23 сентября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл совершил великое освящение храма Усекновения главы Иоанна
Предтечи в Братеево — первого храма, возведенного в Москве в рамках
«Программы-200». По окончании чина освящения и Литургии Предстоятель
Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:
"Ваше Высокопреосвященство, владыка Арсений! Ваше Преосвященство,
владыка Тихон! Многочтимый отец Олег! Дорогие отцы, братия и сестры!
Уважаемый Георгий Викторович, префект Южного округа града Москвы!
Дорогие отцы, братия и сестры!
Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с большим событием в жизни
города Москвы и всей России. Начатая три года назад программа
строительства 200 храмов, которая осуществляется по милости Божией
несмотря на многие обстоятельства — сложные, греховные, суетные,
—увенчалась уже на этом этапе освящением первого храма — Усекновения
главы Иоанна Предтечи в Братееве. Замечательный величественный храм,
который был задуман еще до начала «Программы-200», возведен именно в
рамках этой программы, что помогло решить множество разного рода
проблем, ранее стоявших на пути его созидания. Я уже выразил свою
благодарность отцу Олегу и в завершение своего слова выражу
благодарность всем тем, кто здесь особо потрудился.
А сейчас я бы хотел обратить ваше внимание на сегодняшний день,
который согласно церковному Уставу называется неделей пред
Воздвижением. Неделя в переводе со славянского на русский —
воскресенье; значит, речь идет о воскресенье перед праздником
Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Апостольское и
евангельское чтения (Гал. 6:11-18; Ин. 3:13-17) сегодня посвящаются
Кресту — но не Распятию, как это бывает в Великую пятницу, а смыслу
того, что есть Крест для жизни мира, для жизни всего человеческого
рода. Так, в Послании к Галатам апостол Павел говорит: «Я не желал
бы хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа,
которым для меня мир распят, и я для мира».
Мы часто прочитываем поразительные по своему значению слова,
содержащиеся в Новом Завете, наполовину, на четверть, а иногда
вообще не вникая в смысл, — слова настолько глубокие, что даже люди,
живущие вне Церкви, могут, читая их, понять, что есть Крест Христов.
Напомню вам, что справа и слева от Спасителя были распяты разбойники
— люди, действительно тяжко преступившие закон, судимые по закону и
подлежавшие смертной казни. И разбойник, который был справа от
Христа Спасителя, совершенно непонятным, необъяснимым по-человечески
образом — ведь он был разбойник, а не пророк — увидел в Господе
Иисусе Сына Божиего. Понятно, когда апостолы на горе Фавор увидели
преображенного Спасителя в славе, в свете. Понятно, когда они
увидели Его воскресшим, Когда Он через стену прошел в комнату, где
они были собраны, и сказал им: «Мир вам». Понятно, когда они видели
Его восходящим на небо. Но как это могло быть в момент уничижения,
когда, казалось, все закончено и никакой это не Сын Божий, никакой
не пророк, а несчастный проповедник, который пытался сказать людям
что-то доброе, значительное, даже исцелял людей и воскрешал, — но
где же теперь Его сила? Вот Он висит на кресте — избитый, униженный,
оскорбленный, более того, умирающий! Никакой победы — только
поражение! Но в уничиженном, распятом Спасителе разбойник, что был
справа, увидел Сына Божиего и сказал Ему: «Помяни меня, Господи,
когда придешь в Царствие Твое».
За всю историю рода человеческого не было такого исповедания Господа
Спасителем и Сыном Божиим и, наверное, не будет. Своя собственная
боль — ведь он страдал так же, как Спаситель, — должна была закрыть
ему глаза на всякое прозрение, на всякую милость, на всякое доброе
слово, что и произошло с его товарищем, что висел слева от Христа.
Тот хулил Его и говорил: «Ты, так много сделавший, спаси Себя, а
заодно и нас». В общем, естественная логика: если Ты всемогущий,
если Ты исцелял, если Ты воскрешал, так давай сейчас прояви Свою
силу, и мы вместе с Тобой сойдем с креста и спасемся… Господь
простил разбойника, что был справа, и сказал: «Ныне будешь со Мной в
раю». И ничего не сказал, что тот, кто слева, погибал физически и
погибал духовно.
На Кресте была явлена правда, которую неспособен был в тот момент
увидеть никто — ни Пилат, ни Ирод, ни даже те, кто стоял около
Креста. Даже апостол Иоанн, стоявший у Креста, в то время, наверное,
не понимал. На Кресте на Голгофе была явлена правда Божия, и
разбойник, что справа, оказался оправдан, хотя был разбойником, а
тот, что слева, — осужден. И этот удивительный суд Креста отображен
в нашем русском распятии, когда нижняя перекладина справа поднята
вверх, а слева опущена: Крест как весы, как мера правосудия, как
мера добра и зла, как мера истины.
Что же означают эти дивные слова апостола Павла, которые мы сегодня
слышали: «Для меня мир распят Крестом, а я для мира»? Если бы он
сказал, что на Кресте распят мир, тогда каждый бы из нас понял, что
на Кресте распяты грехи мира. А что означает «мир распят Крестом»?
Означает только одно, что через Крест миру дано отличить добро от
зла и правду от лжи. И если мир не отличает добро от зла, прилагая
этот чудотворный, исполненный страданиями Самого Бога критерий, но
живет своим разумом, формулирует свои мерила добра и зла, создает
свои идеологии от самых что ни на есть заумных, философских, до
самых простых, прозаических, потребительских идеологий похоти,
греха, то мир распинается Крестом. Потому что в Кресте —
окончательная правда, которая так же непонятна сегодня многим, как
непонятна была разбойнику слева, как непонятна была римским воинам,
которые стояли у Креста, — они не видели этой правды и не могли
ничего увидеть, кроме истекающего, израненного, уничиженного
Человека.
Вот и сегодня очень многие, взирая на Крест Христов, ничего не
видят, кроме того, что кто-то о Кресте рассказывает как о некоей
сказке, о заблуждении или о том, что Крест ничего не принес миру и
что Церковь, которая призвана проповедовать о Кресте миру, не
соответствует этой проповеди: и священники плохие, и не на таких
машинах ездят, и не то делают… Сколько всего говорится, чтобы
человек отвернул свой взгляд от Креста Господня, чтобы сказал в
лучшем случае: «не знаю, что означает Крест», а в худшем: «и знать
не хочу».
«А для меня, — говорит апостол, — мир сей имеет на себе печать
Креста как великого мерила Божией правды». И как созвучны с этим
слова Евангелия от Иоанна, которые тоже сегодня слышали и которые,
конечно, относятся к смыслу и значению Голгофской Жертвы: «Не для
того Бог послал Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир
был спасен через Него». И Крест — это не печать страданий, это не
знак суда, а символ спасения, потому что каждый, кто принимает Крест
как мерило правды и принимает в сердце свое подвиг Христа Спасителя,
тот вместе с разбойником, с тем, что был распят справа, имеет
великую надежду услышать от Господа: «Со Мною будеши в раи». И это
замечательное воскресенье перед праздником Воздвижения Креста
Господня дает нам остроту духовного зрения, чтобы видеть, что
происходит с нами, с миром, с родом человеческим, прилагая к этой
картине Крест Христов. Именно потому и открыто было в видении «сим
победиши» равноапостольному Константину, при котором христиане
получили свободу. При этом имелась в виду не только победа
Константина над Максентием, не только победа христианства как
общественной институции — имелась в виду та самая победа, о которой
мы сегодня говорим. «Сим победиши» — Крестом победиши! Ибо если
следуешь тому, куда указывает Крест, то идешь по дороге правды, а
значит, по пути спасения, а спасение — это и есть победа человека
над всякой неправдой и над всяким злом силой благодати Божией.
Я всех вас сердечно поздравляю с этим замечательным днем и радуюсь,
что именно сегодня имел возможность вместе с вами совершить
освящение этого первого из 200 московских храмов — в замечательном
районе Москвы, в Братееве. Я хотел бы в память о сегодняшнем
освящении храма преподнести Казанскую икону Божией Матери. Пусть она
находится в этом храме и напоминает всем вам, и вашим детям, внукам
и следующим поколениям, о том дивном историческом событии,
участниками и свидетелями которого мы были сегодня.
Я также хотел бы выразить свою сердечную благодарность тем людям,
чьими материальными жертвами, добротой сердца был воздвигнут этот
храм. В его строительстве принимали участие тысячи и тысячи людей.
Кто-то жертвовал очень много, а кто-то столько, сколько мог, но пред
Богом жертва каждого является благоуханной, ибо деньги эти были
пожертвованы не на строительство чего-то, чем люди бы просто
наслаждались в этой жизни, а на строительство дома Божиего, в
котором благодать снисходит на верующих людей и где мы можем
возносить к Престолу Всевышнего свои молитвы.
Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником, с воскресным
днем; причастников — с принятием Святых Христовых Таин. Молитвами
святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, величайшего из
рожденных женами, как о нем было сказано Самим Христом, Господь да
управит нашу жизнь ко спасению и дарует мир, радость в сердце,
здравие и благополучие каждому. Храни вас Господь".