На главную страницу

 Поделись ссылкой с друзьями

Игумен Серафим (Лапиев): «По плодам их познаете их».

игумен Серафим (Лапиев),   настоятель
храма Спаса Нерукотворного г. Печора

- Дорогой отец Серафим, расскажите нашим читателям немного о себе.

- Родился и вырос я в Печоре, учился здесь до 8 класса, потом окончил техникум в Вологодской области, по окончании которого ушел в армию.

Не могу сказать, что я ушел в армию верующим человеком, но еще перед отправкой на службу мама заставила меня выучить наизусть молитву «Отче наш…», вот ее я и читал в те моменты службы, когда приходилось трудно и тяжело. Это делалось мною скорее неосознанно, но дало свой плод. И когда я вернулся после службы в Вооруженных Силах в родную Печору, я совершенно сознательно сделал свой выбор, и пошел к Богу. У каждого свой путь к Нему. Для меня он лежал через храм, настоятелем которого был в то время наш дорогой Владыка, а тогда еще игумен Питирим. В то время, это был 1994 год, еще не существовало Сыктывкарской и Воркутинской епархии, Республика Коми входила в состав Архангельской и Мурманской епархии, правящим архиереем которой был владыка Пантелеимон.

В храме я нес алтарное послушание. Когда началось возрождение Троице-Стефано-Ульяновского монастыря, то вместе с игуменом Питиримом поехал туда и я, с твердым желанием принять монашество. Господь услышал мои молитвы, и в августе я сподобился монашеского пострига, а затем, на Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, был рукоположен владыкой Пантелеимоном во иеродиаконы. Владыка как раз посещал нашу обитель, где освящал Успенский кладбищенский храм. За первой Божественной Литургией во вновь освященном храме и состоялась моя хиротония. В следующем году я был рукоположен во иеромонахи, происходило это в городе Архангельске, где находилась кафедра тогдашней Архангельской и Мурманской епархии.

Я благодарен Господу за то, что он даровал мне возможность находиться у истоков возрождения Троице-Стефано-Ульяновского монастыря и становления монашеского братства. Из тех, кто тогда только начинал свой монашеский путь, вышли многие известные ныне священники, некоторые стали настоятелями вновь открытых монастырей.

Затем было мое служение на приходе в селе Деревянск, Усть-Куломского района, откуда я был направлен в Усть-Вымский монастырь уже в сане игумена, где и нес свое послушание до последнего назначения сюда в город Печору, настоятелем прихода Спаса Нерукотворного.

- Как Вы оцениваете ту обстановку на приходе Спаса Нерукотворного, которую обнаружили при вступлении в должность настоятеля?

- Обстановка, которая здесь сложилась на тот момент, достойна многих слез. Мне никогда не приходилось сталкиваться с подобным. Многое из происходившего здесь тогда и происшедшего позже, уже известно людям. Я бы не хотел подробно останавливаться на имевших место возмутительных случаях непослушания, провокаций, дестабилизации работы прихода и открытого противления церковной власти со стороны бывшего настоятеля и его приближенных. Безусловно, я слышал о том, что подобное где-то происходило в Церкви, или в настоящем или в церковной истории, но лично столкнулся с подобным впервые.

Если же говорить об оценке ситуации в целом… Господь сказал: «по плодам их познаете их». Тот плод, который принесло многолетнее настоятельство о.Константина Качура нельзя назвать добрым плодом. Можно много говорить о том, что Константин Качур многое сделал в деле строительства храма, но плод духовный не в этом.

Апостол говорит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Когда же от людей исходит агрессия, непослушание, стремление к конфликту, желание любыми способами доказать свою мнимую правоту, то я не вижу здесь действия благодати Духа Святого. Плодом того духа, который господствовал на приходе, стал выход бывшего настоятеля из подчинения священноначалию и увод за собой части прихожан. Куда он ведет этих бедных людей? Как это стало возможным? Это стало возможным вследствие того, что в души прихожан сеялись недобрые семена, и эти семена дали недобрые всходы.

Я пытаюсь призвать непослушных к покаянию. Регулярно напоминаю им о том, что святые, к которым мы молитвенно обращаемся в храме, должны служить нам примером для подражания. Нет ни одного святого, которой бы вел себя подобным образом, а ведь многие из них были изгнаны из монастырей, а то и с епископских кафедр. В то же время церковная история сохранила для нас примеры поведения еретиков и раскольников – врагов Церкви, которые были отторгнуты от Церкви вследствие своего непослушания и становления на путь борьбы с Церковью. И только нам самим решать, кому мы хотим уподобиться. А если мы молимся Господу и святым Его, а сами творим дела тьмы, то мы забыли то, для чего мы собираемся в храме. Забыли свои обязанности перед Богом. Забыли обязанности, которые накладывает на нас звание православного христианина. Строя храм вещественный забыли о своем внутреннем храме, который осквернили нечистотой непослушания и гордыни.

Вспомним 50-й псалом. Господь не ждет от нас всесожжения. «Жертва Богу – дух сокрушен…» Сердце сокрушенное и смиренное. Где это у нас?

Верую в то, что Господь не погубит искренне заблуждающихся людей, не преследовавших личных амбиций, а просто по своей простоте впавших в заблуждение и вернет их на путь жизни с Богом.

Многие из тех, кто по началу, по заблуждению шли за Качуром, уже покаялись, вернулись в Церковь. Верю, что и остальные последуют им. Еще раз хочу напомнить: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит!

Беседовал Владислав Пластинин

На главную страницу