На главную страницу

 Поделись ссылкой с друзьями

Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа!

Казачество – в большинстве своём православный народ, являющийся исторически сложившейся общностью граждан России, имеющих определённые традиции по хозяйственному укладу жизни, самобытной культуре и особенным взаимоотношениям с государством. Казачество - это состояние духа! Воспитать в себе казачий дух мог каждый, кто выше служения собственному эгоизму, собственному благосостоянию поставил служение христианству и добру, самое тяжелое служение - служение воинское!
В Республике растёт интерес к казачеству, к казачьему образованию, позволяющему сохранять и умножать исторически сложившиеся ценности казачьей культуры, развивать богатое историческое наследие, традиции казаков, несмотря на то, что территория Коми края не относится к районам проживания казаков. Казаки населили республику в результате миграционных процессов, а начало возрождения казачества в нашей республике приходится на девяностые годы прошлого столетия. В настоящее время самые многочисленные организации казаков республики имеют статус общественных организаций, хотя существуют и реестровые организации, приписанные к разным войскам. Работа казачьих организаций направлена на патриотическое воспитание, и в первую очередь молодёжи. В 1998 г. силами Сосногорского казачества в детском доме был создан первый кадетский класс, в котором началось изучение истории казачества, Православия под лозунгом: «Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа!». Спустя год начали действовать кадетские классы и в Сосногорской средней школе № 3. Была усилена физическая подготовка, углублённо начали изучать историю казачества. В настоящее время работает кадетская школа.
Казаки, предки которых, подверглись массовому красному террору - расказачиванию, будучи оторванными от истоков родной культуры, все же смогли организоваться, создать общественные объединения, деятельность которых замечена правительством Республики.
В 1990 году на учредительном Большом казачьем круге в Москве был образован Союз казаков России. В 2000 году на очередном Большом круге казаков России было принято решение о создании общественно-политического движения «Казаки России».

Предлагаем Вашему вниманию беседу с советником атамана северного казачьего войска в Сосногорске Лаппа В. В., майором спецназа в запасе, ветераном войны в Афганистане, участником контртеррористической операции в Чечне, участником VII Республиканского военно-патриотического Троицкого слета-фестиваля “Служу Отечеству».

- Владимир Владимирович, пожалуйста, сначала о себе.
- Родился 17 июня 1961 года на Украине в Кировограде, в семье военнослужащего, отец служил военным. Поэтому у меня с раннего детства была мечта стать военным и защищать Родину. По рассказам мамы, меня крестили в два месяца в храме Преображения Господня, на Украине. Крестил священник отец Владимир, он уже упокоился. Храм этот существует до сих пор, мама постоянно там бывает, потому что это неотъемлемая часть нашей сегодняшней жизни.
- Мамы была верующая?
- В те времена, я хочу отметить, что не очень. И я был комсомольцем, активистом, поэтому не всегда проявлял интерес к вере. Шкодничал я там. Помню, что бабушка моя, мамина тетя, она маму воспитывала, когда жили в деревне и когда я ложился спать, то она зажигала лампадку, и читала молитвы, и я засыпал под чтение молитв, вечернего правила. Я высыпался и мне было очень хорошо, она меня очень любила. В памяти осталась какая-то мазанка на Украине, соломенная крыша, глиняный пол и у окна иконы, чей образ был, не помню. Когда папа умер в 1993 году, мама говорила, что у него всегда был с собой образ Николая Угодника. Естественно было такое время, что, хотя и в храм я приходил неоднократно, но дальше этого ничего не пошло. В 1978 году я был принят в военное училище. Потом пошел служить. Призвали меня в Средне-Азиатский пограничный округ.
- На срочную службу?
- Да, на срочную. На иранскую границу. После окончания учебного пункта служил два месяца на заставе. Потом был направлен в спортивную роту, бороться. Хорошо показал себя там. Затем, когда государству надо было оказывать интернациональную помощь, был направлен в н-ский отряд, на афганскую границу. Служба в Афганистане была непростая, страшно было, одним словом, поэтому все равно кто-то в душе обращался к Богу.
- В окопах атеистов не бывает?
- Были, нам не хватало, как например, в Чечне, полковых священников, чтобы, как в Чечне кричать: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос Воскресе!». В Афганистане такого не было. Но я, еще будучи пионером, сдавая экзамены, говорил про себя, молился: «Господи помилуй, Господи помоги». Так и в Афганистане, когда 17 октября в Н-ском ущелье нас хорошо потрепали, молился. Тогда был подбит вертолет, погибли десять человек, я был контужен. После Афганистана продолжил учебу в военном училище, в Прибалтике, потом был переведен в Красноярский край, потом на Украину, потом, по воле Божьей, перевели сюда, в Коми.
- В какой род войск?
- Я служил в МВД. Здесь, в Республике Коми, красивые места, и, не побоюсь это сказать, намоленные. В 1998 году, когда я проживал в Айкино, там был иеромонах отец Тит. И вот я пришел на его службу. Конечно, никто меня не приводил, я сам пришел. Пришел туда по зову сердца, и начал потихонечку посещать храм Преображения Господня. Попостился в Великий пост, как говорится, по силам, приобрел православное Евангелие. Иногда прочитывал его, но духовного отца не было. Ходил к отцу Титу на службу. Причастился первый раз там, исповедовался и уехал служить в Чечню. Так началась у меня другая жизнь. Почему? Духовным зрением начал смотреть на мир. С супругой мы венчались в этом же храме Преображения Господня. Таинство Венчания совершал иеромонах Варфоломей. Это было в 2002 году, когда мы с супругой начали более серьезно относиться к Православной вере.
Затем начал участвовать в церковно-приходской жизни. Воскресная школа была только в Архангельской епархии. Первое время тыкался, как слепой котенок. Много возникало вопросов, и по совету священника о. Андрея Чикунова, я поступил в духовное училище. С Божьей помощью, проучился три года. Окончил. Сейчас я знаю, как много я не понимал, Жаль, что учеба пролетела так быстро, кажется, что так бы учился и учился дальше. Очень благодарен преподавателям. Они самоотверженно трудятся и так много нам дали.
- Сейчас вы являетесь атаманом казачества?
- У меня есть казачьи корни. Мой прадед был казаком, Георгиевским кавалером. Я советник атамана отдела северного казачьего войска в Сосногорске.
- Что можете сказать про войну?
- В Афганистане примеров было много, но тогда была власть замполитов. Говорили так: «Если Господь есть, то мы это все пройдем». В Чечне было по-другому, встречались с иноверцами, они чтут свою веру, у нас тоже солдатам уже выдавались молитвословы. Служа в закрытом подразделении, мы отдельно перед каждой операцией молились, духовно готовились. В Шатое мне передали крест, и когда мы уезжали, я этот крест передал смене.
- К казачеству отношение неоднозначное, как по-вашему?
- Как возрождать то чего нет? Это надо заново создавать. Как защищать Православие невоцерквленным? Казачество это не патриотический клуб, нужно жить этой жизнью, соблюдать традиции, прежде всего, православные традиции. Это мое мнение. В Коми задача казачества поддерживать Православие.
- Вы считаете, что Россия победила в Чеченской войне?
- Мы туда ехали не с народом воевать и не покорять их. Я там передвигался большей частью без оружия, хотя там разгул бандитизма был. Жители деревень и аулов говорили мне: «Как нам все это надоело. Если вы уйдете, нам не выстоять, не справиться». В Афгане еще хуже было, там чужой народ приходилось защищать. Официально нас пограничников там не было, форма у нас была без опознавательных знаков. Только совсем недавно мне вручили нагрудный знак «Погранвойска СССР в Афганистане».
- Как Вы смотрите на то, что сейчас происходит с молодежью?
- Молодежи надо опомниться пока не поздно. Идеологии сейчас уже нет, воспитывать уже некому, и не так много примеров для подражания. А воспитывать можно только своим примером. Молодежи придется самой выбирать, «или пан, или пропал». Не быть рабом наркотиков, алкоголя. Быть людьми. Да поможет нам Бог!

газета "Епархиальные Ведомости" №6 (198) 2011 год

На главную страницу