На главную страницу

 Поделись ссылкой с друзьями

"Еще не поздно одуматься"
 интервью о.Михаила Францева газете "Печорское время"

Сегодняшний собеседник нашего корреспондента настоятель прихода храма святителя Николая Чудотворца г. Инты иерей Михаил Францев ответил на вопросы, поступающие в редакцию газеты "Печорское время", связанные с ситуацией, сложившейся вокруг прихода храма Спаса Нерукотворного в Печоре. Ему, активному участнику событий, направленному в наш город по благословению владыки Питирима для оказания помощи благочинному округа и вновь назначенному священнику храма Спаса Нерукотворного, хорошо известно о происходящем здесь.

- Итак, о. Михаил, в чем заключается ваша задача в Печоре?

- Своим указом епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим направил меня в Печору для осуществления приемо-передачи дел. Вы знаете, что ранее был отстранен от осуществления богослужений один настоятель и назначен другой. В храме Спаса Нерукотворного стал служить мой отец, Василий Францев, который к тому же является помощником благочинного Интинского церковного округа (куда входит и Печора), протоиерея Василия Потрясова. Ему в обязанности вменена пастырская деятельность по Печорскому району.

- Как очевидец происходящего, что можете сказать о причинах возникновения столь конфликтной ситуации, в которую оказалась вовлеченной часть прихожан?

- Произошло следующее: по указу владыки в приход храма Спаса Нерукотворного был направлен из Сыктывкара диакон Виталий Полищук, служивший ранее в кафедральном соборе. Затем возник конфликт между владыкой и настоятелем храма о. Константином. В результате последний указом епископа Питирима был освобожден от должностей настоятеля прихода, помощника благочинного по Печорскому району, а также ему было запрещено проведение богослужений до Пасхи. Как результат о. Константин Качур стал третьим штатным священником прихода. Вновь назначенному на данные должности о. Василию Францеву, как полагается, следовало передать дела, материальные ценности, утварь. Но происходившее далее показало, что о. Константин не намерен этого делать.

- Скажите, что означает запрет проведения богослужений?

- Это временная мера, которую применяют до момента отмены указа епископа. В конкретном случае она распространялась с 12 по 24 апреля. На этот период назначается на соответствующую должность другой священник. Все это вместе взятое требовало от о. Константина Качура подчинения, исполнения присяги, данной им при рукоположении в сан. Но, к большому сожалению, он проявил не смирение, а, наоборот, упорство, достойное лучшего применения. Хотя при личной беседе и говорил: "Я смирился. А все происходящее - это сами люди, прихожане творят". Но, если учитывать, что прихожане относятся к конкретному приходу, чей духовный пастырь о. Константин Качур, нельзя обольщаться на тот счет, что инициатива, ведущая к обострению сугубо внутреннего конфликта, придание ему общественного звучания, исходит не от настоятеля прихода. Дальше - больше: наши видеозаписи, сделанные в ходе процедуры приемо-передачи дел (она все-таки состоялась, несмотря на противостояние) показывают, кто режиссирует события. Так, после концерта духовного пения в храме, где собралась большая масса верующих, прозвучал призыв о. Константина Качура не расходиться, а стать участниками приемо-передачи. Хотя зачем вовлекать людей в строго деловую процедуру, участниками которой являются только заинтересованные стороны: епархиальная комиссия и руководство прихода? Это было сделано намеренно публично. Такая тактика прослеживается с самого первого дня поступления указа епископа в Печору относительно о. Константина. То есть обычному рабочему порядку, прописанному в Гражданском кодексе, Уставе РПЦ был противопоставлен хорошо срежиссированный план противодействия, после которого уже не идет речь о каких-то временных мерах воздействия относительно бывшего настоятеля прихода.

- Очевидно, что людей беспокоит вопрос существования воскресной школы при храме. Каков на него ответ?

- Если каждому из вновь назначенных руководителей, которые еще не приняли дела, не вошли в проблемы конкретного учреждения, задавать вопросы относительно планов развития, то ответ будет однозначным: "Дайте срок". Так и новому священнику нужен определенный срок на изучение дел и подготовку ответов. Печально, что задавая вопросы о. Василию Францеву относительно судьбы воскресной школы, их авторы заведомо знали: ответов не будет, а, следовательно, это обстоятельство сыграет не на упрочение авторитета о. Василия Францева. Данная тема активно эксплуатировалась в сетях Интернета. Очевидно, тоже с ведома о. Константина.

- То есть, не получилось братского диалога между епархиальной комиссией и прежним настоятелем?

- Должен признать, что не получилось, и не наша в том вина. Когда мы приехали с указами владыки, то увидели, что в храме нас встречают отнюдь не по-братски. Нас призвали говорить в присутствии рабочих и некоторых прихожан, а сам разговор проходил в отнюдь не в братской атмосфере. Запомнился мне случай в воскресной школе, где так же было немало агрессивно настроенных прихожан, где задавались вопросы не с тем, чтобы услышать ответы. Нас, как мне кажется, просто не хотели слышать. С большим трудом мы сделали опись имущества в алтаре, воскресной школе. Как только дело дошло до церковной лавки - опять скандал. Епархиальная комиссия подверглась моральному давлению со стороны Елены Качур, диакона Виталия, а на выходе из храма нас встречала видеокамера ТРК "Волна". Обвинения в захвате храма посыпались на нашу семью, что отнюдь не соответствует действительности.

- Откуда такая агрессия? Должна быть серьезная первопричина конфликта.

- Не хотелось нам, епархиальной комиссии, вовлекать в сферу внутренних дел Церкви прихожан. Однако придется, коль скоро уклоняется от прямого ответа о. Константин Качур на вопрос, почему его отстранили. Дело в том, что в храм Спаса Нерукотворного в Печору на исправление был отправлен диакон Виталий Полищук, которого владыка Питирим воспитывает с малолетства. Но, к сожалению, и здесь в Печоре, где служит родственник диакона Виталия о. Константин, не произошло осознание им своих проступков. Более того, объединившись, оба священнослужителя выступили против владыки. У нас есть доказательства того, что о. Константин покрывал некоторые проступки диакона Виталия. Например его самовольный отъезд.

- Были ли финансовые нарушения в деятельности бывшего руководства прихода?

- Такая информация мне неизвестна. Приход отчитывался о своей деятельности, он строил. Хотя, если посмотреть по темпам строительства, то за 4 года с момента освящения престола можно было сделать гораздо больше, чем сделано до настоящего времени. В более скромных сельских приходах, где нет таких возможностей как в Печоре, за 4 года отстраивают большие храмы. Но пусть Господь будет судьей того, как и что происходило здесь. Задача епархиальной комиссии - осуществить приемо-передачу, и мы ее выполнили, даже без замечаний в акте.

- После подписания акта начались богослужения или противостояние продолжалось?

- Несколько раз срывались богослужения. И не по вине действующего священника, однако, сейчас все идет своим чередом. Но после одного явно спланированного срыва в поддержку о. Константина стали собираться подписи. По нашим сведениям собрано 1200 подписей, то есть поставившие их даже не подозревают, что тем самым выразили поддержку человеку, не подчинившемуся указу владыки, а, значит, воле правящего архиерея. В Скоропослушническом монастыре собрали 1600 подписей в поддержку владыки Питирима, но в подписных листах четко описана ситуация (раскол, неповиновение). И здесь, ставя свои подписи, люди знали, кого и в чем поддерживают. Так же от монастыря в Великую субботу был устроен крестный ход, который прошествовал к храму Спаса Нерукотворного, где совершен молебен. В это же время перед схождением Благодатного огня крестный ход был совершен в Иерусалиме. Мы, священники, видим в этом промысел Божий. Увы, наши оппоненты осмеяли это в Интернете в статье "Пасха в Печоре".

- Вы сказали об оппонентах. Много ли их?

- Активных деятелей, судя по подписям под заявлением в прокуратуру, немного - 9 человек. Но беда в том, что этого количества достаточно для создания конфликтных ситуаций, провокаций, противостояния с епархиальной комиссией. Один из членов комиссии иеродиакон Климент Лямин, перенес микроинсульт в результате постоянного психологического давления, а ведь ему всего 21 год. Немало вытерпели и монахи, которые поселились здесь для того, чтобы в дальнейшем создать на этом месте мужской монастырь (скит).

- Удалось ли, несмотря на ситуацию, наладить службу в Печорском районе?

- Были предприняты меры, чтобы в храмах района проводились богослужения: о. Михаил был направлен в Каджером, о. Серафим, о. Василий Францев - в Печору, о. Ефремий - в Чикшино. В это же время наши оппоненты пишут заявления в прокуратуру, обвиняя нас во множественных нарушениях. Дело доходит до того, что обращаются с заявлением в суд на о. Василия Францева. Активно распространяются слухи о возвращении в приход о. Константина Качура. Но в результате всех обстоятельств это стало невозможным. Данный священник находится за штатом и не вправе служить на территории нашей епархии. Понятно, что его сторонники хотят возвращения, и понимая тщетность своего желания при такой позиции владыки, уже не уповают на действующего архиерея. Он не вернет священника, который не собирается раскаиваться в своих поступках, хотя такие возможности у того были. Теперь оппонентам остается одно - снять с должности владыку, и на это сейчас направлена их деятельность в Интернете.

- Даже если представить при служебном росте владыки Питирима, как это произошло с епископом Екатеринбуржским Викентием, его отъезд из Республики Коми, не обязательно будет возвращен о. Константин. Непослушание не приветствуется в РПЦ, живущей по своим строгим законам.

- Согласен с вами. И как бы кто не раздувал конфликт в Интернете, решение о назначении, кадровом перемещении принимается не ими.

- Отец Михаил, скажите: сколько сценариев есть у данного конфликта?

- С самого начала считал и считаю, что Господь все расставит на свои места. Мы видим, как рушатся планы наших оппонентов, но нас это ни в коей мере не обольщает. Дело в том, что создана опасная ситуация, заключающаяся в следующем: группа, действующая против воли правящего архиерея, создает негативное общественное мнение, подрывающее в итоге сами устои Православной церкви. Но беда еще в том, что данная группа, возглавляемая своим духовным лидером, постепенно превращается в некую общность людей, напоминающую что угодно, но не православное сообщество. По выступлениям в СМИ, четко прослеживается самореклама, и уже православный храм становится с их подачи "нашим храмом", а их поведение напоминает поведение с сектантским оттенком. Если в храме человек находит отдушину не в Боге, а в общении - это ни что иное, как подмена понятий. А если при этом ведется явно раскольническая деятельность, то становится страшно за идущих этим путем. Но мы будем молиться за них, чтобы вразумить и наставить на путь истинный. Еще не поздно одуматься одним и не стать на шаткий путь другим. Ведь выступать против правящего архиерея - все равно, что идти против патриарха и, в итоге, против православной Церкви. А это путь в никуда.

Беседовала Раиса Глущенко.
Газета «Печорское время» № 150-151 от 03 августа 2011 г.

 

На главную страницу