На главную страницу

 Поделись ссылкой с друзьями

Икона святого Николая вернулась в Усть-Ижму

Пути Господни неисповедимы, именно поэтому бесполезно простому смертному планировать наперед свои дела. Так случилось и со мной. Во время беседы настоятель Стефановского храма отец Евгений рассказал мне о приглашении отца Сергия Павлова принять участие в крестном ходе Щельяюр – Усть-Ижма с иконой Николая Чудотворца. Я вежливо ответил, что предложение, конечно, интересное, почему бы и не съездить. Однако сказано мной все это было без особого энтузиазма. В планы мои сия поездка не входила.

Вечером этого же дня раздался звонок, мужчина представился отцом Сергием. И теперь уже сам повторил приглашение принять участие в крестном ходе. Я расспросил, насколько это было возможно по телефону, подробности этого православного мероприятия. Чему оно посвящено, откуда и куда идти, с какой иконой пойдем и последний, немаловажный вопрос – сколько километров в пути. Отец Сергий обстоятельно ответил на все мои вопросы, сказав в заключение, что протяженность крестного хода будет 30 километров, и идти будем по асфальтовой дороге.

Попросил у батюшки время подумать до утра, сославшись на некоторые неотложные дела. Однако раздумья мои были недолгими, уже через час я позвонил батюшке, подтвердив свой приезд. Мне очень хотелось побывать на родине моего отца.

Билет на поезд я приобрел без особых проблем. 7 августа в 19 часов я прибыл на станцию Ираель, проехав два с половиной часа на поезде. Здесь меня уже ждали, отец Сергий договорился с частником, который зарезервировал мне место до Щельяюра. В противном случае до конечной точки своего маршрута я мог и не доехать, по крайней мере, в этот день, водители, занимающиеся извозом пассажиров, работают под заказ, заранее составляя списки клиентов. Меня посадили в старенькую иномарку, сумку утрамбовали в забитый вещами багажник. За рулем сидел неразговорчивый серьезный мужчина примерно моих лет. Машину он вел аккуратно, и как мне показалось, не очень профессионально, частенько попадая в колдобины на дороге и тормозя там, где не надо. Чтобы как-то скоротать время я внимательно смотрел на обочину трассы, рядом с ней, практически на всем пути раскинулся сосновый бор с белым мхом. Пытался увидеть растущие в таких местах белые грибы. Несколько раз мне посчастливилось узреть коричневые шляпы лесных исполинов. Водитель подтвердил, что сейчас самая пора для белых грибов, их в этом году появилось великое множество.

Приятно поразило неплохое качество дорог, там, где мы проезжали, практически не было ни одной незаделанной выбоины. И пусть дорога то и дело вздымалась бугром, или опускалась впадиной, асфальт везде был аккуратно «заштопан» ямочным наплывом, видно было, что за дорогой следят. Путешествуя по разным уголкам нашего края и по другим весям и долам, я все больше прихожу к твердому убеждению, что об эффективности работы местной власти можно с большей долей вероятности судить по дорогам: хорошие они, значит власть работает, печется о народе ее избравшем, если дороги убиты, расхристанны, значит и власти надлежащей здесь нет, и людей, занимающих уютные кресла, надо срочно менять, не позволяя им «распиливать» бюджет. И все отговорки, что, дескать «нету у нас денег», неправда, для ухода за дорогой не надо слишком больших средств, важен здесь волевой настрой руководства, его желание держать ситуацию под контролем. Вовремя засыпать щебенкой или заляпать асфальтом дыру в дороге – на это не надо больших средств. В этом я убедился, путешествуя с отцом Евгением по дорогам Удорского района. Где все дороги в настоящее время дышат на ладан, но по ним можно ездить, не опасаясь провалиться в яму глубиной сантиметров в сорок, их своевременно латают, как «Тришкин кафтан», используя подручные средства.

Два часа в пути и вот впереди показываются преимущественно одноэтажные дома таежного поселка. Водитель подвез меня прямо к дому священника. Перед этим я позвонил отцу Сергию, что подъезжаю, батюшка вышел встречать меня. До этой нашей встречи я несколько раз видел отца Сергия в Ухте и в Сосногорске, он долгое время служил в Сосногорском благочинии у отца Сергия Филиппова, однако знакомы мы с ним не были.

Проходим в дом, в комнатах идеальная чистота, тепло и уютно. Как гостеприимный хозяин, батюшка сразу же предлагает сесть за стол, подкрепиться. На столе картошка со своего огорода, свежие овощи, ароматный чай, варенье. Завязывается неторопливая беседа, которая незаметно затягивается за полночь. Спохватываемся, уже пора ложиться спать, завтра неблизкий путь, надо выспаться.

Устав с дороги, переполненный впечатлениями, засыпаю мгновенно.

Честно говоря, пока я ехал до Щельяюра, сам крестный ход мне представлялся некой экзотической прогулкой с фотоаппаратом на груди по проселочным дорогам Ижемского района. Я наивно считал, что поучаствую в походе как сторонний наблюдатель, приглашенный на православное действо. Однако Николай угодник, икону именно этого святителя мы должны будем пронести из Щельяюра до Усть-Ижмы, рассудил по-иному.

Подъем в 6 утра, позавтракали, выдвигаемся к поселковой церкви святых мучеников Кирика и Иулитты, идти до нее минут 20. Еще с вечера, как заправский крестноходец я положил в пакет необходимые для перехода вещи – белую кепку, зонт и антикомарин. На полпути спохватываюсь, пакет с вещами я забыл в доме батюшки, настроение, однако, не испортилось, уповаю на святителя Николая, раз так случилось, значит не спроста.

К храму подходим первые, спустя несколько минут появляются прихожане, в основном это женщины, мужчин явно не хватает. Для несения иконы, хоругвей и фонаря требуется минимум 7 человек, лучше 9, чтобы была смена. Мужчин как раз 9, отрадно, что среди нас и глава Ижемского района Игорь Викторович Норкин (руководитель тоже решил поучаствовать в знаковом для района событии, несмотря на свою занятость). И пусть прошел он не весь путь, такое внимательное отношение к православным традициям и вере нашей, дорогого стоит.

Отец Сергий, словно извиняясь, говорит, что по-видимому и мне придется нести икону или хоругви. Я молча киваю головой. Итак, участвовать в крестном шествии только в качестве фотографа не удастся, буду полноправным хоругвеносцем.

Первые два километра я все-таки прошел без поклажи, успел сделать несколько общих снимков колонны крестноходцев. Последующий путь, точнее значительную его часть я нес хоругвь с иконой Спасителя. Погода была самая подходящая для шествия – сильный ветер, как следствие, полное отсутствие кровососущей твари, солнце закрыто кучевыми облаками, не жарко. Идем достаточно быстро, женщины беспрерывно поют молитвы. Мужчины стараются почаще сменять друг друга, однако свою хоругвь я не отдаю, решаю пройти с ней до конца. Идем почти два часа, все уже порядком устали, спрашиваю у батюшки скоро ли привал.

- Отдохнем в Красноборе, там нас и покормят, – ответил отец Сергий.

А тучи тем временем начинают окрашиваться в серо-темные краски, опускаются ниже, на горизонте, по ходу нашего движения, небесная сфера покрывается непрозрачной дымкой, верный признак надвигающегося дождя. Однако поселок уже рядом, мелкий моросящий дождик не успевает нас промочить, заходим в церковь, где батюшка проводит молебен, затем переходим в здание, расположенное поблизости. Нас ждет накрытый стол - бутерброды и горячий чай. Радушные хозяйки потчуют дорогих гостей незамысловатым угощением. А дождь в это время перешел в настоящий ливень, слышно как барабанят по крыше тугие струи воды. На сердце становится неспокойно, у меня нет ни зонта, ни головного убора. Однако стараюсь не отчаиваться, уповаю на Николая Чудотворца.

Проходит минут десять, все поели, начинаем собираться в дальнейший путь. Выходим из здания, дождь почти прекратился, капают отдельные мелкие капли. Иду в церковь, а в голове сидит одна мысль, надо найти кусок какого-нибудь целлофана, чтобы закрыть себя от непогоды. В подсобном помещении, вместе с такими же горемыками, находим несколько кусков полиэтилена, делим его на части, и сооружаем каждый себе, некое подобие плаща, скрепленное скотчем. На голову я повязываю женский платок и сверху на него одеваю черный целлофановый пакет, закрепив его сзади лентой скотча. Талию перепоясываю бечевой. Вид получился живописный, однако от непогоды вроде закрыт. Кстати, черный пакет я сразу же потерял, словно кто-то заботливой рукой сдернул его с головы, уж больно нелепо я бы выглядел в нем.

Выходим на дорогу, дождь к этому времени прекратился совсем, резко потеплело, подул свежий ветерок. Однако надетый на себя кулек решаю пока не снимать, вдруг снова накроет циклон. В таком виде прохожу метров пятьсот, тучи куда-то исчезли, появилось солнышко. Чувствую, что становлюсь мокрым изнутри. Срываю всю защитную экипировку, зову одну из женщин, идущих с нами в колонне, прошу отнести целлофан в сопровождающий нас автобус.

Идем небольшой компактной группой человек в 50, настроение боевое, шаг широкий, нас то и дело подгоняют крестноходцы, несущие икону Николая Чудотворца. Ускоряю шаг, вежливо подталкивая мужчину, идущего с фонарем в голове колонны, он невольно тормозит движение процессии.

В Красноборе к нам присоединились местные прихожане: Татьяна Прокопьевна Терентьева директор клуба и староста прихода, без нее и прихода бы не было, все на ней держится; Ольга Николаевна Ларионова - бухгалтер клуба с дочерьми Ириной и Валентиной; директор красноборской школы и депутат Ольга Николаевна Терентьева и учитель красноборской школы Анна Степановна Бессонова.

Отец Сергий все время рядом, он то забегает чуть вперед, чтобы сфотографировать нас, идущих в этой торжественной процессии, то сменяет одного из мужчин, несущих икону святителя. Вижу, как не легко приходится священнику, однако он мужественно идет, деля вместе с нами все тяготы нелегкого пешешествия. А испытание действительно серьезное, мне есть с чем сравнивать, все-таки за девять лет участия в Великорецком крестном ходе пришлось испытать всякое. Передвижение по шоссе с асфальтовым покрытием – это серьезно, здесь не бывает мелочей, неразношенная обувь, или туфли на тонкой подошве, тесное белье – все эти мелочи становятся большой проблемой, когда ходьба растягивается на 30 километров и идти надо в течение семи – восьми часов с небольшими перерывами на отдых и принятие пищи. Чем дальше мы уходим от Щельяюра, тем чаще становятся привалы, особенно тяжело крестноходцам, несущим икону святителя. Из-за неопытности, прихожане не одели на деревянные поручни специальные поролоновые накладки, поэтому сейчас мужчинам приходится нести носилки практически на руках, поскольку плечи нестерпимо болят от давления деревянных ручек.

Пройдено уже две трети пути, делаем привал, из подъехавшей к нам легковушки выходят прихожане с термосами и пакетами. Нас потчуют самым настоящим обедом из трех блюд: ухи из семги, каши и горячего чая с вкусной выпечкой. Спасибо отцу Сергию, это он настоял на том, чтобы накормили нас не сухим пайком, а полноценным горячим обедом. Немного посидели в автобусе, перевели дух и пошли дальше, все ближе приближаясь к конечной цели нашего нелегкого пути – селению Усть-Ижма. Именно туда мы должны были доставить икону Николая Чудотворца, поскольку первоначально она там и находилась до революции.

Когда начались гонения на верующих и разрушение храмов, не минула сия участь и Усть-Ижму, церковь имени святителя Пантелеимона была разрушена, а иконы свалены в кучу, для сожжения. В самый последний момент две девочки сумели вытащить из кучи икон образ святителя Николая и спрятать его. Со временем он оказался в Щельяюре. И вот отец Сергий, став настоятелем церкви, где находилась эта икона, решил вернуть ее на законное место в поселок Усть-Ижму, где к тому времени усилиями усть-ижемского депутата, директора ООО «Северстрой» Семена Зиновьевича Семяшкина и главы администрации сельского поселения «Кельчиюр» (к которому относится Усть-Ижма) Вера Даниловны Филипповой была уже возведена часовня.

На одном из последних привалов я подошел к алтарнику, Семену Иосифовичу Терентьеву, который шел с фонарем, и попросил его поменяться местами, надоело постоянно натыкаться на него, так как шел он медленно, постоянно оглядываясь на идущую сзади процессию. И вот я несу фонарь с горящей свечой и так же как несколькими минутами раньше Семен, постоянно оглядываюсь на идущих за мной людей, поскольку нельзя не убежать далеко от процессии, не тормозить движение уже порядком изможденных людей. Ноша эта оказалась не легкой, и ответственность возросла. В который уже раз покрываюсь липким потом, только на сей раз не от физической нагрузки, а от бремени ответственности. Однако все в этом мире когда-нибудь да кончается, впереди показались дома поселка, идти осталось всего ничего, какой-то километр, правда уже не по асфальту, а по проселочной дороге.

И вот перед нашим взором во всей красе, блестя позолотой куполов, предстала миниатюрная церковь. Местные жители радостно встречают нас.

При большом стечении народа отец Сергий отслужил благодарственный молебен с акафистом, наконец-то, спустя столько лет, икона вернулась на свое постоянное место «жительства».

После трудного, но такого благодатного путешествия, Семен Зиновьевич Семяшкин приглашает всех крестноходцев потрапезничать. Дружно садимся в автобус и едем в столовую, где для нас уже накрыты столы. Поварихи проворно наливают в тарелки горячую уху, на столе салаты, вареная картошка, жареная щука.

Домой в Щельяюр возвращаемся уже затемно, Семен Зиновьевич подвозит нас к самому дому, на прощание я дарю ему свою книгу, расстаемся тепло, по-братски.

Голова моя гудит от избытка информации, я благодарен батюшке, за то, что он выдернул меня из теплой и удобной обыденности городской жизни, и направил в необустроенную, с точки зрения обывателя, но такую благодатную среду деревенского существования. Где совсем по-другому течет время, не галопом или скачками, а плавно и величественно, где нет привычной городской суеты, которая, как писал я в своей книге «Записки странника» – пеленает тебя по рукам и ногам в беспокойном каменном мире. Здесь все по-другому и люди здесь другие, я не буду утверждать что они лучше, нет, но они проще, искреннее, безыскуснее, не держат камня за пазухой, улыбаясь при этом тебе мягкой интеллигентной улыбкой.
В Щельяюре, где служит отец Сергий, пусть и немногочисленная, но боевая, работоспособная, крепкая община, причем не только в самом поселке, но и в других населенных пунктах, которые он окормляет. В этой связи хотелось бы отметить: старосту прихода Людмилу Николаевну Каневу; заместителя старосты Эмилию Васильевну Каневу; ее дочерей Анну и Елену; казначея Ольгу Маратовну Терентьеву; бухгалтера Викторию Дитятеву; ее мать Лидию Вячеславовну (привозила нам обед с Любовью Васильевной Валейской), которые, не покладая рук, трудятся в храме на благо своей малой Родины. Активное участие в деятельности общины принимают также Татьяна Александровна с дочерью Еленой Семеновной (жена и дочь Семена Зиновьевича). Отлично зарекомендовали себя в крестном ходу юные прихожане - Родион с Натальей, внучкой Л.В. Валейской, которые, меняясь, несли храмовую икону. Да простят меня те православные, кого я не назвал на страницах моего повествования, Господь видит труды каждого, и каждому воздаст за это сторицею.

Возвратившись из таежного поселка, я часто вспоминаю отца Сергия, как же трудна и благодатна его работа на ниве духовного просвещения забытого властями края. Дай Господь ему здоровья, веры и терпения в этом нелегком, но таком нужном труде.

Николай Лудников.
8 августа 2012 года. Поселок Щельяюр.

Другие способы внести пожертвование  

 

На главную страницу