположное, поймем, что дальше падать уже некуда, тогда Россия начнет возрождаться. Убежден, что одним из мощнейших рычагов духовного возрождения нашей страны являются именно крестные ходы, подобные Великорецкому, в котором участвуют десятки тысяч людей. В этом году на реке Великой было порядка 50 000 человек – целый город. И это не случайные зрители. В большинстве своем это воцерковленные, крепко стоящие в вере православные люди.

Вероника: А мне кажется, что духовное возрождение России уже идет. Ведь не случайно строится столько храмов, открывается столько обителей, создаются центры, подобные нашему. Возрождение России мы должны начинать сами, каждый на своем месте, по мере наших сил. Ведь то, что мы сейчас вложим в наших детей, то и получим лет через десять.

Николай: Согласен, если каждый из нас будет стараться достойно нести свой крест и молиться за свою семью, русский народ и матушку Россию, то и в целом все будет – Слава Богу!

Беседовал Владислав Пластинин

Другие способы внести пожертвование  

 

На главную страницу