Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Священномученик Андроник,
архиепископ Пермский и Соликамский:
"Примирения между нами быть не
может..."
Священномученик
Андроник, архиепископ Пермский и Соликамский (в миру Владимир
Никольский), родился 1 августа 1870 года в семье диакона Ярославской
епархии, служившего в селе Поводнево, что в одиннадцати верстах от
града Углича. С отрочества он занимался крестьянским трудом и
участвовал в церковной жизни своего села, быстро возрастая разумом о
Христе. Первоначальное образование Владимир получил в Угличском
Духовном училище, поступив туда девяти лет от роду, а затем в
Ярославской Духовной Семинарии. После окончания Семинарии юноша
поступил в Московскую Духовную Академию, где на II курсе (1 августа
1893 года) принял монашеский постриг в двадцать три года, по
благословению и совету святого праведного Иоанна Кронштадтского, с
именем Андроник, в честь святого Апостола от семидесяти, епископа
Паннонийского.
По окончании Академии, в 1895 году, получив звание кандидата
богословия за сочинение «Древнецерковное учение о Евхаристии как
жертве в связи с вопросом об искуплении», он принимает сан
иеромонаха и назначается помощником инспектора в Кутаисскую Духовную
Семинарию. Через год становится преподавателем, а затем инспектором
Александровской миссионерской Семинарии, находившейся в Ардоне на
Северном Кавказ в Осетии.
Отец Андроник сразу расположил к себе местное население. Готовясь ко
второму учебному году, он неожиданно в 1897 году получает телеграмму
о своём назначении миссионером в Японию. По приезде на место
назначения он горячо взялся за дело миссионерства под вдохновляющим
окормлением уже славно трудившегося там Святителя Николая
(Касаткина, память 3 февраля). Японцы поразили его простотой
восприятия учения Христова и силой веры.
Однако, болезнь заставляет отца Андроника вернуться в Россию. В
течении шести лет он является ректором Уфимской Семинарии.
5 ноября 1906 года отец Андроник был хиротонисан в епископа
Киотского и назначен помощником архиепископа Николая (Касаткина).
Вторично приехав в Японию, в город Осака, он за короткое время сумел
создать там православную общину. Но климат южной азиатской страны
резко ухудшил и без того слабое здоровье епископа Андроника, и через
два года Синод по его прошению отзывает Владыку Андроника в Россию,
назначая его в 1908 году епископом Тихвинским, викарием Новгородской
епархии.
В те годы уже ясно виделось отступление общества от Церкви — и на
этом поле брани Владыка выступает могучим воином Христовым,
препобеждая безбожие и падение нравов словом Божиим. Вот что он
тогда писал: «Древний антихристианский заговор, начавшийся от тех,
которые кричали Пилату с яростью на Иисуса Христа: «распни, распни
Его; кровь Ею на нас и на чадах наших», — продолжавшийся в тайных
обществах, слился со всемирной иудейской организацией». «Собирайся
же плотней, Русский народ, заграждая уста безбожных, как триста лет
тому назад ты..., обманываемый, обольщаемый всеми, собрался вокруг
Минина и Пожарского и прогнал всех врагов, поставил пред Господом
Богом Царя и с ним водворил порядок».
В 1913 году Владыка назначается в Омск. Омская епархия охватывала
тогда территорию современного Восточного Казахстана, включая будущую
Карагандинскую область. Обширные земли осваивались русскими
переселенцами. Епископ игумен налаживал в переселенческих сёлах
церковную жизнь, преодолевая тысячи вёрст пути зачастую без
келейника и иподиакона. Подвижнический труд истощил его физически до
крайности, и священноначалие сочло необходимым перевести его на
«благополучную» Пермскую кафедру.
Полтора года служения в Сибири завершились переездом за Урал, на
Русский Север. Епископ Андроник вступил в управление Пермской
епархией. На Пермскую кафедру взошёл подвижник и
архипастырь-миссионер, подобный святому Стефану Пермскому — крепкий
молитвенник, ни во что вменявший всякое богатство. Все средства
жертвовал Владыка на помощь беднякам; одевался просто, никогда не
носил шёлковых ряс. Его жизнь была образцом древнего благочестия, а
время служения Святителя — временем расцвета духовной жизни в
Пермской епархии; устраивались лекции, беседы, собрания духовенства
и мирян; в аудитории при Стефановской часовне начались занятия
миссионерского и народно-певческого кружков; составилась хорошая
библиотека, из которой всем желающим выдавались книги на дом; во
всех храмах города служились акафисты, после которых проводились
беседы. Владыка объяснял народу духовный смысл идущей в то время
войны.
Пермь тогда отличалась прекрасными проповедниками, в подготовке
которых Владыка много потрудился, и которые позднее целым сонмом
засвидетельствовали истину своего служения мученичеством и
исповедничеством.
Для малоимущих при одном из храмов было организовано «попечительство
о бедных» со своей дешёвой столовой. При свечном заводе и на
подворье Белогорского монастыря открылись книжные лавки. При храме
училища слепых и в женском монастыре были устроены детские приюты.
Воскресенский храм содержал на свой счёт богадельню, в которой жили
около пятидесяти стариков. При кафедральном соборе организовалось
общество хоругвеносцев, насчитывавшее несколько десятков человек, а
в 1917 году была создана дружина по охране собора и архиерейского
дома.
Владыка высоко ценил духовную культуру русского народа. В своей
книге «Письма архиерея к иереям» (выдержавшей несколько изданий) он
писал: «Во всём уклад нашей жизни, в обычаях, в душевных исканиях, в
народном и даже литературном творчестве непременно есть искание
нравственной ценности жизни, отношение к ней именно с этой стороны».
А в своём слове при вступлении на Пермскую кафедру он сказал: «Нет,
не было на земле народа, который так глубоко и жизненно воспринимал
бы веру Христову... Если современному одряхлевшему миру суждено от
Вседержителя ещё воскреснуть к новой жизни, то это воскресение его
будет от Богоносного русского народа».
Касательно богослужебной практики Владыка советовал приходским
священникам завести в храмах общенародное пение, говоря при этом,
что: «Нет лучших распевов, чем знаменные». «Начать нужно со всем
известных молитв и кончить тем, чтобы все богослужение вместе с
канонархом исполнялось самими прихожанами». И это было именно то,
что позволяло верным быть «едиными усты и единым сердцем». «Кроме
того, непременно нужны внебогослужебныя чтения и беседы в храме, в
школе... На них уместно и следует завести пение хоровое и
общенародное. Тут будет и чтение от Божественного, и рассказ из
жизни святых или из истории поучительной. На сих чтениях удобно
может исполняться и самая катехизация народа». Большое значение
епископ придавал кружкам ревнителей благочестия, рассматривавшимся
им как очаги духовно-нравственного возрождения нации. В 1917 году на
обсуждении в Предсоборном Совете вопроса о допущении русского языка
в богослужении, Владыка твёрдо отстаивал незыблемость
церковно-славянского языка как особого богослужебного языка,
допуская перевод церковных книг лишь для домашнего употребления.
На своём личном миссионерском опыте он своими глазами видел, сколь
велико и положительно влияние разного рода паломничеств, а также
крестных ходов ко святыням. «Влияние на народ таких народных
торжественных богомолений весьма велико и несомненно. Особенно если
такие богомоления устраиваются вовремя, с предварительной
подготовкой, с личным воодушевлением священника. Нужно пользоваться
всяким удобным случаем, чтобы вызвать народ на это».
Владыка Андроник много способствовал народному просвещению и
проведению миссионерской деятельности в жизнь. В губернии было
немало старообрядцев, и в конце концов, благодаря его стараниям,
стали возникать единоверческие приходы, для которых трудами
преосвященного были учреждены специальные пастырские курсы для
подготовки единоверческих священнослужителей. Обучение заканчивалось
торжественным Богослужением. Литургию в единоверческом храме
совершал по служебнику XVI века сам Владыка.
Он также пробуждал в народе интерес к собственной истории. Так, по
его благословению десятки тысяч православных со множеством крестных
ходов собирались в монастыре на Белой горе в память избавления от
пугачёвских разбойников.
Отечественную войну 1914 года Владыка встретил открытием у себя в
епархии лазаретов для раненых и сам часто посещал находившихся в них
воинов. Летом 1916 года он отправляется к фронту в Царскую Ставку,
где был принят Государем.
Святитель предупреждал народ об опасности внутреннего врага, который
опаснее внешнего. «Россия разрушается теориями масонского
либерального кагала», — говорил Владыка, приподнимая завесу над
тайной беззакония. Позднее, в 1918 году он рассылает открытки и
письма многим архиереям по поводу беспорядков в стране, и не
получает ни одного ответа, как он сокрушается о том в письме к
Патриарху.
Наблюдая почти всеобщее государственно-правовое невежество и упадок
веры на Руси, Владыка считал, что невозможен переход от монархии к
иной форме правления без разрушения Российской государственности, и
в 1916 году в Пермской епархии были созданы особые миссионерские
курсы по обличению нового социалистическо-коммунистического
лжеучения. «Долг совести верноподданного и безграничная любовь к
Отечеству не дают мне молчать» — говорил Святитель Андроник.
Когда случился Февральский переворот 1917 года Владыка, узнав об
отречении Императора, 5 марта в Спасо-Преображенском кафедральном
соборе при огромном стечении народа на Литургии после чтения
Евангелия с великой душевной болью сказал: «Не стало у нас Царя...
Безчестные царские советники и слуги в своих расчётах скрывали
правду от сердца Царёва и делали всё, чтобы разъединить Царя с
народом и добились своего, но, добившись, они первые же и оставили
Царя одного, отказавшись далее служить ему. И так не стало у нас
Царя... и Церковь не смеет провозгласить эту святыню Русского
народа, всех объединяющую во единого соборного человека. Около Царя
Русияне объединялись как дети возле отца.... Как триста лет тому
назад, в лихолетье, разворовали Отечество подлые людишки и ввергли
его в погибель, так и ныне до этого довели безчестные царские
слуги... <...> Все как один человек, в эту грозную пору устоим в
ровности духа и далее со Христом единодушно, согласно и мирно да
пребываем все в это трудное время, возложенное на нас как испытание.
Пусть всякий знает: Отечество в Опасности; оно потрясено в основах
своих».
В марте 1917 года Пермский исполнительный комитет отправил
телеграмму обер-прокурору Святейшего Синода с требованием уволить
епископа Андроника от управления епархией «как опасного для
общественной безопасности и как препятствующего духовенству в его
праве соорганизоваться». Узнав об этом, Владыка отправил
обер-прокурору протест, указывая, что «моя опасность... очевидно
состоит... лишь в опасности для... самого совета рабочих и
солдатских депутатов, всем заправляющего по указке немецких и
еврейских провокаторов». Синод решил оставить Владыку на месте.
Вскоре начал работу Поместный Собор, и епископ уехал в Москву. На
Соборе был избран Священный Синод из шести человек, а на случай
гибели членов Синода было избрано шесть заместителей, и среди них и
епископ Андроник. На Соборе он вошёл в состав Издательского Отдела и
был одним из энергичнейших его деятелей. «Огнь пылающий» — так звали
его. Епископ Андроник делал всё возможное, чтобы документы Собора и
Послания продолжали печататься. В декабре и январе он пребывает в
Перми и обращается с нарочитым Посланием к своей пастве об
организации приходов. В начале 1918 года он возвращается в Москву и
возводится в сан архиепископа.
С февраля, после опубликования большевицкого декрета об отделении
Церкви от государства и школы от Церкви, начались бесчинства и
зверства со стороны властей по отношению к Церкви. Владыка
возвращается на кафедру, где продолжает обличать распоясавшуюся
безбожную власть как разбойников, бесстыдно обманывающих народ.
Тысячи людей — даже совершенно неверующих, шли послушать
мужественное слово Святителя. В ответ на декрет о национализации
церковного имущества, осуществление которого вылилось в грабежи
храмов, архиепископ, в своей проповеди с амвона обращаясь к агентам
власти, прятавшимся среди верных, сказал: «Идите и передайте Вашим
главарям, что к дверям храмов и ризниц они подойдут, только
перешагнув через мой труп, а при мне и гроша ломаного церковного не
получат».
После первого неудачного со стороны властей ареста Владыки, им
предвиденного, большевики решились на крайние меры. Город объявили
на военном положении. Для ареста Святителя 4 июня было поднято до
полутора тысяч человек. Боясь, как бы кто не оповестил народ, у
колокольни поставили двух конных милиционеров. Далеко за полночь
отряд чекистов подошёл к собору и несколько человек, поднявшись к
Владыке, бодрствовавшему вместе с двумя священниками, увели
Святителя. Внезапно с соборной колокольни ударили в набат,
остановленный двумя выстрелами в героя, пытавшегося поднять народ.
Набат был услышан и к зданию милиции стали спешно подтягиваться
люди, требуя освободить Владыку Андроника; однако с помощью силы
возмущение людей было подавлено.
6 июня 1918 года состоялся допрос архиепископа. Святитель Андроник
молча занял одно из кресел возле письменного стола и долго не
отвечал ни на один вопрос. Затем снял панагию, завернул её в большой
шёлковый лиловый платок, положил перед собой на письменный стол и,
обращаясь к следователям, сказал: «Мы враги открытые, примирения
между нами быть не может. Если бы я не был архипастырем и была
необходимость решать вашу участь, то я, приняв грех на себя,
приказал бы вас повесить немедленно. Больше нам разговаривать не о
чем». Сказав это, он не спешно развернул платок, надел панагию,
спокойно поправил её на груди и, весь погрузившись в молитву, не
проронил более ни слова.
Палачи отвезли исповедника в лес по Сибирскому тракту в ночь на 7
июня и заставили вырыть себе могилу, грозя закопать его живым.
Закончив работу, Владыка минуть десять помолился, поклонился на
четыре стороны света, и лёг в своё последнее пристанище. Его тут же
начали закапывать заживо, но священномученик не подавал признаков
жизни. Несколькими выстрелами чекисты закончили свою «работу адову».
Перед этим они сняли с Владыки архиерейский наперсный серебряный
крест, на цепи от которого затем водили собаку.
В последние месяцы жизни Святителя многие потеряли надежду на
духовное возрождение нашей обманом завоёванной Руси. «Стоном стонет
наш народ, — говорил со слезами сам Владыка, — Но воскреснет
погибающая в прахе и пепле Россия родимая», — пророчески не
сомневался он.
Поместный Собор Российской Православной Церкви направил в Пермь
особую комиссию «для расследования ареста архиепископа Андроника и
последующих церковных событий. Она состояла из священномученика
Черниговского архиепископа Василия (Богоявленского, память 14
августа), ректора местной Духовной Семинарии архимандрита Матфея и
ещё члена Синода — мирянина. Советская власть дала ей возможность
произвести следствие и выехать до Камского железнодорожного моста,
где поезд был остановлен и члены комиссии убиты ворвавшимися в вагон
красноармейцами. Произошло это 1 (14 н. ст.) августа 1918 года.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на
Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе
2000 года для общецерковного почитания.
http://days.pravoslavie.ru
|