Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Патриарх Кирилл: Служение мирян не
менее важно, чем служение священнослужителя
В
выпуске программы «Слово пастыря» от 28 мая 2011 года Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы
телезрителей.
Доброе утро, дорогие телезрители.
К нам поступил вопрос от Екатерины Васильевны Хромовой из
Санкт-Петербурга.
«Ваше Святейшество! В последнее время наблюдается
некоторая активизация по привлечению к участию в делах Церкви мирян.
Это очень радует, как и то, что голос народа Божиего стал слышнее.
За это Вам огромная благодарность. Но находятся среди верующих и те,
кто считает такие действия излишними и ведущими к обмирщвлению
Церкви. Большинство, правда, с этим несогласно, но ведь нельзя
подобные настроения не учитывать».
- Спасибо за вопрос. Он важен, потому что есть люди, которые
действительно не понимают, почему сегодня усиливается роль мирян в
жизни Церкви. Должен сказать, что обмирщвлением Церкви это не
грозит. И для того чтобы доказать этот тезис, я хотел бы еще раз
напомнить, что такое Церковь.
Ошибочно под Церковью подразумевать только иерархию — епископов,
священников, диаконов или тех людей, которые работают в Церкви.
Церковь — это весь народ Божий. Церковь являет себя тогда, когда она
совершает Божественную Евхаристию вокруг своего епископа или
священника, и каждый в Церкви имеет свое служение. И мирянин, то
есть крещеный член Церкви, — это не статист. Мирянин — это тот, кто
несет особое служение в Церкви. Быть мирянином — это тоже служение,
и посвящаемся мы на это служение через Таинство Крещения.
Поэтому когда в Церкви все делает только иерархия или духовенство, а
миряне лишь присутствуют на богослужении, то это очень опасно для
жизни Церкви, потому что в ней не реализуется самый главный принцип
церковного бытия: Церковь — это община веры, это народ Божий,
объединенный вокруг своего епископа.
А к чему приводит то положение, когда миряне не принимают участия в
жизни Церкви? Существует такое понятие, как секуляризация: это когда
священное, в том числе и церковное, отделяется от общественного.
Понятие это обычно применяется к оценке общественной или
государственной жизни, но его же можно применить и к жизни
церковной. Когда миряне отделены от реальной жизни Церкви, когда они
являются членами Церкви лишь по названию и по редкому посещению
храмов, то происходит некая внутренняя секуляризация религиозного
сознания. Мирянин не связывает себя с Церковью — он живет своей
жизнью, он вспоминает о Церкви в лучшем случае раз в неделю, а в
худшем — два-три раза в год.
Для того чтобы Церковь в полной мере проявляла свою природу в
реальной жизни, в церковную деятельность должны быть вовлечены и
миряне; и сегодня по милости Божией это вовлечение происходит. Кто
строит и восстанавливает храмы? В первую очередь миряне. Кто
участвует в делах благотворительности и милосердия? Кто направляет
на эти проекты свои средства? Кто реально участвует во всех этих
добрых делах? Это миряне. Кто занимается с молодежью, с детьми в
воскресных школах, в церковных детских садах и в гимназиях?
Опять-таки миряне. Кто в первую очередь несет современному обществу
свидетельство о христианской вере? Миряне — те самые, которые
разговаривают со своими коллегами на работе или просто в поезде, в
самолете, когда человек не стыдится сказать, что он христианин и
когда он отвечает на поставленные ему вопросы.
Мне приходится по роду своей работы, своего служения часто читать
биографии людей, которые поступают в духовные учебные заведения или
в монастыри, или испрашивают благословение на монашеский постриг или
на принятие сана. Нередко в этих биографиях люди рассказывают о
своем жизненном пути, причем не только формально: где учился, где
работал, но и о том, как пришел в Церковь. И вот на что я обратил
внимание. Чаще всего люди в сознательном возрасте обращаются к вере
через общение со своими друзьями, со знакомыми. Потом второй шаг —
прийти в церковь и послушать. Но первое, что чаще всего обращает
человека мыслью к Богу, — это разговор с друзьями, когда он или она
вдруг узнают, что их сосед, друг или знакомый — верующий человек. И
когда верующий человек способен рассказать о своем религиозном
опыте, рассказать о вере — это чаще всего и бывает первой искрой,
которая потом способствует возгоранию религиозного чувства человека.
Служение мирян не менее важно, чем служение священнослужителя. И
благодарить Бога нужно за то, что все больше и больше мирян
вовлекаются в это служение.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
|