Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников
Когда
стоит сообщить епископу о нарушении священника, а когда не спешить
жаловаться, а сперва восполнить пробелы в собственном образовании,
какую опасность для молодого иеромонаха таит назначение на приход в
Москве, почему у греческого сельского батюшки лучшая машина в
деревне, а архиереи порой ездят на подержанных «рабочих лошадках», –
обо всем этом рассказывает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
— Как реагировать на то, что священник совершил грех?
— Святитель Игнатий Брянчанинов, отвечая на либеральную критику
Церкви, очень хорошо сказал: «Монашество барометр, который, стоя в
уединенной комнате, со всех сторон замкнутой, с точностью показывает
состояние погоды на улице». Эти слова можно отнести и к Церкви в
целом. Церковь — это тоже часть общества. Люди, которые составляют
Церковь, и клирики и миряне, не появляются с другой планеты. Это
люди, которые выросли рядом с нами, воспитывались таким же образом,
как и все остальные. И они болеют теми же болезнями, что и все
общество. Единственное, что их отличает от общества нецерковного –
это то, что они свое состояние осознали и пришли в больницу. Как
относиться к тому, что в больнице кто-то исполняет предписания
врача, а кто-то не исполняет, а пьет и курит, или вообще сбегает
оттуда? Закрыть больницу, сказать, что медицина как наука
несостоятельна и ничего хорошего от нее ждать не приходится?
Конечно, нет.
— Но разве Церковь не призвана быть другой, не такой,
как общество?
— Церковь призвана быть другой. Действительно, мы призваны к
святости. Абсолютно все. Но, видите ли, путь к святости даже у
великих святых был непростым. Люди не могут измениться в одночасье:
сегодня человек один, а завтра ― совсем другой, и таким уже
останется до смерти… Человек интересное создание: он поднимается на
какую-то высоту, но стоит ему задержаться и констатировать, какой он
молодец и насколько он сегодня лучше, чем вчера, как он тут же
падает ниже прежнего. Это закономерность духовной жизни. А Церковь
принимает абсолютно всех, со всеми их недостатками. Поэтому в этом
смысле Церковь действительно – срез нашего общества. Не секрет, что
с каждым годом гедонизм утверждается в нашем обществе в качестве
господствующей идеологии, и люди приходят в Церковь со все более
заметными «родимыми пятнами»: внутренними проблемами и ранами. Даже
если человек от этой идеологии убежал, он все равно не смог
полностью освободиться от ее влияния.
— Должен ли священник быть более благочестивым, чем его
прихожане? Обязан ли он быть подвижником? Ну, или хотя бы не ездить
на вызывающе дорогой машине?
— Что значит более благочестивым? Нет ведь таких измерительных
приборов, чтобы выйти поутру из своей квартиры и замерить уровень
благочестия в себе и в окружающем мире… Однако священник
действительно должен быть образцом, должен быть правилом для своих
прихожан. Он должен на деле исполнять то, к чему призывает, а в
материальном отношении – жить так же, как его паства. Но не стоит
выносить поспешных суждений, если нам кажется, что это не так.
Вот представьте: пришел человек в Церковь – искренний, верующий. Он
оставил за порогом все, что можно оставить, все, что у него было. Он
стремится к духовным вершинам и поэтому стал монахом. Потом ― раз, и
его назначили на большой московский приход – молодого, не очень
опытного монаха. И тут перед ним открываются такие возможности,
которые, возможно, никогда бы не открылись, если бы он монахом не
стал. Я не говорю, что он берет деньги из церковной кассы и
устраивает на них какие-то кутежи. Просто у него появляются новые
знакомые, духовные чада (например, известный эстрадный артист, или
кто-то еще). Эти люди возят его с собой, он для них нечто вроде
экзотической игрушки. Они для него становятся компанией, и
мало-помалу человек доходит до того, что разбивает какое-то
невообразимое средство передвижения при сомнительных
обстоятельствах. Как это произошло, в какой момент надо было
остановить этого молодого человека? И, может быть, все остальные
обязанности священника он выполнял замечательно. Допустим, он был
прекрасным настоятелем, по-доброму относился к людям, и люди его
любили, потому что он мог им помочь, выслушать, поехать ради этого
ночью на другой конец города… Одно с другим достаточно часто
сочетается. Поэтому будем стараться быть аккуратнее в своих
суждениях. И будем надеяться, что те ситуации, о которых сегодня
говорят в СМИ, кого-то остановят, кому-то послужат уроком.
Кстати, я вспомнил одну историю, никому о ней раньше не рассказывал.
Когда я был помоложе, я часто ездил в Грецию. Две вещи меня там
поразили, и я их хорошо запомнил. Несколько архиереев возили меня
там на своих машинах. Да, это были нормальные иномарки, но, что
называется, «рабочие лошадки» – не то что побитые, а очень
подержанные. Они ничем не выделялись из общего потока автомобилей.
Для меня это было первым уроком. А вторым… Мы были в гостях у
священника в маленьком селе высоко в горах, и я спрашивал, как живет
приход, на какие средства живет с семьей сам священник. Село
крохотное, по нашим меркам там не то, что семью, кошку прокормить
невозможно. Часть зарплаты священника дает митрополия, часть
государство, квартира всегда церковная. А машину, говорят мне,
всегда покупают обычные жители деревни, и всегда машина священника в
деревне самая лучшая! Речь, естественно, не идет о «Лексусах», о
какой-то претензии на роскошь. Но никому не придет в голову купить
себе машину лучше, чем машина священника. И если в соседней деревне
батюшке купили новую машину, то и здесь тоже возьмут и купят новую.
Я слушаю и думаю – у нас такое просто невозможно. А там это
естественно, потому что священник – это человек, которого уважают,
который сопровождает людей, всех жителей этого села, от рождения до
смерти. Это к вопросу о различиях в национальных психологиях.
— Нужно ли жаловаться епископу, если знаешь, что
священник совершил грех?
— То, что священники могут грешить и грешат – открытие не последних
двух недель, и даже не последних двух столетий. Именно для этого
Церковь имеет соответствующие каноны и обширный опыт борьбы с
недостатками духовенства, а также опыт избавления себя от
служителей, которые эти недостатки в себе преодолеть не могут. Есть
книги правил, в которых рассматриваются все возможные греховные
поступки, которые могут совершить клирики, и за которые канонами
полагается соответствующее наказание. Само слово епископ в переводе
означает «надзиратель». Если священник не исполняет своих
обязанностей, или исполняет их неправильно, и если вы являетесь
свидетелем недолжного поступка, совершенного священнослужителем, то
я уверен: именно обращение к епископу – самое правильное решение.
Если человек совершил поступок, несовместимый с пребыванием в
священном сане, он должен быть лишен этого сана. Если этот поступок
является еще и преступлением, подлежит уголовному наказанию, значит,
священник должен его понести, как и любой другой гражданин. Здесь
никаких вопросов быть не может.
А с другой стороны, встречаются ведь иногда у людей странные
представления о Церкви, о том, каким должен быть священнослужитель,
непонятно откуда взявшиеся. Вот мне написали жалобу: «Я пришла в
церковь, а нас оттуда выгнали». В чем оказалось дело? Выгнать не
выгнали, а сказали, что прежде чем крестить ребенка, нужно пройти
катехизаторские курсы. И вот пишут жалобы, как будто в магазине
обвесили, только что в общество потребителей не жалуются: я пришла,
извольте выполнить мое пожелание… Достаточно часто священника
обвиняют в том, что он сохраняет верность присяге, вместо того,
чтобы узаконить беззаконие.
— Откуда появилось непонимание обществом сути Церкви,
мифологизированность и оторванность от реальности ее образа?
— Пушкинское «мы ленивы и нелюбопытны» в наше время можно сказать,
пожалуй, о каждом из нас. На самом деле, если у человека есть
желание разобраться в том, что такое Церковь, и разобраться
беспристрастно, то в интернете есть все. Вы научитесь и богословию,
и литургике. Семинарию и академию можно закончить на основе тех
сведений, что сегодня доступны. Но мы ленивы, нелюбопытны и при этом
самоуверенны, ничего не зная, считаем, что можем судить обо всем.
Это же не только Церкви касается. Посмотрите, сколько у нас
специалистов в государственном управлении. У нас каждый знает, как
управлять страной, сельским хозяйством, что делать с экономикой и
как вести внешнюю политику. Люди не знают тех обстоятельств, которые
вокруг той или иной проблемы складываются годами, если не веками, но
при этом безапелляционно выносят самые радикальные суждения. А потом
начинают ругаться: почему их никто не слушает и не бежит немедленно
делать то, что они сказали… Абсолютно то же самое и по отношению к
Церкви. Это скорее особенность человеческой психологии.
— Но, все-таки, почему в большей степени критикуют
Церковь? Потому, что общество не понимает ее сути? Или мы
действительно заслужили эту критику своим состоянием, в том числе и
состояние духовенства?
— И первое, и второе. Еще стоит учитывать, что мы являемся
свидетелями массированной атаки на Церковь со стороны ангажированных
СМИ. Эта атака очевидна для человека, который следит за ситуацией:
на сетевых площадках, на радиостанциях и в телевизионных студиях
сидят умные люди и с отстраненным любопытством обсуждают подробности
этой атаки, ее технологию и качество исполнения. Берутся реальные
ситуации и события, и раздуваются настолько широко, насколько
возможно. Сообщения постоянно повторяются, поддерживая интерес к
теме. Иной раз для того, чтобы снова дать информацию в эфир, нет
даже никакого информационного повода. Но факт существования этой
компании ни в коем случае нас не оправдывает. Еще апостол Павел
говорил: не давайте повода ищущим повода (ср.: 2 Кор, 11, 12). Наши
собственные грехи и недостатки ни в коем случае не оправдываются
тем, что наши враги эти недостатки отыскивают и размахивают ими как
флагом. Но сам этот факт должен заставить верующего человека
насторожиться и призвать его сохранять здравомыслие и трезвость.
— Ваш пастырский совет человеку, увидевшему прегрешение
священника – как это пережить?
— Прежде всего, не надо специально всматриваться и искать эти грехи,
верить каким-то разговорам, потому что далеко не всегда человек грех
этот увидел сам: чаще всего где-то прочитал, от кого-то услышал. Я
бы не сказал, что так уж часто грехи священнослужителей бьют в глаза
присутствующим в храме людям. А еще есть такой добрый евангельский
совет: «Не судите, да не судимы будете». Надо понимать, что
священник – тоже человек, что у него точно так же есть
обстоятельства жизни, которые могут подвигнуть его к тому, что он не
сможет 24 часа в сутки быть ласковым, приветливым, добродушным и,
что называется, «при исполнении». Желательно, чтобы так было, но это
очень сложно. Священник так же, как и прихожане, подвержен
искушениям и грехам. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что если бы
все христиане были настоящими христианами, в мире уже не осталось бы
ни одного язычника или иудея. Все исторические неудачи Церкви
связаны только с одним – мы, люди Церкви, не отвечаем своему
предназначению и не живем так, как нам заповедовал жить Спаситель.
Кирилл МИЛОВИДОВ
Источник:
"Нескучный сад"
Другие способы внести пожертвование
|