Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Как помочь близкому человеку?
Часто
люди впервые приходят в храм, когда начинаются проблемы у их родных
или близких. И тогда неизбежно звучит вопрос: что делать? В этом
вопросе и боль, и надежда, и любовь, и отчаяние в собственных силах.
Конечно, священник отзовется и поговорит и утешит, как сможет, но и
самим приходящим надо понимать некоторые очевидные для православного
человека вещи, но, увы, не всегда очевидные для большинства
современных людей, не живущих церковной жизнью и до поры до времени
не стремящихся к ней.
Во-первых, надо понять, что если человек в какой-то крайней нужде
бросается к Богу, то Бог его не оставит. Но это не значит, что
помощь будет именно такой, какой мы ждем. Например, у кого-то
родственник оказался в реанимации, состояние критическое… Его родные
приходят в храм и спрашивают: что делать?! Конечно, надо молиться, и
Церковь в лице священника в этом добром деле первый помощник и
участник. Но мы не знаем, что именно полезно человеку для спасения
его души – болезнь или здоровье, жизнь или кончина. Поэтому, когда
мы молимся о нашем близком и просим молиться других, мы должны
знать, что мы всецело предаем человека в руки Бога, который Один
знает, что по-настоящему нужно человеку с точки зрения вечности, в
чем он нуждается. Конечно, мы молимся именно о здоровье, о
благополучии, но непременно добавляем в конце: «да будет воля Твоя».
Я это потому говорю, что часто люди, приходящие в храм в каких-то
отчаянных обстоятельствах, просят и ожидают от Бога, чтобы все
разрешилось именно и только так, как кажется хорошо самим
приходящим. При этом мы забываем, что наше понимание добра очень
относительно и обычно связано только с понятиями житейского, земного
благополучия. Мы мало заботимся о жизни души, о ее вечной участи и
спасении. Словом, приходя в храм и прося у Бога благ для своих
близких, мы должны и веру иметь, что Бог, знающий, что есть
действительное благо, управит именно так, как полезно с точки зрения
духовной, а не только с житейской и бытовой. Приходя в храм и прося
Бога войти в нашу жизнь, в жизнь наших близких, нужно быть готовым
это посещение Божие принять, а для этого нужна и решимость, и вера.
Кроме того, вот что нужно понять. Мы просим Бога с болью и крайним
рвением о благополучии своего близкого. Но много раз в Писании и Сам
Господь, и Его ученики говорят нам о том, что наша молитва, ее
действенность напрямую зависит от образа нашей жизни – условно
говоря, от того, насколько мы сами слышим и слушаемся Господа. Это
очень важно понять! Потому что в беспечности своей мы иногда годами,
день за днем, час за часом последовательно и сознательно отвергаем
правду христианской жизни, не хотим ее знать, и когда случается беда
или наступает проблема в нашей жизни или в жизни наших близких – это
бывает следствием такого постепенного и методического удаления
человека от Бога. И когда человек кричит Богу: «Помоги мне!» – он,
конечно, должен твердо осознавать свое действительное положение –
положение человека, отвергавшего Бога на протяжении многих лет,
может быть не с явной и сознательной дерзостью, но своими
поступками, своей беспечностью, своим нехристианским поведением в
самых разных обстоятельствах, своим небрежением к призыву Божиему.
Это как если бы мы отступали шаг за шагом от Бога спиной к обрыву,
слышали увещевания об опасности, уговоры остановиться, но не верили
им и продолжали свое движение. И вот однажды неизбежно наступает
момент «последнего шага», когда события развиваются с
катастрофической стремительностью. Но и здесь есть место для
покаяния, для сердечной молитвы и прошения о помиловании. И мы из
Библии знаем много примеров такого покаяния уже после падения и
знаем, что и такое покаяние принимается Господом и милосердие Его,
если можно так сказать, «смягчает» даже совершившееся уже падение и
сглаживает его последствия.
Об этом обязательно надо вспомнить и, конечно, из глубины сердечной
попросить прощения с обещанием положить начало исправлению. Без
этого всякая молитва будет всего лишь дерзостью человека, который
привык только требовать, не желая ничем жертвовать взамен. Итак,
приходя в храм и прося Бога о милости к своему ближнему,
находящемуся в трудных обстоятельствах, нужно начать менять и свою
жизнь – и начать менять незамедлительно.
В первую очередь, конечно, нужно как можно более ответственно и
серьезно подготовиться к исповеди и причастию. Это займет несколько
дней, а затем надо потихоньку начать выстраивать образ жизни,
сообразный с православной верой. Именно потихоньку, без рвения,
несмотря на желание моментальной и кардинальной перемены, которое
возникает иногда от воспламенения в душе благочестивой ревности. Но
все нужно делать понемногу, с рассуждением. В первую очередь надо
осмыслить и рассмотреть свою жизнь на предмет наличия в ней тяжких,
смертных грехов, и если таковые присутствуют – приложить все усилия,
чтобы от них избавиться. Смертными грехами мы называем крайнее
проявление любой страсти. Блуд, гордость, лихоимство, гнев… любая
страсть в своем свободном и полном развитии разрушает человека и
становится действительно опасной, смертной.
Кто-то из опытных духовников сказал, что тот, кто хочет помочь
своему близкому, должен стать подвижником. Это суровая правда.
Обычно просят помолиться, заказывают сорокоусты «в трех церквях»,
просят какую-то «специальную молитву», спрашивают, какому святому
молиться, не понимая, что не в самой молитве, не в тех или иных
словах заключается главная сила, а в готовности для спасения
близкого человека жертвовать собой, своим покоем, своими греховными
привычками, образом жизни. И только тогда боль о родном человеке,
молитва о нем может быть действенной, если эта боль и молитва
подкреплена личным подвигом или, по крайней мере, коренным
изменением безбожной и далекой от христианской нормы жизни (а именно
об этом приходится говорить в большинстве случаев).
В духовной жизни действует простой закон: «Друг друга тяготы носите,
и так исполните закон Христов» (Гал. 6: 2). Вот это ношение тягот и
есть какой-то духовный труд, подъятый ради спасения своего близкого.
И кто еще может этот труд подъять, как не близкий, родной человек.
Да, и молитвы священника, а наипаче молитвы, приносимые в храме, на
Божественной литургии, важны, но есть какая-то таинственная связь
между родными людьми и в плане спасения, так что иногда именно
близкий, а не кто-то другой должен принять на себя какой-то сугубый
духовный труд. К слову, тот труд, который надо предпринять человеку
(зачастую далекому от веры), на поверку оказывается не каким-то
сугубым подвигом, а всего лишь возвращением к нормальной
христианской жизни, к тому, какой эта жизнь должна быть в
повседневности, и только наша многолетняя беспечность удаляет нас от
этой нормы настолько, что она начинает нам казаться какой-то
непосильной ношей.
И еще вот о чем хочется сказать. Действительно, бывают, и даже
нередко, внезапные и чудесные избавления наших близких от тех или
иных болезней, опасностей и напастей. И случается тогда видеть
сияющие благодарные глаза родственников… Но так бывает далеко не
всегда. Гораздо чаще человек, приходящий в храм и просящий молитв о
своем близком, желающий ему помочь, должен запастись терпением и
понимать, что некоторые запутанные обстоятельства, запущенные
болезни и страсти не разрешаются моментально, а исправление той или
иной тягостной ситуации требует многого терпения, смирения и
постоянного приложения сил для изменения в лучшую сторону. Да и то
еще есть такие трудные обстоятельства, что даже при изменении личной
жизни, при постоянстве в молитве и благочестии плоды нашей веры и
упования бывают не видны годами, а иногда не видны и вовсе в этой
земной жизни. Но то, что они не видны, не значит, что их нет.
Есть такой хороший американский фильм «Эта замечательная жизнь». Так
вот, главный герой этого фильма – действительно добрый человек –
впал однажды в горькое уныние, потому что ему показалось, что все
его добро напрасно и бесполезно. И тогда ему было показано, каким
был бы мир, если бы он не совершал это свое повседневное и
«неприметное» добро.
Да, бывает и так, что плоды наших трудов не видны, и к этому тоже
нужно быть готовым, потому что разрешение всей нашей жизни и
результаты наших трудов мы можем узнать только по исходе из этого
мира, в свете Божиего суда и Его правды. Так что никогда ни при
каких обстоятельствах нельзя говорить, что наша вера и труды и
молитвы напрасны, только потому, что они не дают видимых
результатов. Напротив – ни одно доброе дело, ни одно сердечное
воздыхание не останется забвенным у Господа, только не всегда нам
полезно видеть плоды Божиего милосердия здесь, на земле, – и это
серьезный вопрос веры. Будем помнить, что многие праведники здесь,
на земле, были гонимы и презираемы даже до последнего своего
издыхания и так и не увидели триумфа, каких-то явных, с точки зрения
житейской правды, плодов своего благочестия. Но ни один из них не
остался забытым у Господа, и ни один из них не лишился радости
пребывания с Ним. Так же и все, о ком они молились при жизни или по
успении, не лишатся плодов этих молитв, если только сами хоть
что-нибудь приложили доброго к молитвам святых ходатаев.
Ну, и нельзя никак обойти стороной «практическую сторону», потому
что чаще всего приходящие в храм с болью о своих близких спрашивают,
что именно нужно читать, какую молитву.
Хорошо читать Псалтирь по своему близкому человеку, добавляя на
каждой «Славе» прошения о здравии (или об упокоении, если человек
преставился). Чтение Псалтыри удивительным образом успокаивает
человека, занимает его болезненно напряженный ум молитвой, позволяет
отвлечься от тревожных, панических, тягостных дум и соединяет с
Господом, который Один знает, как разрешить наши проблемы и
трудности.
К счастью, в наше время широко распространены так называемые «полные
молитвословы», где напечатаны молитвы на разные случаи жизни. Думаю,
человек сам может выбрать любую молитву, подходящую по смыслу к его
прошению, и читать ее терпеливо, ежедневно, добавляя в утренние и
вечерние молитвы, и если эта молитва будет произноситься от всего
сердца, с болью и любовью, если она будет подкреплена благими
изменениями собственной жизни – то нет никакого сомнения, что
Господь внемлет такой молитве и подаст именно то, что полезно нам и
нашим близким для спасения души во времени и в вечной жизни.
Священник Димитрий Шишкин
Источник:
Православие.ru
Другие способы внести пожертвование
|