Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Наставления молодым афонского старца
Даниила Катунакского
Старец
Даниил Катунакский (Димитриос Димитриадис; 1846-1929) - один из
замечательных представителей афонского монашества конца XIX - начала
XX века, основатель монашеской общины в Катунаках, великий исихаст и
неукротимый воитель духа. Старец Даниил был и духовным писателем,
оставившим весьма обширный свод сочинений, посвященных самым разным
вопросам (на русском языке в 2005 году вышел сборник его сочинений о
монашестве - «Ангельское житие»). В своих письмах многочисленным
духовным чадам старец не уставал направлять их на путь истинный,
давая советы и о том, чего надлежит остерегаться православным
молодым людям, желающим достичь той цели, которая стоит перед всяким
сознательным христианином.
Помещенное ниже письмо афонский подвижник написал более ста
лет назад - в 1902 году - двум греческим юношам. Высказанные отцом
Даниилом краткие и ясные рекомендации были выражены столь удачно,
что это письмо получило широкое распространение и было переведено с
греческого на другие языки. За минувшие сто лет эти советы принесли
пользу многим православным юношам и девушкам.
За любимых братьев Константина и Иоанна молюсь всей душой.
С огромной радостью я получил недавно два ваших письма, которые
прочитал с большим вниманием. Долг мой - ответить вам, направив вас
верной дорогой. Я, однако, адресую мой ответ вам обоим, так как вы
равно любите Господа и одинаково нуждаетесь в духовном руководстве и
образовании. А вам должно, спросив, внимательно выслушать то, что
говорят отцы.
Я был очень расстроен, прочитав в письме о вашем небрежении к своим
обязанностям и впадении во многие детские глупости. Но в то же время
я радовался тому, что вы пришли к покаянию и пожелали, чтобы я
научил вас, какой путь покаяния избрать, чтобы получить милость
нашего великодушного Бога, Которого вы серьезно опечалили детским
проступком.
В том, что вы погрешили против Бога и сбились с прямого пути Его
заповедей, нет ничего необычного: человеческая природа легко
соскальзывает с него и нередко впадает в грех. Однако было бы
ошибкой считать, что можно и далее оставаться во грехе, и мы должны
быть очень осторожными, чтобы, на горе нам, не умереть
нераскаявшимися.
Среди многих способов, которыми диавол - враг и разрушитель наших
душ - пользуется, чтобы обмануть православных, в частности молодежь,
есть одна ловушка, с помощью которой он смог ввести в заблуждение
многих молодых людей и полностью привести их к погибели.
Лукавый сначала представляет эту ловушку, притворяясь добрым и
отзывчивым, в качестве приманки для молодежи, призывает их к
свободе, смешливости, шутливой жестикуляции, распущенности, и,
наконец, употреблению и злоупотреблению алкоголем; все это, конечно,
не имеет катастрофических последствий для мира, но подразумевает
«свободу» с политически умной подачи. Таким образом, усваивая плохие
привычки, молодежь заполняет свою жизнь страстями и затем
оказывается обманута демонами и подобными им людьми. Эта ловушка
скрыта тяжелой тенью и абстрактными обоснованиями, создающими
впечатление того, что все это очень маленькие грехи и с возрастом
будут устранены, и, наконец, что этих вещей следует избегать только
отшельникам и монахам в горах.
Если бы только они могли понять, как далеко сворачивают с верного
пути под влиянием подобных требований, они бы убежали от этих
предлогов и оправданий, как от смертоносных змей. Цель псов сатаны -
сначала толкнуть молодого человека в малые грехи, парализовать
чувства, подстрекая его к шутке, непристойной картинке, смешливости
и пьянству, которые порождают все страсти.
Уверяю вас, если вы расспросите подробно вашего друга, подверженного
страстям, бесстыдного и нераскаявшегося, попросите его рассказать
вам о том, как он попал во власть таких отвратительных страстей, то
окажется, что основной причиной и началом послужили следствия его
первых шагов к небрежности и безразличию к вышеуказанным явлениям.
Как плотские похоти появляются от небрежности в мелочах, так и
духовно - от детской глупости человек приходит к нераскаянию и
отчаянию.
Верно то, что Господь Бог наш Иисус Христос, видя такие скольжения
человеческой природы, принимает раскаявшегося грешника с
распростертыми объятиями. В то же время, однако, Он говорит:
«Бодрствуйте и молитесь, ибо не знаете ни дня, ни часа, когда Сын
Человеческий придет». Он таким образом побуждает нас к тому, чтобы
мы всегда были готовы и чтобы в наших сосудах всегда был елей
раскаяния и любой другой добродетели, чтобы не быть исключенными из
небесного чертога, как неразумные девы. Но существует покаяние, и
когда молодой человек чист душой, избегает плохой компании и
пьянства, но лишь немного отклоняется от пути истинного, тогда
покаяние быстро удаляет молодые грехи. Однако если через плохие
привычки организм становится рабом греха, то исправиться сложнее, и
лишь немногие могут освободиться от [вражьих] изощренных ловушек.
Зная это, мои возлюбленные Константин и Иоанн, отныне не
поддавайтесь, ради Бога, слабостям, парализующим ваши чувства, ни
заигрываниям, ни шуткам, ни пьянству, ни плохим товарищам, с
которыми теряется страх Божий, и вы попадаете в плен демона
себялюбия и распутства. Но выбирайте скорее добродетельную жизнь с
Господом, во всем подражая вашему духовному отцу. Он единственный,
кто будет обучать вас в соответствии с законом Божиим и представит
вас в дальнейшем как небесных граждан.
Для того чтобы твердо следовать пути к Богу, вы должны:
1. Показывать большое послушание, доверие и согласие по отношению к
вашему наставнику (духовному отцу), всегда говорить ему правду.
2. Прекращать разговоры и шутки, потому что, как мы уже сказали, где
есть пустые разговоры, там страх Божий исчезает.
3. Выделить определенное время вечером для молитвы, которое назначит
ваш наставник.
4. Когда вы находитесь в церкви, полностью сосредоточиться на
слушании Божественной литургии, чтобы благодать Святого Духа вошла в
ваше сердце.
5. Соблюдать в обязательном порядке все установленные Церковью
посты, а не подражать губительному образу жизни сегодняшнего
поколения.
6. Всякий раз, когда это возможно, избегать употребления вина и
других алкогольных напитков, которые вызывают плотские желания.
7. Когда у вас есть свободное время, тратить его на чтение
святоотеческих книг.
8. Быть осторожными с некоторыми духовными отцами и учителями,
которые претендуют на то, чтобы научить вас добродетели и покаянию,
но вносят сладострастие, прекращая посты и отговаривая молодежь от
аскетизма, воздержания и чтения святоотеческих текстов, а также
выступая против монашеской жизни. Какой вред этим наносится
благочестивым юношам, бессмысленно и говорить; я видел многих, кого
ввели этими призывами в заблуждение и кто стали невольными жертвами.
9. Иметь большое почтение особенно к Божией Матери, Которая всегда
поможет на пути к спасению.
В заключение, я почтительно целую вас,
монах Даниил Катунакиотис
(Катунакия, Святая Гора, 19 июня 1902 года)
|