Поделись ссылкой с
друзьями |
|
"Будем говорить коротко и ясно..."
Беседа
с митрофорным протоиереем Владимиром Дунайчиком,
настоятелем Свято-Преображенского храма г.Сыктывкара, председателем
Православного Педагогического Общества им. святителя Стефана
Пермского
-
Дорогой отец Владимир, расскажите, пожалуйста, о себе.
- Я родился и вырос в западной части
Украины. Наш край был довольно таки поздно присоединен большевиками
к Советскому Союзу, поэтому жестокие гонения 20-х, 30-х годов нас не
коснулись. И если на восточную Украину большевики пришли в 1918
году, то к нам только в 1939. Потом была война. Ну, а после войны у
советской власти на западной Украине были более важные заботы, чем
борьба с религией, например, те же бендеровцы.
Когда же начались хрущевские гонения, то у нас они выразились в том,
что закрыли «всего навсего» каждую вторую церковь и поэтому только в
нашем районе было более 25 действующих церквей. Когда же в 1982 году
я приехал на Север, то в огромной епархии, объединяющей Мурманскую,
Архангельскую области и Республику Коми было всего 17 (!) приходов,
на РК приходилось только 3.
Исходя из этого, можно судить о том, что религиозная жизнь в
западных районах Украины сохранилась в значительно большей степени.
И если даже взять партийного работника средней руки, то он, чаще
всего, жил церковной жизнью. Исповедовался, причащался, венчался.
Конечно же не в открытую в своем районе, а скажем так – в соседнем.
В 20 км от нас была Почаевская Лавра, наши ответственные работники
ездили или туда, или в соседние приходы. Даже коммунисты не были
атеистами. Если кто-то и занимался антирелигиозной пропагандой, то
исключительно в силу своей должности, а не в силу убеждений. Не так
уж долго мы жили при советской власти, да и в целом по стране
времена были уже не те, когда можно было зайти в храм и попросту
пристрелить священника, как это случалось ранее. Гонения у нас
начались при Н.С.Хрущеве, в начале 60-х, в те времена, когда он
обещал показать в скором времени по телевизору последнего попа.
Обещать-то он обещал, да вот только ничего у него не получилось…
Храмы, конечно, позакрывали. Но у нас, в объединенной Тернопольской
и Львовской епархии на начало восьмидесятых годов оставалось порядка
1200 храмов, были действующие монастыри. Семья у нас была верующая.
Рос я в Боге. Да, что говорить - вся округа была открыто верующая.
Никто в Пасху или на Рождество не работал. Когда я приехал на Север,
мне было дико от звука работающей бензопилы в Православные
праздники. Конечно, у нас были и первомайские демонстрации и т.д.,
но на них народ просто веселился безо всякой идеологии. А уж на
Пасху все были в храме.
- Батюшка, а как вы оказались на
Севере?
- На Севере? На Север я приехал потому, что
в те времена с идеологией на Севере было попроще. У нас
рукоположиться было практически не реально. Даже люди, окончившие
духовную академию, не могли получить место священника. И вот в июне
1982 года я и поехал на Север. Сначала в Сибирь, в Иркутск к
епископу Мефодию, ныне митрополиту Пермскому. Почему в Иркутск?
Потому, что в отдаленных епархиях, хоть и с трудом, но можно было
рукоположиться, а Иркутская епархия занимала в то время весь Дальний
Восток. Поехали мы вдвоем с приятелем, нам было по 27 лет, оба были
еще не женаты. И вот его владыка оставил, а меня отправил обратно.
Чтобы принять человека с образованием, ему нужно было разрешение от
уполномоченного по дела религии. Он мне сказал: «Езжай домой и жди
телеграммы от меня, если все решится, то я тебя вызову». Вопрос
должен был решиться в течение двух месяцев, но получилось так, что
владыка и сам не провел двух месяцев в Иркутске, а был переведен на
Воронежскую кафедру. Впрочем, я был готов к тому, что мне придется
уехать из Иркутска. Перед отъездом мне приснился интересный сон, как
будто я приглашен на день рождения к своему другу, накрыт огромный
стол, за ним множество гостей, а для меня места за ним нет. Друг
развел руками и говорит: «Прости, я бы и рад тебя за стол посадить,
но для тебя, как видишь, места нет». Буквально через полчаса после
пробуждения меня вызвал владыка и отправил домой ждать телеграмму,
которой я по сей день не дождался.
Потом к нам домой вернулся священник,
который служил в Архангельской области, и был отпущен владыкой
Исидором на покой в связи с состоянием здоровья. Мы с ним были
хорошо знакомы. Он и еще некоторые люди просили за меня владыку
Исидора. И через некоторое время владыка пригласил меня к себе. Так
я оказался в Архангельской области. Три месяца провел на послушании
в Айкино и был рукоположен во диакона. 1 год и 8 месяцев я прослужил
диаконом в Архангельском кафедральном соборе и в г.Вельске. Потом
меня рукоположили во иерея и отправили в с.Ширша. Потом перевели в
Айкино, а уже потом в Сыктывкар. Приехал я уже будучи женатым.
Женился я в сентябре, а приехал на Север в декабре. В апреле я был
рукоположен, а супруга приехала ко мне ближе к Пасхе. В мае родился
наш первенец. Сейчас он хирург, работает в Москве. Старшая дочь
замужем за священником. Второй сын окончил экономический факультет
университета и работает. Младший сын – священник.
Желание стать священником у меня было с
детства, лет с пяти. Но я никогда не умел петь, и это меня смущало.
Ведь священник должен уметь хорошо петь. А так, я до сих пор помню
сон из детства: мой двоюродный дед взял меня с собой в город, мы
стоим у киевского Владимирского собора, идет Крестный ход,
возглавляемый Патриархом, все священнослужители в зеленом облачении
и в митрах, за ними идут миряне. А мы стоим слева от центрального
входа во Владимирский собор на коленях, и Крестный ход проходит мимо
нас. И вот один из иерархов крепко взял меня за шиворот и впихнул в
саму процессию священнослужителей в митрах. Правда при этом я,
почему-то увидел себя в схиме... И пошел я дальше вместе с ними. Я
все время помнил этот сон и со временем, бросил все сомнения и
поехал на север. Уезжал я поздней осенью на день Николая Чудотворца.
И мне опять приснился очень интересный сон. Кто-то, не знаю кто,
подошел к моей постели и сказал мне: «Перед отъездом попроси
благословения у своего приходского священника. Подойди и скажи:
«Именем Господним благослови, отче» - я так и сделал. На этот раз
проблем уже не было – никто не отправлял меня домой.
- Как можно охарактеризовать то
время, 80-е годы? Народ в храмах был?
- Народу было не много. Время было
серьезное. Жесткое. За совершение Таинств без ведома властей
привлекали к ответственности. Условия Крещения были таковы:
обязательное присутствие отца и матери крещаемого ребенка, они были
обязаны предоставить паспорта, а их данные записывались в книгу.
Также записывались данные крестных родителей. Это информацию
староста прихода был обязан передавать в райисполком и райком.
Вопрос стоял очень строго. Уполномоченный по делам религии выдавал
так называемую «регистрацию» священнику и только эта справка давала
право служения на приходе, указы епархиальных архиереев без нее
ничего не значили. Если священник был замечен в том, что он
совершил, допустим, Таинство Крещения, без ведома властей, то его
лишали этой справки и служить он больше не мог.
Крестили тихонько, не ставя в известность
власть придержащих. Венчали так же. Отпевания должны были
совершаться только с разрешения главы райисполкома. Хотя, конечно,
большую часть треб я исполнял без документов.
На Украине в это время тоже были сильные
гонения. Был даже такой случай. Молодые люди, юноша с девушкой,
встречались около храма. И только за это девушку отчислили из
педучилища. На Севере студенты ходили в храм спокойно. Видимо, это
потому, что на Севере таких людей были единицы, а на Украине власть
боролась с массовым явлением. На Пасху возле церкви стояли кордоны
милиции, и молодежь просто не пускали в храм.
- о.Владимир, а когда закончились
гонения и веровать стало можно открыто, то как изменилась ситуация в
храмах?
- Да. В 1991 ситуация изменилась резко. Один
раз в Айкино я крестил за один раз 96 человек. Каждое воскресенье
находилось человек 50, желающих принять Крещение. А по рассказам я
знаю, что в то время в Свято-Вознесенском храме в Кируле за один раз
крестилось около 400 человек. Конечно, я думаю, что молодое
поколение крестилось больше по вере родителей, бабушек и дедушек,
которые приводили их в храм. Люди были ничему не научены. Если бы мы
все с детства росли в вере, то сейчас наши храмы не вмещали бы
верующих прихожан. Они бы просто ломились от огромного количества
молящихся.
- Случалось ли Вам за время Вашего
служения встречать священников, подвергшихся репрессиям за свое
служение?
- Будем говорить коротко и ясно… Гонения
были…. Конечно, никого не расстреливали, но были и угрозы ареста и
ссылки. Я знал одного батюшку, который вернулся к нам на Украину из
другой епархии. КГБ взялось за него очень крепко. Его очень часто
вызывали на допросы, и каждый раз он прощался с семьей, потому что
угроза ареста была вполне реальна. Были такие случаи, что его
вывозили в лес и, по его словам, «играли им в футбол». Таким
образом, его принуждали к сотрудничеству. У нас в епархии был
батюшка, которого мучили следующим образом: каждую неделю вызывали
из деревни в Сыктывкар и допрашивали часами, угрожали физическим
устранением. Он обратился с жалобой к прокурору, и тот помог ему
добиться личной встречи с главой КГБ Архангельской области. После
этой встречи мучения прекратились. А было это уже перед самой
горбачевской «оттепелью».
Помнится, был такой уполномоченный по делам
религии по фамилии Томилов. Когда я был еще диаконом, он часто
вызывал меня, курил сигарету за сигаретой и часами допрашивал. До
обеда допрос три раза проходил по одному и тому же кругу вопросов.
Уполномоченный уходил на обед, а после обеда все начиналось по
новой, и так до конца рабочего дня.
Также очень жесткому давлению подвергались
молодые люди, желающие поступить в семинарию.
Зато тогдашние прихожане очень любили духовенство. Люди которые
тогда выбирали путь священнического служения, не испытывали особых
иллюзий и сознательно шли на этот путь. Все всё знали.
- Батюшка, а сейчас легче? Есть
такое мнение, что самое страшное гонение для Церкви – это отсутствие
явных гонений.
- Конечно, легче. Никто не мешает служить и
проповедовать. Однако, в школу, допустим, не пойдешь – запрещено, в
детский садик тоже. Разница в том, что во времена гонений народ в
Церковь шел сознательно. Люди шли к Богу, несмотря ни на что, хотя
прекрасно знали, чем это может для них обернутся. Они ехали из Инты,
из Воркуты, из Коряжмы. Это делалось, безусловно, по большой вере.
Также было и в первые века христианства. Люди шли к Богу, зная, что
можно, говоря коротко и ясно, лишиться головы. А потом, когда
христианство стало государственной религией, в Церковь хлынул поток
людей, и не все эти люди были верующими, мягко говоря. Когда
появлялись новые гонения, появлялась масса отступников и
раскольников. Тоже происходит и сейчас. Сейчас можно просто прийти в
Церковь и ничего тебе никто не скажет, это где-то даже модно.
- Отче, есть такое мнение, что
сейчас не рассвет, а совсем наоборот – закат христианства на Руси.
Последние времена. Апостасия.
- Боюсь ошибиться в прогнозах, но ситуация
нынче такова. На людей обрушивается мощный информационный поток,
такой, какого не было еще в истории человечества. Большинство людей
просто физически не в состоянии в нем сориентироваться. Есть,
конечно, пара православных телеканалов, но и они далеко не всем
технически доступны. С другой стороны, сложные религиозные передачи
дети не воспримут. А все основы мировоззрения, в том числе и
религиозного, закладываются именно в детстве. Родители нынче не
готовы просвещать детей светом Христовой истины. Большинство из тех,
кого я крестил, а крестил я тысяч двадцать человек, в храме не
видать. Так что сказать, что мы шибко преуспели в деле проповеди,
никак нельзя. И до тех пор, пока система образования не будет
пронизаны религиозным воспитанием, мы не преуспеем. Большинство
нашего народа, к сожалению, не является глубоко верующими людьми, и
соответственно они не в состоянии воспитать детей в вере, не смогут
дать ни знаний в этом вопросе, ни служить личным нравственным
примером.
На западе не было гонений на Церковь в нашем
смысле. У них не расстреливали священников, не ссылали верующих на
Соловки, а попросту отделили Церковь от школы. Но таким образом, они
преуспели гораздо более в деле разрушения веры в народе. Мы идем
сейчас тем же путем. Сейчас наше подрастающее поколение находится
практически полностью вне церковного общения. Что бы мы не говорили
в своих проповедях в храмах, в печатных и электронных изданиях –
просто не доходит до них, им прививаются другие интересы. И пусть
рядом со священниками в храмах стоят мэры, губернаторы, президенты –
это не будет примером, а только еще более будет отталкивать людей от
Церкви.
А то, что через средства массовой информации
идет духовное разложение народа, ведущее к его деградации, это уже
не может вызывать никаких сомнений. Есть передачи, где религиозная
составляющая переплетена с магией, оккультизмом и прочим. И вот из
этого мутного источника люди черпают свое представление о мире и о
религии. Они теряют все ориентиры.
Опять-таки, вседозволенность не ведет ни к
чему хорошему. Легко можно увидеть, что в духовном отношении крепче
те страны, где строже религиозные каноны.
Давайте говорить коротко и ясно: мы всегда
остаемся обманутыми. Когда после свержения Государя пришло к власти
временное правительство – все радовались. Пришли большевики – опять
таки, значительная часть населения радовалась. И кресты с храмов
сбивали топорами свои, а не приезжие откуда-то, не мусульмане, не
буддисты. И что получилось в итоге? А получилось то, что за
отступлением всегда неминуемо следует возмездие. Достаточно
вспомнить о том, как прекратилось богоборчество в Советском Союзе.
Его остановила страшная война, начавшаяся в День всех Святых, в
земле Российской просиявших. Восскорбев, наш народ снова обратился к
вере. Было открыто более 15000 храмов, а ведь перед войной их
оставалось всего порядка 400 на всю страну. Уничтожались священники
и епископат. Шло к тому, что в России могла прерваться цепь
апостольского преемства. Пойдем далее. Возобновил гонения Хрущев, и
стал единственным из советских правителей, который был снят с поста
генерального секретаря прижизненно. Отсюда вывод: Господь поругаем
не бывает.
Если мы не опомнимся, то и нас ждет
возмездие. Только крепкое стояние в вере может нас спасти. Мы же
черпаем с Европы все самое мерзкое. А не мешало бы обратить свой
взор на те страны, которые крепко держаться своих духовных корней.
- Сейчас часто можно увидеть, что на
Литургии причащается очень много младенцев. Родители же их не
причащаются. Просто приносят их к концу службы, причащают и уходят.
Как вы считаете – хорошо ли это?
- Я считаю, что это хорошо. Это зерно даст
свои всходы. Благодать останется. Останутся и воспоминания об этом.
К тому же я уверен, что родителей, которые носят детей к Причастию,
никак
нельзя
назвать нецерковными людьми. Те же, кто сам не причащается, тот и
ребенка не понесет. Просто мама может приносить ребенка в храм
несколько раз, а потом и сама вместе с ним причаститься. Я часто
вижу в храме пожилых людей, которые были крещены давным-давно, но не
ходили в церковь, а сейчас семя дало свои всходы, и человек пришел в
храм. А если ничего не посеяно, то и всходить нечему.
- Что Вы можете пожелать напоследок
нашим читателям.
- Я желаю им крепкого стояния в вере. И
прошу больше внимания уделять духовному воспитанию своих чад,
потому, что в них будущее Российской страны и Русской Церкви.
Беседовал Владислав Пластинин
|